ГлавнаяПубликацииПолитикаПолитики спекулируют темой подорожания «коммуналки»

Политики спекулируют темой подорожания «коммуналки»

Вопрос обоснованности повышения тарифов на коммунальные услуги лег в основу политического пиара. Об этом можно судить по недавно зарегистрированному в парламенте законопроекте касательно защиты населения от завышенных цен на «коммуналку».

Если в вашем городе появились рекламные щиты с изображениями известных и не очень политиков, активистов и местных бизнесменов, которые призывают «Позаботиться о Украину вместе», «Обустроить родной город и край», «Объединяться ради будущего» - это означает только одно – выборы в органы местного самоуправления, скорее всего, состоятся в октябре этого года. 

Прогнозируемо, на них победные позиции займут местные политические проекты, которые пользуются большей поддержкой у населения. С чем же пойдут на выборы эти местные проекты? С программами развития местного самоуправления? С концепциями развития малого и среднего бизнеса? С предложениями по оптимизации штата чиновников и реальной борьбой с коррупцией? Нет, нет и еще раз нет! Зачем придумывать что-то новое и предлагать обществу, местным общинам цивилизованный путь развития и настоящие реформы, основанные на самобытности и самодостаточности каждого региона, когда есть старая, добрая, проверенная временем тема жилищно-коммунальных услуг и тарифов на них?! 
 
Примечательно, последняя стала просто супер-мега-актуальной для политического пиара после того, как с 1 апреля вступили в силу существенно повышенные тарифы на природный газ и электроэнергию. 
 
Уже второй месяц подряд с экранов телевизоров не сходят бывшие и нынешние Министры и Премьер-министры, политики, так называемые «эксперты», которые меряются любовью к многострадальному украинскому народу, который никак не заслуживает на новые тарифы, поскольку они являются завышенными и коррупционными. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что тарифы на «коммуналку» смело можно снижать от 20% до 30%. Какими же методами предлагается осуществить такое снижение тарифов и избавить рядовых украинцев от произвола водоканалов, теплоэнерго и ЖЭКов?
 
Спасательной палочкой, как уже сообщала «Украина Коммунальная», должен стать Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно усиления защиты граждан в связи с установлением новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги)», зарегистрирован группой народных депутатов 19 мая в Верховной Раде под №2832.
 
 
Согласно этому документу защитить граждан от новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги предлагается путем:
 
- установление предельного размера рентабельности (без инвестиционной составляющей) не выше 10% в структуре цены/тарифа; 
 
- установление норматива потерь при производстве, транспортировке и поставке соответствующей жилищно-коммунальной услуги на уровне не более 7%, а при транспортировке, распределении и поставке природного газа для удовлетворения потребностей населения на уровне не более 2%;
 
- установлением на срок до 1 июня 2017 года закупочной цены на весь природный газ отечественной добычи для потребностей населения на уровне не выше 100 долл.; 
 
- обязательства субъектов хозяйствования, осуществляющих распределение природного газа на соответствующей территории, установить до 1 октября 2015 года бытовые счетчики газа 100% потребителям природного газа за счет собственных средств с последующей компенсацией этих расходов инвестиционной составляющей в розничной цене на природный газ;
 
- обязательного применения ДБН-у.2.6-31:2006 (с изменениями), действующих по состоянию на 1 мая 2015 года, для определения стоимости тепловой энергии для населения; 
 
- установление норматива месячного объема потребления тепловой энергии, используемый для расчета тарифа, не выше 0,0128 Гкал/м2.
 
Обосновывая целесообразность установления норматива потерь при производстве, транспортировке и поставке соответствующей жилищно-коммунальной услуги на уровне не более 7%, авторы законопроекта № 2832 ссылаются на то, что уровень потерь при предоставленные услуг по централизованному отоплению в странах ЕС не превышает 3%, в то время как в Украине этот показатель достигает в отдельных случаях 18-20%; уровень потерь при транспортировке и распределении электрической энергии в сети в странах ЕС не превышает 7%, в то время как в Украине такие потери учтены в структуре тарифов на уровне 10% для небытовых потребителей и 16,9% для бытовых потребителей. То есть, принятие этой нормы приближает нас к европейским нормативам потерь при предоставлении коммунальных услуг. Правда, авторы законопроекта почему-то забыли сравнить состояние сетей и коммуникаций в странах ЕС и в Украине. Но то такое...
 
Норма ст. 58 Конституции Украины, согласно которой законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, видимо, неизвестна авторам документа. Именно поэтому они предлагают ДБН-у.2.6-31:2006 (с изменениями), который распространяется на правоотношения, возникшие после его принятия и вступления в силу, распространить также и на правоотношения, сложившиеся до его принятия. Возможно, авторам проекта и известный способ расчета количества тепловой энергии для жилых домов первых массовых серий (60-70-х годов застройки), площадь которых составляет около 72 млн кв. м по нормативам ДБН-у.2.6-31:2006 (с изменениями), но в пояснительной записке к законопроекту о нем не говорится.

 
Не говорится в пояснительной записке и о том, какими расчетами соответствующих научных или экспертных учреждений подтверждается, что норматив месячного объема потребления тепловой энергии, который используется для расчета тарифа, не может быть выше 0,0128 Гкал/м2. 
 
Зато, в пояснительной записке отмечается, что принятие законопроекта №2832 обусловлено промежуточными выводами Рабочей группы по обоснованности повышения цен/тарифов на энергоносители и коммунальные услуги, которая была создана согласно решению Верховной Рады и поручения Председателя ВРУ от 10 апреля 2015 года. Согласно с этими выводами, указанной Рабочей группой было выявлено, что в настоящее время существует законодательный пробел относительно установления уровня рентабельности и уровня производственно-технологических потерь в соответствии добывающих, генерирующих, транспортирующих и распределяющих предприятий при определении структуры цен/тарифов на услуги топливно-энергетического и жилищно-коммунального сектора экономики, которые предоставляются населению и регулируются государством. Норма ст. 62 Конституции Украины о том, что обвинение не может основываться на предположениях, авторам документа очевидно также не известна.
 
Как видим, решить проблемы жилищно-коммунального хозяйства и защитить граждан от повышения тарифов на коммунальные услуги авторы законопроекта №2832 предлагают за счет методов, которые загнали отрасль в глубокий кризис, из которого вряд ли есть выход. В частности, вновь предлагается ограничение рентабельности, ручное управление уровнем тарифов, обязательство установить газоснабжающие предприятия счетчики за свой счет, а фактически – за счет потребителей, не подкрепленные технически требования о снижении нормативов потерь. И ни одного предложения относительно создания реальной конкурентной среды на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг, имплементации норм Третьего энергетического пакета ЕС, реформирование НАК «Нафтогаз» и создании новых компаний-операторов ГТС и ПХГ.
 
Между тем, 21 мая коалиция депутатских групп и фракций в Верховной Раде дружно провалила голосование за проект Закона №2670, которым предлагалось лишь одно – раз и навсегда решить, что установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство не допускается, а потребители имеют право на получение субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом Министров. 
 
Андрей Осадчий
 
Комментарии (1)
Читатель4
26 мая 2015 г. 10:32
Ничего удивительного. Выборы скоро.