ГлавнаяИнтервьюИнтервью"Если принять закон о накопительной пенсионной системе, нам нужно не менее 1,5 года, чтобы подготовиться к старту"

"Если принять закон о накопительной пенсионной системе, нам нужно не менее 1,5 года, чтобы подготовиться к старту"

Министерка социальной политики Марина Лазебная рассказала о добровольно-накопительный уровень пенсионной системы, введение обязательной накопительной пенсионной системы
Министерка социальной политики Марина Лазебная рассказала в интервью Украинским Новостям о добровольно-накопительный уровень пенсионной системы, введение обязательной накопительной пенсионной системы, систему защиты средств людей в рамках накопительной пенсионной системы, основные риски и преимущества накопительной системы.
 
Сегодня мы будем говорить о обязательную накопительную пенсионную систему, но начнем наше интервью с объяснения механизма добровольно-накопительного уровня пенсионной системы. Госпожа Марина, расскажите подробнее о добровольно-накопительный уровень пенсионной системы. Сейчас какой процент застрахованных наемных работников имеют накопления в негосударственных пенсионных фондах?
 
В июле 2003 года были приняты два сверхважных законы, которые считались законами пенсионной реформы того времени, и они действуют сегодня. Первый закон - "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", который определяет солидарную и обязательную накопительную системы. Второй закон - "О негосударственном пенсионном обеспечении", который предусматривает развитие негосударственных пенсионных фондов и добровольных взносов людей. Напомню, что с 1 января 2004 года этот закон вступил в действие, но добровольные пенсионные накопления появились в Украине с 2005 года. Фактически запуск добровольно-накопительной пенсионной системы состоялся 2005 года. Что мы имеем сегодня? Сегодня около 900 000 человек имеют накопления в негосударственных пенсионных фондах. Это около 10% от количества застрахованных наемных работников. Среди участников НПФ больше людей в возрасте 25-50 лет (55%), и в каждой возрастной группе больше мужчин. В целом почти 58% среди тех, кто добровольные пенсионные накопления - это мужчины.
 
В Украине зарегистрированы 63 НПФ, но на самом деле активными, которые развивают сервисы для людей, профессиональные стандарты и вообще этот сектор является 15-20.
 
Несмотря на недоверие, которое существует в нашем обществе к финансовым учреждениям, и даже коронакризу, пенсионное накопление постепенно развивается. Так, по данным Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов, только за первый квартал этого года активы НПФ увеличились почти на 75 млн гривен и превысили 3,5 миллиарда.
 
При этом НПФ выполняют основную свою функцию - выплачивают пенсии. За первый квартал 2021 выплатили почти 50000000 гривен, а в целом люди получили из НПФ уже более миллиарда гривен дополнительных пенсий.
 
Также важно, что подавляющее большинство негосударственных пенсионных фондов 2020 года заработала для своих участников прибыль, превысил уровень инфляции. Согласно информации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, средний показатель - более 11% в год.
 
В отличие от третьего уровня пенсионной системы, второй является обязательным, а не добровольным. На чем будет базироваться накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования? Для всех граждан будет обязательное участие в накопительной системе?
 
Что такое обязательная накопительная пенсионная система? Все официально трудоустроены люди - застрахованные лица - будут участниками этой системы, то есть они будут иметь свои пенсионные накопительные счета, куда будут отчисляться средства с их зарплаты.
 
Хочу сказать, что во многих странах именно обязательная накопительная пенсионная система дала толчок к детенизации рынка труда и заработных плат.
 
Мы предлагали также предоставить право людям за 50 лет самостоятельно решать, участвовать в накопительной системе. Пока это предложение не учтено.
 
По предложению нашего министерства включили к участию в накопительной системе людей, которые выполняют важные социальные функции и получают в связи с этим различные виды помощи и денежного обеспечения от государства (лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3 лет или ухаживают нетрудоспособных родственников, родители-воспитатели детских домов семейного типа и другие). Ведь они имеют низкие доходы и, как следствие, низкие пенсии из солидарной системы, поэтому лишать их возможности получить дополнительную накопительную пенсию нельзя. К тому же, в основном это женщины, а мы и так имеем значительный гендерный разрыв в размере пенсий - у мужчин пенсии превышают пенсии женщин более чем на 30%.
 
Физические лица-предприниматели, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, члены фермерского хозяйства будут участвовать на добровольной основе.
 
Сейчас работодатель платит 22% ЕСВ за каждого застрахованного наемного работника. При внедрении накопительной системы пенсионного страхования, работодатель будет обязан платить дополнительно ежемесячные отчисления с заработной платы каждого застрахованного лица? Какой это будет процент?
 

Сегодня мы строим системутаким образом, чтобы не было обременения на бизнес и людей. Сейчас в законодательных предложениях предусматривается, что работодатели будут платить на личный пенсионный счет человека 2% взносов за счет соответствующего уменьшения ставки ЕСВ, а работники - 2% за счет уменьшения ставки НДФЛ (налог на доходы физических лиц).

 
Также со Всемирным Банком мы обсуждали возможность на старте ввести взносы в размере 1% за счет соответствующего снижения ЕСВ и 1% платить на счет человеку напрямую из бюджета.
 
Фактически часть налогов, уплачиваемых сейчас, вместо перераспределения через бюджет передадут в собственность человеку. Это важное изменение отношений между государством и человеком. Уменьшение патернализма.
 
Как мы знаем, в Украине были неоднократные попытки ввести накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования с 2003 года. Почему, по Вашему мнению, накопительная система пенсионного страхования не была введена раньше?
 
Так случилось, что в течение 16 лет политики в нашей стране соревнуются, кто громче крикнет, что не даст мошенникам украсть деньги людей. Под этими лозунгами останавливают все попытки построить качественную систему пенсионных накоплений. Вместо того, чтобы сесть, поработать и сделать лучше. Это была бы политическая ответственность вместо популизма.
 
Также рассказывают о том, что в Украине еще как бы нет условий для внедрения пенсионных накоплений. И так тоже 16 лет. В результате мы потеряли возможность ввести систему, когда действительно был экономический рост и лучшие возможности, чем сейчас - 2007, 2012 годы ... Теперь мы имеем последствия пандемии и карантина, вооруженную агрессию на Востоке. Не самые лучшие условия. Но лучших у нас нет. А проблема есть. И ее необходимо решать, а не ждать бесконечно к лучшему "завтра".
 
Я думаю, что сегодня все политические силы понимают, что при нынешней демографии и нынешних условиях в солидарной системе, нет альтернативы и другого пути, чем второй уровень пенсионной системы - обязательная накопительная система, которая сбалансирует солидарную систему, ускорит детенизации рынка труда и обеспечит личный накопительный счет для каждого человека.
 
Сейчас много Украинский опасаются, что национальная валюта нестабильна. Есть вероятность, что накопленные в настоящее время деньги не будут иметь той же ценности в будущем. Как будет работать система в случае инфляции?
 
Пенсионные накопления не лежащих просто где-то на счету, они инвестируются в экономику и "работают", приносят доход. К тому же, вкладывать пенсионные накопления можно только в те инструменты, которые определены законодательством как надежные и это строго контролируется.
 
Все заработанные инвестиционные доходы накопительные пенсионные фонды распределяют между будущими пенсионерами, а направления и размер расходов, которые можно осуществлять за счет пенсионных активов, жестко ограничены законодательством, чтобы пенсионные накопления не «проедались" из-за расходов.
 
При инвестировании закон обязывает раскладывать пенсионные накопления "по разным корзинам» - это главный способ, которым в мире обеспечивают сохранность средств в течение долгого времени. Активы, в которые инвестируются пенсионные накопления, могут быть и гривневым, и валютным, чтобы защитить пенсионные накопления от курсовых колебаний.
 
Так средства защищаются от инфляции и обесценивания гривны. Опыт работы НПФ в Украине показывает, что фонды, где есть и валютные и гривневые активы, и вообще широкая диверсификация инвестиций обеспечили для своих участников доходность выше инфляции, даже в кризисные 2014-2015 годы.
 
Также я не могу не сказать о трех главных риски введения обязательной накопительной пенсионной системы.
 
В Украине в течение длительного времени не было институционального регулятора, который бы имел материально-технические ресурсы и квалифицированные кадры для регулирования именно сферы пенсионных накоплений. Поэтому несмотря на мощное законодательство, отдельные недобросовестные игроки его не соблюдали, не выполняли правила и регулятор никак это не отслеживал и не реагировал.
 
Кроме того, для отдельных субъектов были сделаны исключения, то есть определенные фонды имели право не соблюдать всех вышеупомянутых требований. Именно с накоплениями людей в таких фондах возникали проблемы: это, например, фонд НБУ во времена Януковича и фонды банка "Аркада".
 
Поэтому нам нужен сильный и профессиональный регулятор. Если хотя бы одного из этих двух компонентов не будет - это риски. Для того, чтобы система работала надежно, государство должно обеспечить контроль над тем, чтобы все предусмотренные законодательством механизмы защиты работали на практике.
 
В этом направлении законодательные инициативы по усилению институционной способности Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) и первые обнадеживающие шаги нового состава НКЦБФР по усилению контроля на рынке даже в рамках текущих полномочий.
 

Вторая задача - это расширение круга надежных инвестиционных инструментов, по которым пенсионные накопления действительно будут направлены в экономику, в рост ВВП, создание новых рабочих мест с учетом ключевых экономических реформ и приоритетныхх направлений развития экономики. К тому же, рост объема внутренних долгосрочных инвестиционных ресурсов, которыми являются пенсионные накопления, стимулировать предложение таких инструментов. Поэтому это взаимосвязанный постепенный процесс.

Здесь нужна целенаправленная совместная работа экономического блока правительства и финансовых регуляторов. В этом направлении очень важным шагом является меморандум, подписанный недавно правительством с международными партнерами по развитию инфраструктуры фондового рынка.
 
Третья задача - это потребность в дополнительной защите инвестированных пенсионных активов от невозврата во время процедур ликвидации эмитентов ценных бумаг и банков, признание их неплатежеспособными. В частности, возвращение во время таких процедур пенсионных активов должно происходить сразу после уплаты налогов государству и зарплаты работникам как социально важные средства. Это существенно улучшило бы защиту пенсионных накоплений.
 
Также, безусловно, должно обеспечиваться выполнение решений судов о возврате пенсионных активов, за этим должно быть особый контроль, возможно, отдельная бюджетная программа по образцу бюджетной программы выполнения судебных решений по пенсионных дел в солидарной системе. Ведь сейчас с этим есть проблемы, в частности, с Фондом гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ).
 
В этом направлении важна совместная работа Минюста с финансовыми регуляторами.
 
Если будет принят закон об обязательном накопительную пенсионную систему, нам нужно не менее 1,5 года, чтобы все подготовить к старту накопительной пенсионной системы, потому что никто нам не простит ошибки.
 
Предусмотрена определенная система защиты средств людей в рамках накопительной пенсионной системы?
 
Поскольку Украина одной из последних вводила пенсионные накопления, это дало возможность учесть в национальном законодательстве наработанный другими странами опыт.
 
В действующем законодательстве о накопительном пенсионном обеспечении более 40 механизмов, обеспечивающих защиту пенсионных накоплений людей, в частности:
  • накопительные пенсионные фонды ежедневно отчитываются регулятору и ежедневно обнародуют показатели своей деятельности;
  • человек может ежедневно контролировать изменение своих накоплений и в любой момент изменить фонд без штрафов;
  • фонды отчитываются по международным стандартам финансовой отчетности и обязательно проходят ежегодный аудит только с теми аудиторами, имеющими разрешение проводить аудит финансовых учреждений, результаты аудита публикуются;
  • накопительный пенсионный фонд не может быть ликвидирован по законодательству о банкротстве. В случае, если учредители хотят прекратить деятельность фонда, то они за полгода до этого утверждают в государственного регулятора план ликвидации фонда, которым предусматривается перевод всех накоплений людей к другим накопительных фондов по выбору человека. В Украине в течение 16 лет без потери ни копейки пенсионных накоплений граждан таким образом ликвидировались около 50 фондов;
  • накопительный пенсионный фонд - это фактически одно учреждение, а четыре: сам фонд, администратор, компания по управлению активами и банк-хранитель. Они обязаны законодательством контролировать друг друга в процессе работы с пенсионными накоплениями в ежедневном режиме - куда направляются средства, как оценивается стоимость активов и тому подобное. Каждую операцию с пенсионными накоплениями контролируют по меньшей мере два субъекта, а чаще три и несут за это ответственность. Поэтому здесь риски мошенничества значительно ниже, чем в учреждениях, где нет такой системы взаимоконтроля;
  • направления, куда именно можно вкладывать средства, на каких площадках можно такие активы покупать, а на каких - нельзя, требования по оценке таких инструментов определены законом. Также закон устанавливает требования по диверсификации активов: не более 5% активов в обязательства одного предприятия, не более 10% в недвижимость и тому подобное. Поэтому фонды не могут вкладывать пенсионные накопления людей в нибудь, а также не могут все накопления вложить в один банк или в одно предприятие и потерять, если оно обанкротится;
  • законом ограничен предельный уровень расходов, которые покрываются за счет пенсионных активов, чтобы пенсионные накопления не «проедались" из-за расходов.
Согласно солидарной системы пенсионного страхования, пенсия начисляется согласно со стажем и размером зарплаты застрахованного лица. Как будет начисляться пенсия в соответствии с накопительной пенсионной системы?
 
Человек получит в виде накопительной пенсии все средства, которые в течение жизни аккумулируются на ее индивидуальном пенсионном счете: взносы плюс инвестиционный доход (чистый, то есть уже с минусом расходов на администрирование, управление активами и хранения, которые, как я говорила, ограничены законодательством).
 
Накопительная пенсия будет выплачиваться дополнительно к солидарной и уменьшать ее размер.
 
По собственному желанию начать получать накопительную пенсию можно позже, чем солидарную. Выплаты из накопительной системы могут быть пожизненными, одноразовыми и на определенный срок.
 

Если средств накопится много - больше, чем нужно для пожизненной пенсии в размере прожиточного минимума, то остальные средства человек може по собственному выбору или получить единовременно или в виде дополнительной выплаты на определенный срок (не менее 10 лет), или направить в страховую компанию, чтобы пожизненная выплата была выше, чем прожиточный минимум.

Если средств накопится достаточно, то их можно будет забрать единовременно или приложить необходимую сумму для пожизненной пенсии. Как поступить - это также будет решать сам человек.
 
В отдельных ситуациях пенсионные накопления можно будет использовать до выхода на пенсию в любом возрасте. В частности, на лечение в случае критического состояния здоровья, на лечение членов семьи, в случае вступления инвалидности 1 или 2 группы. Также человек сможет забрать свои пенсионные накопления при выезде на постоянное место жительства в другую страну.
 
В случае смерти участника его пенсионные накопления получат наследники.
 
Какие источники поступлений в Накопительный фонд и НПФ, кроме собственно пенсионных взносов застрахованных лиц?
 
Это инвестиционный доход от инвестирования средств: проценты по облигациям и депозитам, дивиденды по акциям, рост стоимости акций, банковских металлов, недвижимости и других активов, в которые вложены пенсионные накопления.
 
Госпожа Марина, об основных рисках обязательной накопительной пенсионной системы Вы уже сказали, воедино, пожалуйста, преимущества введения накопительной пенсионной системы.
 
Основное преимущество - достойное пенсионное обеспечение в старости. После того, как полноценно заработает система общеобязательного пенсионного накопления:
  • люди получат вторую, дополнительную к солидарной пенсии, что повысит уровень их жизни в почтенном возрасте,
  • экономика получит внутренние долгосрочные инвестиции для развития и создания новых рабочих мест;
  • человек будет больше заинтересована в "белой" зарплате, ведь именно от ее размера зависит, сколько средств ежемесячно появляться на пенсионном счете. Итак, преимущество в конкуренции за квалифицированных работников будут добросовестные работодатели, дополнительно будет происходить детенизация занятости и зарплат, что, в свою очередь, станет дополнительным источником поступлений средств в солидарную пенсионную систему;
  • люди научатся накапливать на пенсию, повысят финансовую грамотность, будут увеличивать добровольные накопления, повышая свой уровень благосостояния и объем внутренних инвестиций в экономике.
Расскажите, как выглядит накопительная система пенсионного страхования в европейских странах? И что нужно сделать Украине сегодня, чтобы достойное пенсионное обеспечение в будущем?
 
С демографическими изменениями, через которые невозможно обеспечить достойную жизнь только за счет солидарной пенсии, столкнулись все развитые страны мира. Продолжительность жизни растет, рождаемость падает, пенсионеров по сравнению с работающими людьми становится больше, и поэтому за счет взносов работающих уже никогда не будет возможности дать достойные пенсии пенсионерам.
 
Пенсионные накопления инвестируются в экономику, что способствует экономическому росту и увеличению количества рабочих мест. Это расширяет финансовые возможности солидарной пенсионной системы. Таким образом, наличие пенсионных накоплений помогает экономике и солидарной пенсионной системе.
 
В последнем отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) исследуются 77 стран, в которых накопительные пенсионные системы. В восьми из них активы накопительных фондов превышают по размерам годовой ВВП. В среднем по странам ОЭСР активы накопительных пенсионных фондов составляют около 70% от ВВП.
 
В течение последнего десятилетия только в двух из исследуемых стран снизились активы накопительных пенсионных систем.
 
Где на этой карте Украины? Я Вам скажу. Делит последнее место с Пакистаном. Пенсионные накопления у нас составляют около одной десятой процента ВВП! Потому что мы 16 лет дискутируем о введении обязательных пенсионных накоплений вместо того, чтобы сделать это.
 
Мы изучили опыт других стран и знаем, как там работают такие системы.
 
Кого привлекают к системе? В некоторых странах система пенсионных накоплений распространяются только на работников государственного сектора экономики, в других - на всех наемных работников, в отдельных - даже на безработных и детей. А, например, Нигерия и Кения запустили специальные программы охвата пенсионными накоплениями людей, занятых в неформальном секторе.
 
Большинство стран пытается расширить круг людей, которые являются участниками пенсионного накопления. Если добровольные пенсионные накопления у небольшого количества людей, вводят обязательные накопления или накопления по принципу автозаписи (когда человека записывают "по умолчанию", но она может отказаться, подав заявление).
 

Кто платит взносы? Взносы в некоторых странах платит только работник на свой счет (Чили, Казахстан, Румыния, Гана, Хорватия), в некоторых странах - только работодатель на счет работника (Австралия, Норвегия, Словакия), в деяких- и работник, и работодатель (Эстония, Исландия, Швейцария). Ряд стран платят дополнительные взносы от государства. Например, одноразовый "приветственный" взнос при подключении к системе или вклад, который государство переаховуе при условии уплаты самим работником определенной суммы (Мексика, Новая Зеландия, Турция, Армения, Грузия).

Размер взносов? Размеры взносов существенно отличаются и зависят от того, какие еще социальные взносы уплачиваются в стране. На пенсионное накопление платят от 2% до 18% заработной платы, а еще размер взноса может варьироваться в зависимости от возраста человека, в зависимости от уровня дохода, рода занятий.
 
В странах с небольшими обязательными взносами понимают, что они сами по себе не обеспечивают достойную пенсию, но повышают финансовую грамотность, осведомленность людей в этом вопросе, показывают, как система работает. Люди привыкают думать о будущем, пользоваться инструментами пенсионного накопления и в конце концов сами дополнительно начинают накапливать на старость. Добровольные пенсионные накопления государства популяризировать большой разъяснительной работой и поощряют налоговыми льготами.
 
Важно знать, что в тех странах, где отказались от солидарного уровня вообще или существенно его сократили, проблемы с пенсионным обеспечением остались. Самые стойкие пенсионные системы - многоуровневые, где один уровень дополняет другой и уменьшает риски для человека.
 
Поэтому нам нужно в конце концов ввести обязательные пенсионные накопления таким образом, чтобы это стимулировало и развитие добровольных пенсионных накоплений и в конце концов перейти к сбалансированной трехуровневой пенсионной системы и совершенствовать ее уже на практике, а не в теории.
 
Прогнозы и намерения Минсоцполитики по повышению государственных социальных выплат в госбюджете-2022?
 
В этом году повышены размеры пенсий 10500000. Пенсионеров: с 1 января в связи с повышением минимальной зарплаты повышены минимальные пенсии для лиц 65 лет, имеющим страховой стаж 30-35 лет с 1 марта проиндексированы пенсии на 11%, а с 1 июля в связи с повышением прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц повышаются минимальные пенсии, надбавка за сверхнормативный стаж и другие надбавки и повышения к пенсии.
 
Эти три алгоритма повышения пенсий (в связи с повышениями размеров минимальной заработной платы и прожиточного минимума, индексацией) сохранятся и в 2022 году.
 
Хочу отметить, что правительство по пенсионеров занимает четкую позицию ˗ не ограничиваться для повышения пенсий доходами Пенсионного фонда, поскольку после снижения в 2016 году размера ЕСВ вдвое сократились поступления в Фонд, которые могли бы быть направлены на повышение уровня пенсионного обеспечения.
 
Правительство привлекает средства государственного бюджета прежде всего для продолжения выполнения инициированной Президентом социальной программы для людей пожилого возраста.
 
А именно будет профинансирована из государственного бюджета адресная помощь для повышения пенсий для 2 миллионов 400 000 пенсионеров 75 лет. Начиная со следующего года, ежемесячные выплаты (400 гривен для лиц от 75 до 80 лет и 500 гривен для лиц 80 лет) будут с 1 марта проиндексированы, а затем увеличены.
 
Планируем сохранить ежемесячные компенсационные выплаты для полумиллиона человек, которые имеют страховой стаж 30 лет у женщин и 35 лет у мужчин и целевые доплаты для 1,5 миллиона пенсионеров с низкими размерами заработной платы, которые они получали за период их трудовой деятельности.
 
К сожалению, в 2017 году было изменено пенсионное законодательство таким образом, что дата ежегодной индексации пенсий с 1 марта была удалена, а для отдельных категорий пенсионеров (ученым, государственным служащим, работникам органов местного самоуправления и военнослужащим) индексация пенсий прекращена.
 
В рамках социального диалога по инициативе министерства правительством принято и внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона № 4668, которым восстанавливается индексация пенсий для всех категорий пенсионеров и устанавливается дата индексации - 1 марта. Законопроект поддержан профильным комитетом ВРУ.
 
Надеюсь на принятие этого закона в целом, ведь это позволит предусмотреть необходимые средства для проведения индексации пенсий в следующем году для всех категорий пенсионеров.
 
29 июня был принят в целом правительственный законопроект № 4555 о повышении уровня пенсионного обеспечения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и лиц, пострадавших от этой катастрофы.
 
Это позволит с 1 января 2022 для более 30 000 человек с инвалидностью из числа ликвидаторов аварии на ЧАЭС повысить пенсии в среднем на 40%.
 
В следующем году должны разработать еще одно решение, которого ждут 700000 человек, пострадавших вследствие ЧАЭС. Я имею в виду дополнительную пенсию за вред, причиненный здоровью, не пересматривалась с 2014 года.
 
Среди стратегических вопросов - реформа системы прожиточного минимума.
 

Правительство в феврале этого года подал в Верховную Раду пакет законопроектив, комплексно меняют законодательство по исчисления и применения прожиточного минимума. Надеюсь, что вместе с депутатскими инициативами будет введен справедливый расчет фактического прожиточного минимума, изменен порядок его применения и на этой основе созданы предпосылки для обеспечения минимальных социальних гарантий, которые являются основным источником существования для человека.

 

Я убеждена, что прожиточный минимум мы будем повышать меньшими темпами, чем в этом году. В этом году прожиточный минимум повысится на 9,3%. 

 
Комментарии (2)
Коля Пухов
20 июля 2021 г. 23:53
У травні 2021 року 7 діб не було гарячої води; це "Євро-Реконструкція", Дарницький район. Але плату за гарячу воду нарахували у !,5 рази більшу за нормативну. Це тому що перерахунок (по причині відсутності гарячої води ) не відняли від основної суми, а навпаки, додали.-------------------------У якій ще країні можливий такий маразм: постачальник компослуги нараховує додаткову плату за те, що він цю компослугу надавав не повний місяць, а з перебоями.
Коля Пухов
21 июля 2021 г. 00:01
А хто повинен встановлювати лічильники води у квартирах? Вимірювання кількості проданого кожному покупцеві товару ( а компослуга - це товар) покладається на продавця, а не на покупця. Тобто, лічильники води у квартирах має встановлювати водоканал, а не споживач.