ГлавнаяПубликацииЗарубежный опытЖКХ заждалось реформирования

ЖКХ заждалось реформирования

Если раньше в Украине раздавались громкие политические речи о необходимости реформы ЖКХ, то сейчас и они стихли. Реформа ЖКХ представляется чиновникам неподъемной ношей. Но, опыт других стран свидетельствует, что нет ничего невозможного, было бы желание

В странах с развитой рыночной экономикой частный бизнес до 90-х годов прошлого века выполнял не более 20% услуг в системе ЖКХ. Это было связано с наличием в жилищно-коммунальной сфере монопольных жизнеобеспечивающих систем, находящихся в муниципальной собственности. К качеству услуг всегда предъявлялись высокие требования. Государство жестко регулировало и контролировало соблюдение стандартов этого качества частными производителями.

На рубеже 80-90-х годов правительства многих стран в рамках социально-экономических программ реформирования государственного сектора экономики проводили приватизацию объектов ЖКХ, считая при этом, что государственные предприятия - это чаще национальные обязательства, чем национальное богатство. Поэтому гораздо лучше, если эти предприятия будут переданы в частный сектор, приносящий доход на основе конкуренции. Так почему бы нам не подсмотреть, как это было реализовано «там»?

Англия долго шла к созданию общественно приемлемых и коммерчески привлекательных условий в коммунальном секторе, дабы отдать её в руки частному бизнесу. Например, в 1997 году при лейбористах был введен запрет на отключение услуг водоснабжения для бытовых потребителей за неуплату, но одновременно было принято решение о… включении недоплаченных потребителями сумм в действующий тариф. Согласитесь, довольно изящный выход из типичной для всего цивилизованного мира ситуации с должниками.

Качество коммунальных услуг в Великобритании - понятие не эфемерное, оно определяется множеством конкретных и измеряемых параметров. В частности, зафиксировано время дозвона до диспетчерской службы - 30 секунд - и время исполнения заявки по устранению неполадок. Перед приватизацией государство списало все долги коммунальных предприятий, взяло на себя расходы на приведение имущества в работоспособное состояние, провело его паспортизацию и постановку на баланс.

В Англии недоплаченные потребителями суммы за водоснабжение включают в действующий тариф. А в Швеции на оплату услуг ЖКХ уходит не менее 30-50% зарплаты каждой семьи.

Читайте также: "Реформа" ЖКХ: что осталось от отрасли

Кстати, в отличие от Англии в большинстве европейских стран коммунальная инфраструктура не передана в частную собственность, а, оставаясь муниципальной, эксплуатируется частными операторами на условиях договора концессии. Это так называемая «французская модель».

Под приватизацией в странах - Франции, Финляндии, Венгрии, Словакии и Польше - понимают скорее передачу контроля над государственными и муниципальными предприятиями и активами без передачи имущественных прав. В этом случае основными методами приватизации являются аренда и подряд, а также передача государственных и муниципальных предприятий в управление частным менеджерам.

В Карлсруэ, что на юге Германии, живет около 300 тысяч человек. В городе несколько коммунальных предприятий. Некоторые из них являются на 100 процентов частными ООО. Потребитель заключает договор с тем, с кем ему выгоднее. Жители многоквартирных домов города объединены в товарищества, которые избирают управляющего домом. Город давно отказался от монополии централизованной системы теплоснабжения. Жители или потребители, а не муниципалитет, делают свой окончательный выбор в пользу централизованного или децентрализованного снабжения. Решающим аргументом являются деньги не только на строительство, но и на эксплуатацию, ремонт сетей в течение длительного периода. Тарифы устанавливаются не политиками, а самими коммунальными предприятиями. Поскольку они отражены в договорах с владельцами жилья и товариществами, то никому и в голову не может прийти одностороннее повышение тарифа. Иначе - судебные разбирательства.

Читайте также: Провал реформы ЖКХ и шесть Министров

В скандинавских странах сочетаются сильный демократический общественный контроль и эффективная бюрократия. Государство является активным игроком на рынке жилья и защищает интересы рядовых граждан, а те, в свою очередь, полностью несут на своих плечах нелёгкое бремя по оплате коммунальных услуг. В бюджете каждой шведской семьи эти траты являются главной статьёй расходов. Сначала квартира и «коммуналка», а потом уже такие важные вещи, как продукты, одежда, машина или летний отпуск. На оплату услуг ЖКХ уходит не менее 30-50% зарплаты каждого шведа.

Характерно, что государство, известное своей щедростью в отношении детских пособий или дотаций на образование, в жилищных вопросах ведёт себя как прижимистый скряга. Швед знает, что в оплате жилья надо рассчитывать исключительно на самого себя. Государство приходит на помощь только многодетным семьям, инвалидам и людям, долгое время не имеющим работы. Они могут получать адресную помощь - пособие на жильё, которое выплачивается из местного бюджета. Подавляющее же большинство жителей Швеции платят за электроэнергию, тепло, воду и уборку мусора по полной рыночной стоимости, без каких-либо поблажек в виде льгот и субсидий.

Наконец, в США коммунальная сфера устроена таким образом, что муниципальные власти, отвечающие за уборку дорог, вывоз мусора и другие, так сказать, санитарные услуги, могут нанимать для выполнения работ… власти штата. То есть понимая, что не справляются с задачей ни финансово, ни физически, города просто отдают проблему «наверх», при этом взаимодействуя с руководством штата именно как наниматель с работником. Согласитесь, весьма неожиданное для нашей страны решение. 

Решили обновить свой гардероб на осень?! С чего бы начать – спросите себя? На этот вопрос Вам поможет ответить сайт www.howmuch.ua. Здесь представлен огромный ассортимент женской, мужской и детской одежды. Вам просто необходимо зайти и выбрать из предложенного каталога понравившуюся вещь.

 
Комментарии (1)
Sergiy
24 июня 2014 г. 12:25
Відповідь, чому зачекалися реформ в народній приказці- Чому бідний.....?! Наша частина суші розвивається революційним шляхом зигзагоподібним, а світ в основному інтенсивним та демократичним.І навіть останні закони не дозволяють рухатися згідно правил гри в ЄС.Чого коштує тільки закон №1198-VI. Навіть те, що регулювали місцеві органи влади (послуги) віддали монополістам та центральній владі. Мабуть відновлять Дежплан та прейскуранти.Хоча методики розподілу в будинках при наявності будинкового обліку відсутні,так як і фактичні теплові навантаження з розрахунку на метр квадратний опалювальної площі.