ИНФОГРАФИКА:
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Правительство каждого поставит на учет
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ обнародовало на официальном сайте проект закона, которым предлагается внести изменения в законодательство относительно обязательно коммерческого учета и усовершенствования отношений в сфере ЖКХ. В частности, документом запрещается поставка тепла, горячей и холодной воды бытовым потребителям без установленных систем коммерческого учета с января 2018 года, а бюджетным организациям и другим абонентам – с января 2014 года. Для этого подомовые или поквартирные счетчики на тепловую энергию должны быть установлены в жилом фонде не позднее октября 2017 года.
При этом коммерческий учет тепловой энергии осуществляется домовыми узлами учета в многоквартирных и других зданиях, а также индивидуальными узлами учета в жилых и нежилых помещениях по решению их собственников. Обязательства по установлению узлов учета возлагаются на собственников. Установка приборов учета может происходить за счет производителей, средств государственного и местного бюджетов. Впрочем, в случае установки приборов учета за счет производителя коммуслуг, затраты на их установку и обслуживание включаются в их себестоимость услуг. То есть, законопроектом потребителю предлагается предоставить право либо самостоятельно оплатить установку счетчиков, либо, фактически, купить их в рассрочку, ежемесячно оплачивая стоимость услуг по тарифам.
Кроме того, законопроект исключает термины «балансодержатель» и «исполнитель жилищно-коммунальных услуг» и вводит понятие «домовой (групповой) узел учета», «индивидуальный узел учета» и «коллективный потребитель». При этом термин «производитель жилищно-коммунальных услуг» расширен в части предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Читайте также: Тарифный пасьянс
Несмотря на действующее законодательство, определяющее сроки, в которые потребители обязаны установить системы учета, ни население, ни небытовые абоненты не торопятся устанавливать счетчики. Кроме того, не торопятся с установкой приборов технологического учета и сами предприятия – производители и поставщики коммунальных услуг. Напомним, по данным Минрегиона, к началу 2012 года в пятиэтажный многоквартирный фонд (128 тыс. многоквартирных жилых домов) оборудован на 44% счетчиками холодного водоснабжения, 16% - горячего водоснабжения, 38% - тепловой энергии и регуляторами температуры.
По расчетам министерства, в целом для ведения коммерческого учета необходимо установить 248 тыс. приборов учета холодной и горячей воды и 111 тыс. приборов учета тепловой энергии. Для этих целей необходимо привлечь около 3,8 млрд грн. Средняя расчетная стоимость установки счетчика холодной воды составляет 3,5 тыс. грн, горячей воды - 12 тыс. грн, тепловой энергии и регулятора температуры - 40 тыс. грн.
Порядок установления квартирных средств учета потребления холодной и горячей воды, тепловой энергии определяется местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Для установки квартирных счетчиков потребитель обращается с заявлением к владельцу жилого фонда (ЖЭК, жилищный кооператив, объединения совладельцев многоквартирных домов), на содержание которых находятся жилые дома.
Читайте также: ОСМД: история проблемы и динамика развития
Работы по установке квартирных счетчиков могут осуществляться жилищно-коммунальными организациями, исполнителем, производителем или поставщиком услуг, а также специализированными строительно-монтажными организациями.
Счетчики принимаются в эксплуатацию рабочей комиссией, в состав которой входят представители собственника жилищного фонда уполномоченной организации, исполнителя услуг, а также монтажной организации. Принятие в эксплуатацию и опломбирования указанных приборов оформляется соответствующим актом.
На основании этого акта, согласно Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденными постановлением Кабинета Министров №630, заключается договор о предоставлении этих услуг, или вносятся соответствующие дополнения и изменения в заключенные ранее договоров. Оплата услуг осуществляется согласно вышеупомянутых Правил за фактически предоставленные услуги по показателям установленных приборов учета с момента принятия их в эксплуатацию.
Читайте также: Тарифная несправедливость
Для учета воды и тепловой энергии применяются как отечественные так и зарубежные приборы учета. В основном устанавливаются счетчики ультразвуковые, турбинные, вихревые и электромагнитные, но обязательным условием является их внесения в Государственный реестр приборов учета, которые допускаются к применению в Украине, и соответствуют требованиям нормативных документов (стандартов).
Сейчас в Украине в Государственный реестр внесено более 90 типов счетчиков воды и 40 типов счетчиков тепловой энергии. Следует отметить, что на рынке работ по установке приборов учета в Украине работает более 500 организаций с использованием широкой номенклатуры приборов, работающих по различным принципиальным схемам.
Какой же учет потребления энергоресурсов является более эффективным: квартирный или домовой? Обязательному оснащению средствами учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии подлежат абонентские вводы жилых домов. Квартирный учет осуществляется по желанию жителей и за их счет и не является обязательным.