ГлавнаяПубликацииАналитикаПредоставление субсидий: революция или пиар?

Предоставление субсидий: революция или пиар?

Заявления о скором и радикальном упрощении правил назначения субсидий звучат уже третий месяц. Но даже если чудо случится, вовсе не факт, что субсидии обретут все страждущие и не возникнут новые проблемы при их назначении.

О предстоящем изменении порядка назначения и предоставления субсидий в последнее время не слышали, наверно, лишь глухие и не имеющие доступа к СМИ. Министр социальной политики Павел Розенко с начала года живописал в деталях прекрасное будущее получателей субсидий уже с десяток раз: еще в январе на заседании Верховной Рады он заявил, что говорить о повышении тарифов для населения без реформирования и значительного упрощения системы получения субсидий и льгот — невозможно.

К сожалению, невозможное случилось. Тарифы повышены раньше обновления системы социальной защиты населения. Правда, по словам Павла Розенко, времени для реализации формулы «утром тарифы — вечером субсидия» достаточно, так как платежки, рассчитанные по новым тарифам, украинцы получат лишь в мае.

Но как планируемые нововведения приживутся на практике — никому не ведомо. Пять лет назад Украина пережила подобную кампанию: в связи с повышением цен на газ правительство пересмотрело правила назначения субсидий. Нововведения были презентованы как прорыв в социальной защите, но не все красивые слова удалось воплотить на практике. Сейчас — похожая ситуация. Много красивых слов и гипербол, но нет гарантий, что все удастся реализовать так, как хотелось бы. Поэтому чем раньше в действующий порядок будут внесены корректировки, тем больше времени останется на «усушку-утруску» нововведений.

Решение есть, порядка нет

Примечательно, что проекты поправок (а изменения нужно внести в постановление Кабмина и целый ряд ведомственных приказов) пока существуют лишь в виртуальном пространстве. Минсоцполитики неоднократно заявляло об их разработке, согласовании с другими ведомствами, но сами проекты в открытом доступе не разместило.

28 февраля вопрос об изменении системы назначения субсидий рассмотрел Кабмин и, вроде бы, даже одобрил нововведения. «Мы изменили идеологию в целом», - подчеркнул глава правительства Арсений Яценюк.

Читайте также: Как получить субсидию на коммунальные услуги по упрощенной процедуре

Однако по состоянию на 10 марта на веб-портале Кабмина размещена лишь презентация нововведений, подготовленная Минсоцполитики. Поправок, касающихся назначения субсидий, в перечне документов, принятых Кабмином, нет.

Проще говоря, продолжается игра в испорченный телефон. Несомненно, постановление с поправками «увидит свет» — возможно, через неделю-другую. Но все-таки регламентация государственной помощи в оплате жилищно-коммунальных услуг — тема важная и резонансная. Что помешало Минсоцполитики размесить проект на сайте и почему приходится довольствоваться его «вольным пересказом»?

Проще некуда

Ключевое нововведение, на котором разработчики особо акцентируют внимание, — отмена требования о предоставлении справок о доходах каждого члена семьи, зарегистрированного в квартире. Ожидается, что можно будет обойтись заполнением двух упрощенных документов — декларации о доходах-расходах и заявления о предоставлении субсидий. Точнее, достаточно будет заполнить один лист, так как на нем помещаются оба документа. Более того, обеспечение украинцев бланками документов возложено на плечи поставщиков тепла, горячей воды и электричества, которым поручат прилагать бланки к платежкам за апрель и октябрь. «Бланк по почте в конверте будет получать абсолютно каждый потребитель коммунальных услуг, - пояснил Павел Розенко. После заполнения заявления и декларации подать их в управление соцзащиты можно будет бесконтактным способом — заказным письмом по почте (правда, эта норма действует и сегодня, но не востребована).

Но и это еще не все. Субсидии будут назначаться на 12 месяцев и автоматически продлеваться на новый срок, а доход при их назначении тоже будет учитываться за 12 месяцев, а не за полгода, как сейчас.

Как не ошибиться?

Казалось бы, сплошь приятные нововведения, тем более что направлены они на упрощение процедуры назначения субсидий.
Однако есть нюансы. Доходы, полученные за последний год, все равно нужно будет указывать — в декларации. По памяти это сделать невозможно. Поэтому соискатели субсидий вынуждены будут обращаться к работодателям — за теми же справками о доходах.

Проблема в том, что за неполное декларирование гражданами доходов-расходов Минсоцполитики предлагает наказывать: взимать начисленные субсидии в двойном размере. Сейчас за это нарушение лишь отказывают в назначении субсидии и требуют возврата начисленных сумм.

Между тем, в доходах, полученных по месту работы, нужно учитывать не только зарплату, но и премиальные, сверхурочные, отпускные и т. п. Причем для премий и ежегодных вознаграждений установлено особое правило — за год учитывается не более одного вознаграждения за выслугу лет. Сможет ли обычный гражданин, не имеющий представления о Методике исчисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, не ошибиться? Тем более что методика требует учета самых разных доходов (всего более двух десятков категорий) и по-разному рассчитанных. Например, зарплату нужно учитывать начисленную, алименты — полученные, а доходы с земельных участков и личных крестьянских хозяйств — по специальным формулам.

Одним словом, самостоятельное декларирование доходов для получателей субсидий может оказаться непосильной ношей. По этой же причине отправка документов по почте тоже противоречивая идея.

Это в Украине уже «проходили». В 2010 году, после упрощения порядка предоставления субсидий, граждан призвали отправлять документы на субсидии по почте. Некоторые призывам вняли, но в конечном итоге от этого только пострадали, так как выяснилось, что в присланных документах много ошибок. На том почтовая эпопея и закончилась.

Не все ясно и с анонсированной отправкой бланков документов поставщиками коммунальных услуг. Кто именно будет отправлять бланки? Или все сразу, да так, что каждый владелец квартиры получит пачку бланков? Это, кстати, тоже «привет» из 2010 года. Тогда правительство поручило Пенсионному фонду оповестить пенсионеров о новых возможностях — разослать бланки и образцы документов с конвертами для обратной отправки заполненных заявлений. В Мариуполе, например, Пенсионный фонд разослал более 70 тыс. писем. Но акция прошла, о ней отчитались и забыли.

Таким образом, даже в первом приближении комплекс мер по упрощению назначения субсидий представляется сырым, предварительным и рассчитанным «на публику». Не исключено, что требование о предоставлении справок о доходах останется. Во всяком случае, в презентации Минсоцполитики бланк декларации содержит прямое упоминание о справках. Согласно документу, графа с указанием размера дохода должна заполняться лишь при представлении справок о доходах. С другой стороны, пенсионеры и сегодня освобождены от предоставления справок, для них установлена специальная форма сведений ОК-5. В будущем Минсоцполитики намерено получать напрямую сведения о доходах как пенсионеров, так и наемных работников — от Государственной фискальной службы и Пенсионного фонда. Поэтому, в принципе, можно отказаться и от предоставления гражданами сведений о зарплатах. Но в любом случае — корректировка и усовершенствование системы декларирования доходов необходимы. Нуждается в корректировке и Методика исчисления совокупного дохода семьи, действующая уже 14 лет. При назначении субсидий должна учитываться полученная, а не начисленная зарплата, которую предприятие может и не выплатить. Кроме того учитывать в составе доходов налоги, уплаченные работником с зарплаты, мягко говоря, не корректно. С последним, кстати, согласен и Павел Розенко. Но вот будут ли внесены все необходимые корректировки — неизвестно.

Отсутствие дохода — не порок

Еще одно принципиальное запланированное новшество в назначении субсидий — отмена четырех из шести действующих ограничений. Это можно лишь приветствовать. Сегодня не могут получить субсидию семьи, в составе которых есть безработные работоспособные граждане, не зарегистрированные в службе занятости. Требование хоть и понятное (введено оно для контроля за доходами граждан), но неоднозначное. Столь же неоднозначны нормы, запрещающие предоставлять субсидии семьям, владеющим несколькими автомобилями (или даже мопедами) или несколькими квартирами (даже ветхими и на краю села). Ожидается, что эти семьи получат право на субсидии, а ограничение на покупку дорогих вещей (услуг) в течение года будет существенно смягчено — с 10 до 50 размеров минимальных зарплат.

Читайте также: «Упрощенное» субсидирование - еще не панацея от повышения тарифов

Впрочем, как и упрощение процедуры, либерализация условий предоставления субсидий вряд ли завершится в один прием. Так, Минсоцполитики предложило предоставлять субсидии и арендодателям, и арендаторам квартир. Пока непонятно, кому будет предоставлена субсидия, если владелец и арендатор подадут заявления одновременно. Не все ясно и с владельцами нескольких объектов недвижимости. На какой из них будет предоставляться субсидия, кто будет наделен правом выбора? Как быть с квартирами, которыми владеют состоятельные граждане, но зарегистрированы в них граждане с невысоким доходом?

Переселенцам в радость?

Нельзя не упомянуть и о том, что предложенные поправки ликвидируют не все существующие пробелы. Так, по прогнозам Минсоцполитики, предоставление арендаторам субсидий обеспечит защиту вынужденных переселенцев (ведомство насчитало таковых уже более миллиона), многие из которых арендуют квартиры. Однако не секрет, что большая часть квартир сдается в аренду без официального оформления. Кроме того действующее законодательство умалчивает, что делать с квартирами, оставшимися в «оккупации», ведь коммунальные долги по ним растут? Эти проблемы выходят за рамки регламентации субсидий, но решать их тоже нужно.

Между тем, по данным Госстата, в январе средний размер начислений за ЖКУ в Украине составил 695,2 грн, а 63% работников получали зарплату в размере до 3,5 тыс. грн. При таком доходе почти все семьи из 4 человек, включая двух детей, могут претендовать на субсидии даже сегодня (при доходе в 7 тыс. грн на 4 человек обязательный платеж – около 777 грн), а после апрельского повышения тарифов — все они гарантированно пополнят армию потенциальных получателей. Если к этому добавить, что большая часть пенсионеров тоже попадает в категорию потенциальных получателей, рекорд 2000 года, – в 5 млн семей-получателей, — Украина может преодолеть уже в ближайшие месяцы. Собственно, лед уже тронулся. В январе за субсидиями обратилось наполовину больше людей, чем год назад. При этом прирост назначенных субсидий по сравнению с январем 2014 года достиг 196,7%. Вопрос лишь в том, кто заплатит «за банкет»?

Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»


 

 

Реклама: Прекрасная половина человечества, чтобы подчеркнуть свою красоту, посещают салоны красоты. В этом случае владельцы данных учреждений должны по полной мере оснастить помещения необходимым оборудованием для лучшего сервиса. Вашему вниманию представлено оборудование для салонов красоты и парикмахерских. Более подробно ознакомиться с ассортиментом продукции Вы можете на сайте mebel-studio.com.ua.

 
Комментарии (3)
Sergiy1
10 марта 2015 г. 09:07
Взагалі- то можливо і правильно, до звичайних працюючих.А от для пенсіонерів ,особливо працюючих. Нащо забирати в бюджет 31,5 відсоток, щоб потім надати субсидію. Що дурень робить- воду міряє.?! Я вже не кажу про Конституцію та правило ,що закон зворотньої сили не має. Отже має діяти правило - спочатку сплати, потім покажи дохід та розхід і отримай в банку різницю переплати. То скільни не заробляєш все одно заплатиш. Не говорю про іншу хитрість. Все рахують з нарахованого, а платити необхідно з чисто отриманих грошей.Як в анекдоті про єврейський баланс.
Коля Пухов
10 марта 2015 г. 21:40
Дійсно, між нарахованю сумою зарплати і тою, що отримує працівник на руки, дуже велика різниця. Але при призначенні субсидії береться до уваги саме нарахована, я би сказав "віртуальна" сума . Це очевидне шахраювання завжди викликає бурю невдоволення та негативних емоцій ( як це можна враховувати ті гроші, яких реально працівник не отримував?).
Коля Пухов
15 марта 2015 г. 21:45
У 2010-2013 роках держава потурбувалася, щоб тисячі найбільш соціально незахищених працівників залишились без роботи у зв"язку з так званими "ліквідаціями" державних установ. А тепер держава піклується, щоб ці залишені нею без засобів існування та досі не працевлаштовані, не мали права на субсидію чи компенсацію. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Людина звільнена з роботи з державної установи за п.1 ст.40 КЗпП за розпорядженням державних органів про "ліквідацію" цієї установи і не працевлаштована, тобто не має ніякого доходу саме з ініціативи держави. "Ліквідована " держустанова лише змінила код ЄДРПОУ, робоче місце звільненого працівника не скорочувалось. Рік перебування на обліку у центрі зайнятості не дав позитивного результату. Тепер, у 2015 році, у наданні житлової субсидії цій людині відмовляють, тому що вона не працює. На усі доводи і докази, що вона не працює за розпорядженням державних органів ( тобто, фактично держава вирішила, щоб ця людина не працювала), можна почути роз"яснення посадовців, що це не має ніякого значення. Отже, не працює -- значить субсидії немає. Тоді ця людина звертається по так звану компенсацію, але ті самі посадовці рахують, що вона має дохід на рівні прожиткового мінімуму, тобто 1218 грн. на місяць, тобто, компенсації також немає. Виходить, що держава фактично забрала у цієї людини засоби існування, але штучно приписує їх наявність. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Чи можна побудувати міцну будівлю на гнилому фундаменті? Чи може бути довіра там, де багато разів обманювали і продовжують обманювати?