«Минимальная заработная плата в Украине должна расти быстрее, чем растет инфляция в Украине»

Сегодня большинство населения интересует вопрос: ждать в этом или следующем году существенного увеличения минимальной заработной платы? Например, профсоюзы считают, что минималка должна быть на уровне 7,7 тыс. грн.
 
На це и другие вопросы ответил вице-премьер-министр Украины Павел Розенко агентству "Интерфакс-Украина".
 
Логика действий правительства сегодня такова: минимальная заработная плата в Украине должна расти быстрее, чем растет инфляция в Украине. В течение трех последних лет мы четко движемся по этому пути. Давайте говорить откровенно - за это время мы сделали серьезный прорыв в реформировании системы оплаты труда и поднятии минималки. Подтверждение этому - три года назад минимальная заработная плата в пересчете была 53 доллара, а сегодня уже более 150 долларов.
 
Мы прекрасно понимаем, что этого недостаточно, ведь работающий человек в Украине недооценена. К сожалению, мы продолжаем сталкиваться с ситуацией когда семьи, где по меньшей мере один человек работает, находятся за чертой бедности. Таких семей в Украине около 20%. Это не нормально, когда человек работает, но не может обеспечить свою семью даже на грани минимально необходимого уровня.
 
В то же время, нужно обращать внимание не только на рост минимальной заработной платы, но и на рост зарплат в целом. Очень приятно, что в прошлом году и президент, и премьер-министр, и я неоднократно заявляли, что мы ожидаем к концу 2018 среднюю заработную плату в размере 10 тыс. Гривен. Тогда было очень много скепсиса, но по декабрю месяцу 2018 средняя зарплата составила 10 тыс. 500 гривен. Это прекрасный показатель.
 
Какой прогноз на 2019?
 
На 2019, я думаю, что есть все возможности достичь границы 12 тыс. Гривен, с учетом того, что курс гривны будет колебаться в приемлемых пределах, и инфляция в этом году не превысит 8%. Это было бы очень неплохо, если бы средняя зарплата выросла примерно на 15-20%, что с учетом инфляции, составит 10% роста реальной заработной платы.
 
Кстати, еще министром соцполитики вы хотели создать Национальное агентство занятости на замену соответствующей службе. Почему после переформатирования правительства от этой идеи отказались?
 
Я бы не говорил о том, что от этой идеи отказались. Дело в том, что для создания Национального агентства занятости нужны изменения в действующее законодательство, а это лежит в плоскости парламента. Для меня сегодня не важно, как называется структура, для меня важно, чтобы служба занятости была превращена в настоящий эффективный центр поиска работы, а не была просто кассой, которая выдает пособие по безработице. Могу сказать, что сейчас Служба занятости реформируется в соответствии с теми направлениями, которые я зафиксировал еще будучи министром. В Службе прошли серьезные структурные и кадровые изменения, произошло резкое сокращение персонала, вместе с повышения эффективности ее деятельности. Поэтому, несмотря на то, что не удалось провести через парламент соответствующие изменения, реформирования Службы занятости идет в течение последних четырех лет, и, по-моему, оно довольно эффективным.
 
На сегодня мы имеем примерно на 10% больше вакансий, чем это было в прошлом году, а это значит, что и рынок труда оживает, и работа Службы занятости становится более активной. Нас очень радует, что сегодня есть десятки тысяч вакансий, где зарплата составляет от 14 тыс. гривен и выше.
 
Тогда же речь шла о создании единой базы вакансий, этот проект будет реализован?
 
Проект уже практически реализован. На сайте Службы занятости есть соответствующие сервисы, которые дают возможность получить информацию о наличии вакансий во всех регионах Украины. Поэтому, с точки зрения электронного управления и доступа людей к информации, Служба за три последних года стала более открытой.
 
Но все же на коммерческих платформах по поиску работы выбор вакансий более широкий.
 
Безусловно. Здесь вопрос в том, что Службе занятости очень трудно конкурировать с кадровыми агентствами, несмотря на то, что она является элементом государственной машины, а частный бизнес развивается более интенсивно. Но я все-таки хочу, чтобы Служба занятости создала реальную конкуренцию на рынке кадровых агентств с частными службами. Это сделать трудно, но показатель количества вакансий в Службе занятости, за последний год существенно увеличилось, показывает, что Службе стали больше доверять работодатели.
 
На мой взгляд, идет явное затягивание принятия новой редакции Трудового кодекса. И если раньше о необходимости его принятия время от времени говорили, то последние полтора года об этом все молчат. Когда возможно его принятия?
 
Трудовой кодекс сам по себе очень тяжелый документ, ведь речь идет о серьезной кодификацию действующего законодательства. Это достаточно сложный процесс, к которому привлечено не только государство, а предусматривающий серьезный диалог между работодателями и профсоюзами. Прежде всего, именно они должны найти между собой баланс: с одной стороны, что должно развивать и двигать экономику, а с другой стороны, что будет защищать социальные права. Работодатели, очевидно, хотят более серьезно либерализовать трудовое законодательство, а профсоюзы, конечно, хотят существенного роста социальных гарантий людей.
 
Новая редакция Трудового кодекса была принята Верховной Радой в первом чтении, и сейчас документ является собственностью парламента. Насколько я знаю, он готов ко второму чтению и невнесения его в зал - это только политический момент. Но вопрос не только в том, чтобы его вынести в зал, а очень важно, чтобы он был принят. Кроме того, нужно, чтобы он был согласован со всеми ратифицированными Украиной конвенциями Международной организации труда.
 
Скажите, а какие последние результаты переговоров относительно предложения Минсоцполитики ограничить использование ФЛП вместо наемных работников?
 
Это была инициатива Министерства социальной политики, она не согласовывалась ни на уровне президента, ни на уровне правительства. Это конура их идея, они вынесли ее на всеобщее обсуждение. Я, с одной стороны, не поддерживаю сам подход к решению вопроса о ФЛП, но я рад, что все-таки в стране что-то меняется. Потому что если раньше все такие решения принимались "втихаря", писались на колене и протягивались через Верховную Раду, не обращая внимание на мнение людей, то сегодня стиль новой власти - проводить публичные обсуждения. Сейчас обсуждение продолжается, и я убежден, что совместно с ИТ-сектором Министерство социальной политики найдет формулы для решения этого вопроса.
 
Согласно меморандуму, Украина на период действия программы сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ) приостановила введение второго (накопительного) уровня пенсионной системы. Когда эта система все же может заработать?
 
Я последовательным сторонником введения трехуровневой системы пенсионного обеспечения, ведь считаю, что украинцы должны получать пенсии не из одного источника, как сейчас, а из трех: солидарная и накопительная системы, а также негосударственное пенсионное страхование. Проблема с внедрением в последние годы была связана с балансированием бюджета Пенсионного фонда, поэтому мы пошли на первый этап проведения пенсионной реформы через общеобязательное государственное пенсионное страхование. Но, на мой взгляд, задерживаться с введением накопительной пенсионной системы нельзя.
 
Если бы Украина вовремя ввела накопительную систему примерно 10 лет назад, то мы бы за это время аккумулировали больше ресурсов в экономике Украины от системы пенсионного страхования, чем получили кредитов от Международного валютного фонда. Вот какого ресурса мы лишении-за нерешительности политиков. Я считаю, что Украина готова к внедрению накопительной системы, и нужно лишь политическое решение Верховной Рады относительно ее запуска. Для этого есть соответствующие подготовлены и согласованы, в том числе с правительством, проекты законов.
 
Это возможно сделать с 2020 года?
 
Возможно, если парламент в ближайшее время за это проголосует. Нам нужно примерно 3-4 месяца для принятия дополнительной нормативной базы по запуску накопительной системы. Поэтому я призываю Верховную Раду как можно быстрее это сделать, и с 2020 года запустить накопительный уровень.
 
О пенсиях военным. Кабмин сделал некоторые шаги своими решениями, но будет ли этот вопрос урегулирован комплексно на законодательном уровне? Почему не принимается законопроект?
 
Дело в том, что вопрос с перерасчетом пенсий военным пенсионерам возникла не сегодня, а накапливалась последние десять лет. Когда мы пришли к управлению, у нас получилась ситуация, что если бы мы перечислили пенсии военнослужащим сразу, то нам бы не хватило бюджета пенсионного фонда. Поэтому, на мой взгляд, было принято правильное и адекватное решение, которое поддержала Верховная Рада, о необходимости осовременивания пенсии военным пенсионерам, но сделать это в три этапа. Первые два этапа мы прошли, и дальше будем двигаться. Стоит отметить, что именно нынешнее правительство вернулось к вопросу перерасчета пенсий военным.
11 марта 2019 г. 09:27

Назад