Опасное партнерство

Опираясь на мировой опыт, можно с большой уверенностью утверждать, что на современном этапе развития, а вернее, системной стагнации, отрасль ЖКХ спасет только внедрение механизма государственно-частного партнерства.

Одними из первых в Украине это поняла власть Одессы, когда 17 декабря 2003 году приняла решение о заключении с ООО «Инфокс» договора аренды целостного имущественного комплекса КП «Одесводоканал». Основным условием этого договора было вложение 500 млн грн инвестиций со стороны ООО «Инфокс» в развитие водопроводных и канализационных сетей, повышение эффективности использования оборудования. Однако, в силу отсутствия на то время специального закона о ГЧП, который бы четко определял объем прав и взаимных обязательств инвестора и муниципалитета, теплых и дружественных отношений между Одесским городским советом и ООО «Инфокс» не сложилось.

 РАУНД 1. НИЧЬЯ.

Первый громкий скандал разгорелся уже в июне 2006 года, когда Одесский городской совет обратился с иском к ООО «Инфокс» в Хозяйственный суд Одесской области с требованиями расторгнуть договор аренды и взыскать с арендатора 3,9 млн грн. задолженности по арендной плате. В свою очередь, ООО «Инфокс» в июле 2006 года подало встречный иск в тот же суд в Одесский городской совет с требованиями возместить задолженность по разнице в тарифах, которая вызвана несоответствием установленных муниципалитетом тарифов экономически обоснованным затратам на их производство, в сумме 70,9 млн грн. В ходе ожесточенных судебных баталий на стадии рассмотрения дела №6/248-06-6441 уже Одесским апелляционным хозяйственным судом, сторонам хватило здравого завершить спор заключением мирового соглашения, согласно которому Одесский городской совет предоставил ООО «Инфокс» льготу по уплате арендной платы в размере 1 % и в связи с тем пришло к выводу об отсутствии долга в размере 3,9 млн грн, а ООО «Инфокс» обязалось своевременно вносить арендную плату и страховать имущество.

Читайте также: Правила игры государственно-частного партнерства

Кроме этого, по этим мировым соглашением ООО «Инфокс» полностью отказалось от каких-либо материальных претензий в Одесский городской совет по поводу установления убыточных тарифов и возмещения разницы между установленными и экономически обоснованными тарифами. Такой отказ от своих претензий на сумму 70,9 млн грн не в последнюю очередь был обусловлен ​​тем, что в то время судебная власть не слишком хотела понимать проблемы коммунальных предприятий, когда чисто политическими решениями органов местного самоуправления «урезали» тарифы на услуги, учитывая лишь 50-60% экономически обоснованных затрат. Через такое нежелание понимать и слышать коммунальщиков проиграли свои аналогичные суды в 2006-2008 годах «Донецьтепломережа» и «Мариупольтеплосеть». Более того, Высший хозяйственный суд Украины в своем постановлении от 18.02.2009 года по делу №1/104 по иску ГП СРБУ "Севастопольлифт" в Севастопольский городской совет о взыскании 122,5 тыс. грн разницы в тарифах отметил, что отказывает в удовлетворении потому, что зная о несоответствии размера установленного тарифа на жилищно-коммунальные услуги экономически обоснованным затратам на их производство, ГП СРБУ «Севастопольлифт» не обратилось в финуправления горсовета с требованием о включении в бюджет следующего года расходов на возмещение разницы в тарифах, а ожидало то, что сам муниципалитет выполнит требование ст. 31 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и сам предусмотрит в бюджете соответствующие средства.

Раунд 2. Нокдаун.

В связи с тем, что в течение 2006-2008 годов тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения так и остались убыточными и Одесским городским советом не пересматривались, ООО «Инфокс» инициировало пересмотр инвестиционной программы, которая является неотъемлемой частью договора аренды, в сторону уменьшение ежегодных сумм, которые инвестор должен вкладывать в модернизацию производства. Так, согласно решению сессии Одесского облсовета в 2006 году сумму инвестиционных вложений было уменьшено с 118 млн грн в 91,09 млн грн, и такое уменьшение было ежегодно. Впоследствии, поняв, что утверждение 100% тарифов на услуги вряд ли вообще, ООО «Инфокс» приняло решение о закупке в АО «Одессаоблэнерго» трех трансформаторных подстанций в рамках реализации программы энергосбережения, фактически таким образом увеличив долю инвестора в уставном капитале «Инфоксводоканалу». Из-за угрозы потери контроля на коммунальной собственностью и деятельностью «Инфоксводоканалу» Одесский городской совет пошел на уступки, результатом чего стало утверждение 19.04.2007 г., 14.02.2008 г. и 25.09.2008 г. повышенных тарифов на услуги по водоснабжению и водоотводу.

Раунд 3. Нокаут.

Несмотря на такой пересмотр тарифов в три этапа, тарифы на услуги по водоснабжению и водоотводу, установленные для «Инфоксводоканалу» для населения оставались значительно ниже даже себестоимости предоставления этих услуг, определенных как экономически обоснованные выводами Государственной инспекции по контролю за ценами в Одесской области. ООО «ИНФОКС» неоднократно обращался в Одесский городской совет с требованием об установлении действующих тарифов на водоснабжение и водоотведение на уровне экономически обоснованных, однако безрезультатно.

В декабре 2012 года, когда все возможности для компромисса белья исчерпаны, определением хозяйственного суда Одесской области от 24.12.2012 г. было возбуждено производство по делу № 5017/3757/2012 по иску ООО «Инфокс» в Одесский городской совет о взыскании 337,9 млн грн задолженности по возмещению по разнице в тарифах. В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу, что Одесским городским советом 19.04.2007 г., 14.02.2008 г. и 25.09.2008 г. устанавливались тарифы без надлежащего экономического обоснования и на уровне, делает невозможным получение прибыли. При таких обстоятельствах требование истца о возмещении ответчиком суммы на возмещение разницы между установленными тарифами за услуги водоснабжения и водоотведения и экономически обоснованными расходами на производство этих услуг за 2008 год в размере 80,4 млн грн, за 2009 год в размере 99,7 млн грн и за 1 полугодие 2010 года в размере 78,5 млн грн и кроме этого, 3% годовых и инфляционных потерь является обоснованной и подлежащей удовлетворению. Таким образом, всего с Одесского городского совета было взыскано 321,6 млн грн задолженности по возмещению ООО «Инфокс» разницы в тарифах.

Читайте также: ЖКХ: недосягаемые рубежи сотрудничества

20 июня 2013 постановлением Одесского апелляционного хозяйственного суда решение хозяйственного суда Одесской области от 20.03.2013 года было оставлено без изменений, поскольку оно по мнению апелляционной инстанции является законным и обоснованным. Зато апелляционную жалобу прокуратуры Одессы и Одесского городского совета было оставлено без удовлетворения.

После боя

Согласно нормам хозяйственного процесса постановление апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, то есть фактически с первого июля ООО «Инфокс» вправе предъявить приказ о взыскании в свою пользу с Одесского городского совета 321 млн грн в органы государственной исполнительной службы, обязана в течение 6 месяцев с даты открытия исполнительного производства взыскать сумму задолженности в полном объеме или в денежном выражении, или путем описи, ареста и принудительной реализации имущества Одесского городского совета. Если эта процедура будет запущена, ее не в состоянии будет остановить даже подача Прокуратурой г. Одессы кассационной жалобы в Высший хозяйственный суд Украины, который имеет только право, но не обязанность остановить выполнение решения. К тому же, к моменту начала рассмотрения кассационной жалобы может пройти много времени, за который органы государственной исполнительной службы успеют выполнить свой законный долг и арестовать, а затем реализовать имущество Одесского городского совета, фактически принадлежат территориальной общины, или наложить арест на счета должника в учреждениях государственного казначейства на сумму 321 млн грн, что фактически будет означать полное прекращение финансирования из бюджета выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и других социальных выплат. А это уже грозит социальной катастрофой, полным параличом славной «Южной Пальмиры».

Чтобы не допустить финансового и инфраструктурного коллапса власть по данным местной одесской газеты «Думская» намерена предложить ООО «Инфокс» в счет погашения взысканной суммы 321 млн грн передать имущество «Одесводоканала», которое несмотря на то, что находится в аренде на 49 лет в того же ООО «Инфокс», остается в коммунальной собственности территориальной общины города, а следовательно является активом Одесской городского совета, которым можно рассчитаться и выполнить решение Одесского апелляционного хозяйственного суда.

«Намерения местной власти рассчитаться с частной фирмой имуществом коммунального водоканала могут свидетельствовать лишь о намерениях приватизировать Одесский водоканал в обход существующих законодательных норм, - убежден заместитель председателя Одесского областного совета, председатель общественной организации «Качество жизни» Алексей Гончаренко. По этому поводу мной уже направлен запрос в Генеральную прокуратуру Украины, которая должна разобраться, что имело место в данном случае - или халатности чиновников городского совета, или преступная предварительная договоренность чиновников и собственников ООО «Инфокс». Надеюсь, добавляет господин Гончаренко, что обычные одесситы никоим образом не пострадают от принятого решения и жизнь в городе не прекратится».

Читайте также: Бизнес и ЖКХ: непреодолимая полоса препятствий

Предположение Алексея Гончаренко о том, что все это громкий процесс был инициирован с целью изменить форму собственности «Одесводоканала» из коммунальной в частную, опосредованно подтверждают и некоторые должностные лица филиала «Инфоксводоканалу». В частности, юристы ООО «Инфокс» сообщили, что после принятия постановления Одесским апелляционным хозяйственным судом о взыскании 321 млн грн невозмещенной разницы в тарифах по 2010 год, собственниками и руководством ООО «Инфокс» задачи подавать аналогичный иск за период 2010-2013 годов, но уже в Хозяйственный суд Киева в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, не ставился.

Хотя, Нацкомуслуг также за три года не смогла установить для ООО «Инфокс» 100% тариф на централизованное водоснабжение и водоотвод и постановлением от 10.02.2012 года установила тарифы практически на уровне себестоимости 2008 года, ведь согласно заключению №319 Государственной инспекции по контролю за ценами в Одесской области от 25.07.2008 г. экономически обоснованный тариф по состоянию на 2008 год составил 2,62 грн за 1 куб. воды, а утвержденный 10.02.12 г. тариф составляет 2,73 грн 1 куб. воды. Итак увеличение тарифа произошло лишь на 0,09 грн за четыре года, а расходы только на оплату труда выросли на 32%. Получается, что Нацкомуслуг также причинила ООО «Инфокс» убытки, установив убыточные тарифы но не возместив разницу в тарифах и вполне заслуживает судебный иск.

ООО «Инфокс» доказало, что для публичного партнера, кем бы он ни был, довольно опасно пренебрежительно относиться к частному партнеру - инвестору, потому что он может возмутиться и нанести удар, от которого потемнеет в глазах и произойдет удушье.

 
Комментарии (0)