Деятельность исполнителей жилищных услуг, которыми являются жилищно-эксплуатационные организации, находящиеся в коммунальной собственности, регламентируется законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах», а также постановлением Кабинета Министров №529 «Об утверждении Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий и Типового договора о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий». Согласно типовому договору,
ЖЭК обязан предоставлять потребителям 18 услуг, а именно:
1. Уборка придомовой территории;
2. Уборка лестничных клеток.;
3. Вывоз бытовых отходов (сбор, хранение, перевозка, переработка, утилизация, обезвреживание и захоронение).
4. Уборка подвалов, технических этажей и кровли.
5. Техническое обслуживание лифтов.
6. Обслуживание систем диспетчеризации.
7. Техническое обслуживание внутри-домовых систем: горячего водоснабжения; холодного водоснабжения; водоотведения; теплоснабжения; ливневой канализации.
8. Дератизация.
9. Дезинсекция.
10. Обслуживание дымовентиляционных каналов.
11. Техническое обслуживание и текущий ремонт систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем при их наличии.
12. Текущий ремонт конструктивных элементов внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и ливневой канализации,технических устройств домов и элементов внешнего благоустройства, размещенных на закрепленной в установленном порядке придомовой территории (втом числе спортивных, детских и других площадок).
13. Поливка дворов, клумб и газонов.
14. Уборка и вывоз снега, посыпка части придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда, противогололедными смесями.
15. Эксплуатация номерных знаков на домах.
16. Освещение мест общего пользования и подвалов и подкачки воды.
17. Энергоснабжение лифтов.
18. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт квартирных средств учета воды и тепловой энергии, втом числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки.
Услуги, которые включены в квартплату
Фактически, это означает, что ЖЭКи, ответственные за многоквартирный дом, должны следить не только за его техническим состоянием, но и за всей территорией вокруг него. Так, ЖЭК обязан самостоятельно поддерживать дворы и технические сооружения в надлежащем состоянии. В частности, правительственными нормативами определено, что ЖЭК должен осуществлять: влажное подметание вестибюлей, лестничных площадок и маршей первых 3-х этажей, мест перед загрузочными камерами мусоропроводов и помещений общего пользования, а также убирать подъезды. В частности, речь идет о мытье вестибюлей, лестничных маршей, а также окрашенных масляной краской панелей – 2 раза в месяц. Помимо того, работники ЖЭКа обязаны по мере загрязнения промывать окна на лестничных площадках, обметать пыль и паутину со стен и потолков мест общего пользования, протирать подоконники в подъездах, оконные решетки, поручни, почтовые ящики.
При этом важно понимать, что требовать с жильцов многоквартирного дома отдельно оплату за мытье подъезда или посаженные вокруг дома деревья, ЖЭК не имеет права. Эти услуги входят в квартирную плату, в частности, речь идет об услуге содержания и обслуживания домов и
придомовых территорий, за которую потребители рассчитываются ежемесячно. Такие тарифы, с учетом затрат ЖЭКа на производство услуги, устанавливают местные власти для каждого дома отдельно (в соответствии с постановлением Кабмина №529), исходя из стоимости обслуживания квадратного метра.
Не стоит забывать, что на сотрудников ЖЭКов, помимо непосредственных обязанностей по содержанию дома, возложены обязательства по проведению информационно-разъяснительной работы с жильцами. Так, согласно украинскому законодательству, ЖЭК должен предоставлять следующую информацию для жильцов: на фасаде здания должна быть табличка с названием улицы и номером дома; у входа в подъезд – указатель с номером подъезда, а также нумерацией квартир, расположенных в нем. Во дворе дома на видном и проходном месте должен размещаться список адресов и телефонных номеров диспетчерской службы ЖЭКа, райадминистрации, организаций по предоставлению услуг тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотвода, пожарной охраны, отделения милиции, скорой помощи, санэпидстанции, аварийных служб жилищного хозяйства.
Жильцы, проживающие в неприватизированных квартирах имеют право требовать от ЖЭКа замены технических средств жилых домов, в случае, когда эксплуатационные сроки (согласно украинскому законодательству) превышают для газовых и электроплит 20 лет; стальных ванн 25 лет; эмалированных чугунных ванн 40 лет; унитазов 20 лет; кухонных моек и раковин - 15-30 лет; водоразборных кранов 10 лет; деревянных рам - 40 лет; входных дверей в квартиру 40 лет; пол паркетный – 30 лет, из линолеума – 10 лет, из плитки 10 лет.
Дважды в год (весной и осенью) сотрудники ЖЭКа должны проводить сезонные осмотры жилых зданий. В случае необходимости, ЖЭК проводит ремонт: кровли; фасадов; трубопроводов на чердаках и в подвальных помещениях; систем водоснабжения и центрального отопления, их регулирование и гидравлические испытания; входной двери в подъезд, ее утепление. Все эти, а также некоторые другие работы должны проводиться немедленно, как только неполадки обнаружены. Кроме того, силами и средствами ЖЭКа осуществляется замена труб общего стояка, электрощитка на лестничной площадке и лампочек в подъезде. Лампочки должны работать на каждом этаже в каждом подъезде, а также при входе на улице.
Фонари вдоль дорог также должны быть исправны, их размещают примерно через каждые 40-50 метров. Правда, ответственность за их эксплуатацию и ремонт ЖЭКи не несут. Этим должны заниматься в горэнерго. Однако следует помнить, что именно работники ЖЭКа (а не жильцы) должны сообщить о неработающем фонаре во дворе в соответствующую службу.
Прежде всего, нужно знать, что права и обязанности ЖЭКа регулируются статьей 21 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Исполнитель, который нарушил договор о предоставлении услуг за плату, отвечает за это нарушение, если не докажет наличие форс-мажорных обстоятельств. Убытки, причиненные невыполнением или ненадлежащим выполнением договора о безоплатном предоставлении услуг, подлежат компенсации.
Итак, что же необходимо делать потребителю для защиты своих прав:
1.Обратиться в ЖЭК с письменным заявлением (в 2 экземплярах). Если в ЖЭКе отказывается регистрировать заявление потребителя, то его можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Днем подачи документа считается день, когда он был вручен работнику ЖЭКа (дата указывается в уведомлении). Срок рассмотрения заявления – 1 месяц. Если ситуация не требует дополнительного изучения, документ, по правилам, должен быть рассмотрен немедленно (во всяком случае, не позже чем через 15 дней).
2. Составить акт-претензию. Если у потребитель получает услугу не в полном объеме или не получает вообще, а также, если он обнаружил неисправности, то согласно заявлению, в течение 2 рабочих дней должен прийти работник ЖЭКа. Он обязан засвидетельствовать этот факт, составить акт-претензию и подписать его вместе с тобой. Если представитель ЖЭКа отказывается подписать акт-претензию или не приходит, то документ считается действительным, если он подписан минимум двумя свидетелями (например, соседями). ЖЭК в течение 3 рабочих дней должен решить вопрос о перерасчете платежей или предоставить потребителю обоснованный отказ.
3.Подать жалобу. Если ЖЭК не удовлетворил претензии потребителя, то последний может обратиться с жалобой в городское Управление
жилищно-коммунального хозяйства или в районную администрацию, предоставив местным чиновникам копии решений ЖЭКа. Любое решение ЖЭКа, потребитель может оспорить в течение года, но не позднее 30 календарных дней после ознакомления потребителя с решением жилищно-эксплуатационной организации.
4. Обратиться в прокуратуру. Если заявление или жалобу потребителя так и не рассмотрели, не приняли меры или нарушили сроки его рассмотрения, то он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в районную прокуратуру. Именно прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства по вопросам обращений граждан.
5. Обратиться в суд. Если ЖЭК не видит оснований для удовлетворения претензий потребителя и отказывает, можно оспорить это решение в судебном порядке. Одновременно с защитой потребительских прав, истец вправе требовать компенсации морального ущерба. Подавая судебный иск, необходимо предосавить: копию договора о предоставлении коммунальных услуг; платежный документ за услуги жэка; экземпляр акта-претензии (если был составлен); документ, который подтверждает отказ ЖЭКа возместить ущерб; другие документы, предусмотренные законом (например, квитанция оплаты госпошлины).
Новостройки в Подмосковье эконом варианта в экологически чистом районе, Вы найдете только на нашем сайте. Только мы предлагаем ипотеку всего под 13%. Обращайтесь.
Реклама: Многие люди ходят в кафе, рестораны, чтобы вкусно поесть и провести время в круг близких. Однако другие предпочитают еду домашнего приготовления, при этом вести беседы в неформальной обстановке. В этом случае у хозяйки должно быть все на месте. Для обустройства кухни, Вашему вниманию представлены стільниці з штучного каменю. Более детально ознакомиться с ассортиментом Вы можете на сайте aria-ua.com.ua.