ГлавнаяПубликацииАналитикаПравительство каждого поставит на учет

Правительство каждого поставит на учет

Власть намерена четче прописать порядок оснащения бытовых потребителей счетчиками на тепловую энергию и воду. Документ обязывает население устанавливать приборы учета, а производителям коммунальных услуг запретить безучетную подачу ресурсов

Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ обнародовало на официальном сайте проект закона, которым предлагается внести изменения в законодательство относительно обязательно коммерческого учета и усовершенствования отношений в сфере ЖКХ. В частности, документом запрещается поставка тепла, горячей и холодной воды бытовым потребителям без установленных систем коммерческого учета с января 2018 года, а бюджетным организациям и другим абонентам – с января 2014 года. Для этого подомовые или поквартирные счетчики на тепловую энергию должны быть установлены в жилом фонде не позднее октября 2017 года. 

При этом коммерческий учет тепловой энергии осуществляется домовыми узлами учета в многоквартирных и других зданиях, а также индивидуальными узлами учета в жилых и нежилых помещениях по решению их собственников. Обязательства по установлению узлов учета возлагаются на собственников. Установка приборов учета может происходить за счет производителей, средств государственного и местного бюджетов. Впрочем, в случае установки приборов учета за счет производителя коммуслуг, затраты на их установку и обслуживание включаются в их себестоимость услуг. То есть, законопроектом потребителю предлагается предоставить право либо самостоятельно оплатить установку счетчиков, либо, фактически, купить их в рассрочку, ежемесячно оплачивая стоимость услуг по тарифам.

Кроме того, законопроект исключает термины «балансодержатель» и «исполнитель жилищно-коммунальных услуг» и вводит понятие «домовой (групповой) узел учета», «индивидуальный узел учета» и «коллективный потребитель». При этом термин «производитель жилищно-коммунальных услуг» расширен в части предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Читайте также: Тарифный пасьянс

Несмотря на действующее законодательство, определяющее сроки, в которые потребители обязаны установить системы учета, ни население, ни небытовые абоненты не торопятся устанавливать счетчики. Кроме того, не торопятся с установкой приборов технологического учета и сами предприятия – производители и поставщики коммунальных услуг. Напомним, по данным Минрегиона, к началу 2012 года в пятиэтажный многоквартирный фонд (128 тыс. многоквартирных жилых домов) оборудован на 44% счетчиками холодного водоснабжения, 16% - горячего водоснабжения, 38% - тепловой энергии и регуляторами температуры.

По расчетам министерства, в целом для ведения коммерческого учета необходимо установить 248 тыс. приборов учета холодной и горячей воды и 111 тыс. приборов учета тепловой энергии. Для этих целей необходимо привлечь около 3,8 млрд грн. Средняя расчетная стоимость установки счетчика холодной воды составляет 3,5 тыс. грн, горячей воды - 12 тыс. грн, тепловой энергии и регулятора температуры - 40 тыс. грн.

Порядок установления квартирных средств учета потребления холодной и горячей воды, тепловой энергии определяется местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Для установки квартирных счетчиков потребитель обращается с заявлением к владельцу жилого фонда (ЖЭК, жилищный кооператив, объединения совладельцев многоквартирных домов), на содержание которых находятся жилые дома.

Читайте также: ОСМД: история проблемы и динамика развития

Работы по установке квартирных счетчиков могут осуществляться жилищно-коммунальными организациями, исполнителем, производителем или поставщиком услуг, а также специализированными строительно-монтажными организациями.

Счетчики принимаются в эксплуатацию рабочей комиссией, в состав которой входят представители собственника жилищного фонда уполномоченной организации, исполнителя услуг, а также монтажной организации. Принятие в эксплуатацию и опломбирования указанных приборов оформляется соответствующим актом.

На основании этого акта, согласно Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденными постановлением Кабинета Министров №630, заключается договор о предоставлении этих услуг, или вносятся соответствующие дополнения и изменения в заключенные ранее договоров. Оплата услуг осуществляется согласно вышеупомянутых Правил за фактически предоставленные услуги по показателям установленных приборов учета с момента принятия их в эксплуатацию.

Читайте также: Тарифная несправедливость

Для учета воды и тепловой энергии применяются как отечественные так и зарубежные приборы учета. В основном устанавливаются счетчики ультразвуковые, турбинные, вихревые и электромагнитные, но обязательным условием является их внесения в Государственный реестр приборов учета, которые допускаются к применению в Украине, и соответствуют требованиям нормативных документов (стандартов).

Сейчас в Украине в Государственный реестр внесено более 90 типов счетчиков воды и 40 типов счетчиков тепловой энергии.  Следует отметить, что на рынке работ по установке приборов учета в Украине работает более 500 организаций с использованием широкой номенклатуры приборов, работающих по различным принципиальным схемам.

Какой же учет потребления энергоресурсов является более эффективным: квартирный или домовой? Обязательному оснащению средствами учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии подлежат абонентские вводы жилых домов. Квартирный учет осуществляется по желанию жителей и за их счет и не является обязательным.

 
Комментарии (1)
Андрій Осадчий1
15 августа 2012 г. 10:21
Зрозуміло, для чоге це їм. Щоб розв'язати руки прокуратурі до порушувати справи про неугодних. ВИСНОВОК на проект Закону України «Про внесення зміни до статті 188¹ Кримінального кодексу України (щодо недопущення й попередження розкрадання природного газу)» реєстраційний номер 11012 Законопроект розроблено з метою запобігання правопорушенням у сфері суспільних відносин, що регулюють порядок постачання та споживання природного газу. З огляду на це, пропонується внести зміни до статті 188¹ Кримінального кодексу України (далі – КК), встановивши кримінальну відповідальність не лише за викрадення електричної або теплової енергії шляхом її самовільного використання (чинна редакція ст. 188¹ КК), а й за викрадення в такій спосіб природного газу. Головне науково-експертне управління поділяє стурбованість суб’єкта права законодавчої ініціативи збільшенням випадків незаконного забору та споживання одного з найважливіших природних ресурсів – природного газу. Але конкретні положення запропонованого проекту викликають серйозні зауваження, зміст яких зводиться до наступного. Проектом пропонується передбачити кримінальну відповідальність за самовільне використання природного газу без приладів обліку (якщо використання приладів обліку обов’язкове) або внаслідок умисного пошкодження приладів обліку чи у будь-який інший спосіб. Відтак будь-яке несанкціоноване споживання природного газу на суму, яка визнається значною відповідно до примітки до статті 1881 КК (понад 100 неоподатковуваних мінімумів доходів громадян, тобто у даний час – приблизно понад 50 000 гривень), стає злочином незалежно від причин та мотивів такого діяння. За таких умов кримінально караними можуть виявитись, наприклад, дії з несанкціонованого споживання газу з метою забезпечити споживачів теплом в зимовий період, коли температура є екстремально низкою і припинення опалення може створити загрозу для життя чи здоров’я людей. Проте очевидно, що такі випадки не можуть розглядатись як злочини і не повинні підпадати під дію норм Кримінального кодексу України. А оскільки запропоновані проектом формулювання охоплюють як випадки, які можна визнати злочинними діями, так і випадки, коли кваліфікація певних дій як злочинів була б несправедливою, Головне управління не вважає за можливе підтримати прийняття законопроекту у запропонованому вигляді. Узагальнюючий висновок: за результатами розгляду в першому читанні законопроект доцільно повернути суб’єкту права законодавчої ініціативи на доопрацювання. Заступник керівника Головного управління А.М. Ришелюк Вик.: Н.В. Кідіна