"Даже имея задолженность, человек может обращаться за субсидией"

Министр социальной политики Марина Лазебная рассказала, почему реальный прожиточный минимум далек от расчетного и когда это изменится, когда минимальная пенсия будет составлять 4 тысячи гривен. Также министерша объяснила, кому из субсидиантов начислят субсидию по увеличенным соцнормам и почему, сообщают «ФАКТЫ».
 
«Люди, которые не могут обеспечить себя другими доходами, должны получать помощь от государства не меньше фактического прожиточного минимума»
 
— Марина, начнем с вопроса, который беспокоит многих пожилых людей. Итак, будут ли выплачивать пенсии вовремя? Ведь заканчивается год и, как мы знаем, денег в бюджете остается мало.
 
— Точно все будут выплачивать вовремя! Если в какой-то момент происходит разрыв во времени между поступлением средств от ЕСВ и необходимостью уплатить пенсии, то Пенсионный фонд берет казначейский заем, а затем, когда поступают средства, его погашает. Таким образом, ПФУ балансирует.
 
Кроме того, как я уже говорила, до конца года мы проведем еще два этапа повышения пенсий для отдельных категорий пенсионеров — минимальных пенсий, надбавок и повышений к пенсии в связи с ростом прожиточного минимума и минимальных пенсионных выплат для людей старше 65 лет. , имеющих стаж 30/35 лет.
 
Это завершающие этапы комплексной программы повышения пенсий, которую мы реализовали в этом году. По ее результатам на конец года средняя пенсия превысит 4 000 гривен.
 
— В Украине многие соцвыплаты привязаны к прожиточному минимуму. В то же время, разница между фактическим и расчетным минимумом составляет 50%. Когда уже будет один, но реальный?
 
— Мы наработали решение, наш пакет законопроектов для решения этого вопроса находится на рассмотрении в Верховной Раде, есть один депутатский законопроект.
 
Спрашивается: зачем нужен пакет законопроектов, почему нельзя просто взять и повысить прожиточный минимум, заложенный в государственном бюджете, до фактического? Отвечаю. Потому что за 30 лет независимости мы имеем более 150 различных платежей, которые не являются основным источником доходов человека, а иногда вообще не имеют отношения к социальной сфере, но определяются почему-то на основе прожиточного минимума. Это многочисленные штрафы, пени, административное собрание и подобные платежи.
 
Например, для получения возмещения части расходов иностранные производители кинофильмов, снимающих кино в Украине, должны подтвердить затраты на уровне не менее 4 000 прожиточных минимумов. Зачем привязка к понятию «прожиточный минимум» в киноиндустрии? Пока она существует, какие-либо изменения в размерах прожиточного минимума для людей будут нарушать баланс интересов в кинопроизводстве.
 
Или у нас есть судебный сбор. Так, максимальная ставка судебного сбора за подачу имущественного иска составляет 350% прожиточного минимума. Если поднимем прожиточный минимум, автоматически вырастет и эта ставка.
 
— Как именно планируете «отвязать» прожиточный минимум от того же административного сбора или доплат чиновникам?
 
— Есть три этапа, которые прописаны в наших законопроектах.
 
Первый – вернуть прожиточному минимуму его основное значение, то есть отвязать от этого понятия все, что не является основным источником существования человека.
 
Для расчетов денежных выплат, административных сборов, штрафов мы предложили ввести соответствующие расчетные базовые величины. В социальной сфере так же: надбавки, повышения, доплаты, которые являются дополнительными выплатами к пенсиям, а их множество нужно отвязать. Предлагаем применять базовую расчетную величину для соцвыплат. После внедрения этого механизма никакие надбавки, повышение не будет уменьшено. К тому же они будут регулярно увеличиваться по единым для всех правилам. В законопроекте предусматривается, что размеры этих выплат, сложившиеся на дату введения базовых расчетных величин, будут ежегодно, не менее двух раз в год, увеличиваться с учетом показателя роста потребительских цен.
 
В законе о государственном бюджете на соответствующий год будут утверждаться размеры базовой величины для соцвыплат и одновременно предусматриваться средства на социальные выплаты, исчисленные с учетом этой величины, поскольку все они финансируются на средства государственного бюджета.
 
— Как это будет выглядеть на практике?
 
— Это будет происходить следующим образом. Например, у нас есть прибавка почетному донору — 10% прожиточного минимума. После предложенных изменений эта надбавка составит 13% базовой расчетной величины для социальных выплат. В денежном выражении она даже вырастет. Но не будет сдерживать повышение прожиточного минимума до его фактической величины и установление минимальной пенсии по возрасту с учетом этой величины.
 
Этими изменениями мы вводим единый принцип определения надбавок и доплат в социальной сфере вместо кучи хаотических и не связанных между собой методов. Это позволит в дальнейшем управлять этим как системой и обеспечивать справедливость и единые подходы.
 

Вот, например, набавка детям войны, ежемесячная дополнительная пенсия за вред здоровью, причиненный Чернобыльской катастрофой, установлены в фиксированной сумме. Семь лет они не пересматривались: как были соответственно 66 гривен и 113,88 гривны в 2014 году, так и остались по сей день. Мы хотим привязать сумму к базовой социальной величине. И тогда она дважды в год будет повышаться.

Такой же принцип для штрафов, административных сборов и других платежей. Для каждой группы мы представили свою базовую расчетную величину. С этой целью был проведен аудит огромного перечня нормативных актов и выписан необходимые изменения к ним.
 
Чтобы реализовать первый фундаментальный этап, Верховная Рада должна принять эти изменения. Без такой отвязки и упорядочения движения не будет.
 
Второй этап — должны определить современную методологию расчета прожиточного минимума по лучшим мировым стандартам, а не устаревшим перечням товаров и услуг. Это мы также предложили в правительственном законопроекте.
 
А третий этап нужно выполнить статью 46 Конституции Украины. Там сказано, что пенсии и соцвыплаты, которые являются основным источником существования человека, должны быть не ниже прожиточного минимума.
 
Сегодня расчетный прожиточный минимум, который заложен в государственном бюджете, меньше фактического, рассчитываемого Минсоцполитики, на 50%. Но люди, которые не могут обеспечить себя другими доходами, должны получать помощь от государства не меньше фактического прожиточного минимума. Мы хотим платить на этом уровне минимальные пенсии, минимальные зарплаты, помощь малоимущим, помощь людям с инвалидностью.
 
Мы сделали расчеты, согласно которым в наших экономических реалиях на реализацию этого третьего этапа стране требуются три года. То есть, за три года постепенно сможем повысить минимальные гарантии, которые я перечислила, до уровня фактического прожиточного минимума.
 
– Почему эта реформа не реализуется активно?
 
— За основу принят законопроект, где нет системы базовых расчетных величин. Я за повышение прожиточного, но как его сделать так, чтобы это не разорвало бюджет?
 
В принятом проекте прописано только, что прожиточный минимум должен быть 40% от средней зарплаты. Но без увязки от прожиточного всех штрафов, надбавок и других платежей бюджет страны не сможет обеспечить выполнение этой нормы. Все наши наработки — в Раде, но по состоянию на сегодняшний день эти законопроекты не приняты.
 
Поэтому пока народные депутаты решают этот вопрос, мы через постановления КМУ повышаем социальные стандарты, приближая их к фактическому прожиточному, а не тому, что заложен в бюджете.
 
Например, в следующем году, с октября, минимальная пенсионная выплата будет составлять 3 тысячи гривен для людей старше 70 лет, имеющих страховой стаж 30 лет — для женщин и 35 — для мужчин. Она будет уменьшаться пропорционально имеющемуся стажу. Часто случается, что у человека 34 года и 9 месяцев стажа, а нужно 35. Поэтому мы сделали эту пропорциональность.
 
Как видите, минимальная пенсионная выплата в 3 тысячи гривен почти на 50 процентов превышает прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, предусмотренных в проекте Государственного бюджета на 2022 год.
 
В случае принятия наших предложений следующим шагом может быть установление минимальной пенсионной выплаты в приведенном примере на уровне 4 000 гривен.
 
«Наши люди добросовестны, поэтому количество нарушений незначительно»
 
— Недавно наши читатели начали жаловаться на существующую задолженность по выплате пособия по безработице. Почему она появилась?
 
— Фонд безработицы не в нашей сфере ответственности, точную информацию о ситуации может предоставить Минэкономики. Вообще, проблема всех фондов социального страхования началась в 2016 году, когда почти вдвое уменьшили единый социальный взнос. Это была несистемная фискальная реформа. Тогда уменьшили фискальную базу, но не просмотрели направления финансирования. Ресурсы снизились, а потребности даже увеличились. Потому и возникла проблема. За счет чего повышать пенсии, выплаты по регрессам, сейчас еще «наковальные» выплаты? У Фонда социального страхования по больничным просрочена задолженность 1,5 млрд. Здесь мы работаем над цифровизацией и верификацией.
 
— Недавно были введены электронные больничные листы. Благодаря им удастся снизить задолженность за ними?
 
— Введение электронных больничных шаг вперед. Прежде всего, это поможет бороться с покупкой этих документов. Ведь теперь нужно, чтобы врач внес медицинское заключение в систему, Пенсионный фонд на его основании сформировал больничный, который сразу увидит работодатель. Конечно, как при запуске чего-либо нового возникают вопросы, однако купить больничный в онлайне по-прежнему уже нельзя.
 
Также электронный больничный за счет обмена информацией между регистрами позволяет проще проводить верификацию. Например, раньше случалось, что человек взял больничный и уехал за границу отдыхать. Такого не должно быть.
 
— Начисление субсидии — еще один важный вопрос. Недавно появилась информация, что ее получатели будут проверять новый орган. Кто и как это будет делать?
 

— Такой новый орган не создавался и не планируется. С 2016 года верификацию всех социальных выплат производит Минфин. Они ежемесячно дают нам рекомендации по выявленным неточностям и разногласиям.. На основе этих рекомендаций проводятся проверки органов социальной защиты, которые назначали вызывающие вопросы соцвыплаты. То есть людей-получателей мы не проверяем. Проверяем органы, назначающие соцвыплаты. На самом деле, нарушений подтверждается немного. Из 2 миллионов рекомендаций о несоответствиях, полученных от Минфина, нарушения подтвердились в 7% случаев.

  — Какие несоответствия чаще всего выявляют?
 
— Чаще это дорогие покупки на сумму более 50 тысяч гривен.
 
Реализацию социальной политики у нас осуществляет Национальная социальная сервисная служба. Министерство формирует политику. Поэтому для Нацсоцслужбы мы прописали детальный порядок проверки органов соцзащиты по поводу правильности назначения субсидий. Также они должны проверять поставщиков социальных услуг.
 
В перспективе проверка должна производиться автоматически и до назначения, а не постфактум. Человек приходит, предоставляет документ и по нему из единого социального реестра подтягивается вся информация.
 
Сегодня для получения субсидии человек декларирует свое имущественное положение, указывает количество жильцов в жилом помещении, а другие сведения, необходимые для назначения, органы социальной защиты получают по запросам. От ГНС получают данные о доходах людей, от Пенсионного фонда Украины – о доходах и уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, от органов местного самоуправления – о зарегистрированных в жилых помещениях лиц, от управляющих многоквартирного дома, объединениях совладельцев многоквартирного дома , исполнителей коммунальных услуг — размер взносов/платежей, тарифов на жилищно-коммунальные услуги и платежей за такие услуги.
 
Через 10 дней после поступления информации принимается решение о назначении или неназначении субсидии.
 
Проверки же производятся постфактум. Наши люди добросовестны, поэтому количество нарушений незначительно, однако нужно производить превентивную верификацию.

— На днях появилась информация, что прикарпатцам будут начисляться субсидии по увеличенным на 50% социальным нормативам. Изменения будут действовать при внедрении карантинных ограничений «красной» зоны. Но ведь такой карантинный режим введен во многих городах, увеличат ли соцнормативы и в них?
 
— Для всех регионов, вошедших в красную зону карантина, мы начисляем субсидии по увеличенным на 50% социальным нормативам потребления на отдельные коммунальные услуги. Это основные услуги: отопление, электроэнергия, подогрев воды, газ для приготовления пищи. Кроме того, несмотря на то, что отопительный сезон стартовал с 15 октября, начисление субсидии на отопление осуществляется за октябрь за полнолуние.
 
Если область вошла в «красную» зону в конце октября, то перерасчет произведем в ноябре.

— С лета многие киевляне в платежках увидели такую ​​графу, как рекомендованный платеж за отопление. Мало кто его платил, ведь отдавать деньги за услугу, которую не получаешь, не все хотят. Могут ли не предоставить или забрать субсидию из-за долга за неуплату такого платежа?
 
– Нет! Это не долг. Это рекомендуемый авансовый платеж. Для назначения субсидии берутся показатели платежной дисциплины только за полученные коммунальные услуги.
 
К слову, даже имея задолженность, человек может обращаться за субсидией. Для этого следует принести договор о реструктуризации долга с поставщиком услуг.
 
Чаще всего отказывают в субсидии, когда человек имеет две машины, две квартиры, депозит на сумму более 100 тысяч гривен и другое существенное состояние. Субсидия — это всегда индивидуальное дело, и его должны получать только те, кто действительно нуждается.
 
— По вашим подсчетам, сколько людей в этом году будут получать субсидии?
 

— В октябре количество получателей увеличилось на 100 тысяч, поэтому сейчас их уже 2,6 миллиона домохозяйств. Мы ожидаем, что будет 3-3,2 миллиона. Всегда говорю, что здесь нет и не может быть лимита. Нам важно донести до людей информацию, что все, кто действительно не может платить за платежками, должны обращаться за жилищной субсидией. 

19 ноября 2021 г. 09:45

Назад