Кто и как отвечает за создание системы электронной торговли биотопливом

Согласно прогнозам Энергетической стратегии Украины на период до 2035 года объем биомассы, биотоплива и отходов в общем первичном поставках энергии будет расти с 4 млн т н.э. в 2020 году до 11 млн т н.э. в 2035 году. С целью реализации первого этапа Энергетической стратегии Украины правительством разработан План мероприятий, который в 2018 году предусматривает разработку и принятие нормативно-правовых актов для внедрения электронной платформы торговли биологическими видами топлива.

В рамках проекта Муниципальная энергетическая реформа, проведено исследование мирового опыта создания и функционирования аналогичных систем торговли биотопливом. На основе полученных результатов и с учетом национальных особенностей разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по развитию торговли твердыми биологическими видами топлива».
 
Что предлагается?
 
Проектом Закона предлагается создание системы электронной торговли твердым биотопливом, которая должна способствовать увеличению объемов производства и торговли твердым биотопливом, а также установлению прозрачных рыночных цен на него. При текущих ценах на различные виды биотоплива в Украине, общий оборот системы электронной торговли биотопливом в 2035 году оценивается в 30 млрд грн., А в начале функционирования системы в 2019 году - более чем 1 млрд грн.
 
Урегулирование вопроса создания и деятельности электронной системы торговли твердым биотопливом планируется осуществить путем внесения изменений в существующий Закон Украины «Об альтернативных видах топлива». С указанным Законом будет внесен новый раздел, который будет определять порядок функционирования системы электронной торговли твердым биотопливом, а также ряд новых терминов, среди которых основной следующий:
 
«Система электронной торговли твердым биотопливом - информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая проведение электронных аукционов, создание, размещение, обнародование и обмен информацией и документами в электронном виде».
 
Виды топлива будут реализовываться через электронную систему?
 
Предполагается, что в системе электронной торговли биотопливом будет осуществляться торговля твердым биотопливом, включающий древесное топливо (гранулы, брикеты, дрова, щепа, древесные отходы), биотопливо аграрного происхождения (тюки, гранулы, брикеты из соломы и стеблей кукурузы, шелухи подсолнечника) и другие биотоплива.
 
На кого распространяется действие этого Закона?
 
Проектом закона предусматривается государственное регулирование электронной торговли твердым биотопливом. Регулирование должно осуществляться центральными органами исполнительной власти (ЦОИВ), формирующие и реализующие государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива - это Минрегион и Госэнергоэффективности Украины.
 
Какие полномочия Минрегиона и Госэнергоэффективности в сфере электронной торговли биотопливом?
 
Полномочия ЦОИВ, что формирует государственную политику в сфере альтернативных видов топлива (Минрегион):
Полномочия ЦОИВ, реализующим государственную политику в сфере альтернативных видов топлива (Госэнергоэффективности):
Кто является оператором системы электронной торговли биотопливом и каковы его полномочия?
 
В Закон Украины «Об альтернативных видах топлива» будут внесены определения срока, согласно которому «оператор системы электронной торговли твердым биотопливом - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, создана и зарегистрирована в установленном законодательством порядке на территории Украины, обеспечивающей функционирование системы электронной торговли твердым биотопливом»
 
Оператор системы электронной торговли твердым биотопливом выступать единым оператором по всей территории Украины. Выбирать его предлагается сроком на 5 лет. Отбор оператора будет осуществляться на конкурсной основе по определенным критериям. Это, в частности, наличие технических средств, средств связи и программного обеспечения, что необходимо для осуществления электронной торговли, опыт электронной торговли энергоресурсами, цена на услуги оператора и другие.
 
Обязанности оператора системы электронной торговли биотопливом
Кроме управления работой электронной платформы оператор должен осуществлять контроль за соблюдением участниками правил торговли, вести контроль за выполнением договоров, включая мониторинг и подготовку отчетов, а также предоставлять аккредитацию участников и участвовать в урегулировании споров.
Во избежание конфликта интересов, оператор системы электронной торговли биотопливом не имеет права осуществлять хозяйственную деятельность, связанная с производством твердого биотоплива и / или энергии, произведенной с использованием биотоплива, а также не должен быть связан с одним участником системы торговли .
 
Кто является участниками системы торговли биотопливом и их права?
 
Законопроектом предусмотрено, что «участник системы электронной торговли твердым биотопливом - это лицо, которому оператор предоставил доступ к системе электронной торговли твердым биотопливом в порядке, предусмотренном правилами осуществления электронной торговли биотопливом».
 
Участником системы электронной торговли твердым биотопливом может стать любой заинтересованный субъект хозяйствования, который осуществляет деятельность, связанную с производством потреблением твердого биотоплива.
 
Однако, на государственные и коммунальные предприятия, осуществляющие производство твердого биотоплива предлагается возложить обязанность осуществлять реализацию твердого биотоплива через систему электронной торговли. В частности, государственные и коммунальные предприятия, производящие твердое биотопливо, обязаны постепенно (от 20% общего годового объема производства биотоплива в 2019 году до 100% в 2023 году) перейти к работе через систему электронной торговли биотопливом. В соответствии с этим производители тепловой / электрической энергии из биомассы по стимулирующими тарифам тепловой, а также заказчики в понимании Закона Украины «О публичных закупках» обязаны закупать от 20% биотоплива в 2019 году до 100% в 2023 году через электронную систему торговли биотопливом.
 
 
Вячеслав Антоненко, Евгений Олейник *, специально для ИА "Украина Коммунальная".
 
* статья подготовлена ​​по материалам проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине». Мысли авторов, высказанные в этой публикации не обязательно совпадают с позицией Агентства США по международному развитию (USAID) или правительства Соединенных Штатов Америки.
 
 

Если вы находитесь в поиске газонокосилки или бензопилы высокого качества, то советуем вам заглянуть на сайт https://proinstrument.com.ua/. Здесь представлен широкий выбор инструментов от компании STIHL. Высокое качество, которое вас не подведет. Вся продукция сертифицирована.

05 декабря 2018 г. 12:41

Назад