ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Анатолий Близнюк: «Повышать нужно не тариф, а осведомленность граждан!»
Анатолий Михайлович, начнем, наверное, с наиболее актуального - с отопительного сезона, который уже сейчас обещает быть не из легких. Можете ли Вы, как глава Минрегиона, заверить украинцев: тепло в домах будет?
Тепло будет бесспорно! Если схематично изобразить принцип подачи тепла населению, то мы получим три составляющие. Первая - котельная (теплопункт), объект который производит услугу. Вторая - сети, по которым эта услуга транспортируется в дома. Третья - дом, который потребляет это тепло. Котельные готовы к зиме на 100%. И сегодня коэффициент запаса прочности на котельных остается на уровне 1,5, так как там установлен рабочий и резервный котлы. Или же на два рабочих приходится один резервный, ведь существуют котельные различного вида и комплектации.
Однако, если взять все котельные установки, которые есть в стране, то их КПД - всего 79%. Эту цифру необходимо увеличить до 93%.
Каким образом это можно осуществить?
Необходимо вкладывать деньги в замену устаревшего оборудования, переходить на энергосберегающие принципы работы, позволяющих экономить газ. Других путей, которые бы оправдали себя в будущем нет. Не буду оригинальным и в вопросе сетей. В Украине тысячи километров сетей пережили эксплуатационный возраст. Вследствие этого мы теряем на них до 20% тепловой энергии. И нам нужно не только ограничиваться заменой трубопроводов, так как последние становятся причиной аварий и теплопотерь, но и решать вопросы термоизоляции. Недопустимо, чтобы в 20-градусный мороз над теплотрассой росла трава и стоял пар. Стоит ли объяснять, что в обоих случаях нужны средства...
Какая главная проблема третьей составляющей, которую Вы назвали - многоквартирного дома?
Вы правильно отметили, именно многоквартирного дома. Нам нужно понимать, что в Украине 32% населения проживают в сельской местности, т.е. имеют собственные дома и индивидуальное отопление.
Однако, если речь идет о жилых многоэтажках, то здесь цифры совсем критические.В доме мы теряем до 50% тепла из -за конструктива здания, через окна и прочее. Приведу пример, в 10-градусный мороз один житель одет как следует, а другой - так сказать, по- летнему. Какой бы идеальной котельная не была, какими бы идеальными не были сети, мы не сможем обогреть неодетого человека. Поэтому следует понимать дуальный характер вопроса: с одной стороны государство должно обеспечить условия для получения тепла, с другой - жители должны помнить о рациональном использовании тепловой энергии. И в первую очередь, это будет в интересах населения.
По Вашему мнению, почему из года в год растет ажиотаж вокруг зимнего вопроса, который приобретает все более радикальные формы?
Мне кажется, что вокруг проблемы подготовки к работе в осенне-зимний период много сосредоточили эмоций и пустых заявлений. К сожалению, у нас появилось очень много псевдоэкспертов, готовых сыпать неутешительными прогнозами и люди постепенно начинают верить этим прогнозам. За долгие годы накопилось множество проблем - технических, технологических и т.д. Но самым главным «подводным рифом» в работе Министерства, как я считаю, является то, что у нас нет практики совместной работы с населением. По сути, люди не считают себя причастными к процессу реформ и улучшению жилищно-коммунального хозяйства как такового.
Реформа должна базироваться на том, что население является равноправным участником этого процесса, который предусматривает различные зоны и уровни ответственности у государства и гражданина. И наша наиболее неотложная задача заключается в том, чтобы выработать идеологию сотрудничества, а не борьбы. Казалось бы, что может принести элементарное утепление окон или квартиры в целом! Но это первый шаг к экономии и разумного использования предоставленного ресурса. Мы говорим о необходимости реализации всеукраинской программы энергосбережения, от успеха которой зависит не только финансовое наполнение, но и поддержка населения.
Насколько известно, в части энергосбережения вскоре будут действовать новые правила и стандарты для жилья, которое уже строится или будет строиться в будущем...
Да. Все жилье, которое будет вводиться в эксплуатацию с 1 января 2012 года и которое будут строиться в Украине в дальнейшем, должно будет соответствовать европейским стандартам. Дом должен быть утеплен, оснащенный индивидуальными счетчиками, непременно должна быть возможность в онлайн-режиме контролировать расходы, уровень оплаты, а главное - должна быть возможность отключения неплательщиков. Т.е. отключения неплательщиков не должны затрагивать тех, кто исправно оплачивает счета за жилищно-коммунальные услуги.Мы говорим о переходе на договорные отношения с вероятностью штрафных санкций, когда или ОСМД, или каждый лично заключает сделку с тепло-, водо-, газоснабжающими организациями. Здесь уже вступает в силу взаимная ответственность.
Как сейчас движется работа по созданию ОСМД и почему именно на эту форму управления делается главная ставка?
Вы знаете, не стоит вешать ярлыки, мол, ОСМД является примером тотального успеха, тем более на фоне работы ЖЭКов, как устаревших рудиментов советской эпохи. В обоих случаях мы можем встретить одинаково негативный опыт убыточности, халатности, коррупционности. Если за дело берутся непрофессионалы, которые, грубо говоря, равнодушны к жителям, и работают только ради собственной выгоды, то успешным не будет ни ОСМД, ни ЖЭК, ни любая другая форма. Это еще раз возвращает нас к словам, которые я уже сегодня говорил: без участия людей, их активной позиции не будет принято ни одно рациональное решение. Именно люди на собрании, коллегиальным путем должны решать, что им сначала надо делать: ремонтировать дырявую крышу, или купить новую сантехнику Петру Петровичу с 5-го этажа.
Не секрет, что ОСМД не могут функционировать без профессиональных менеджеров, которые обладали бы юридическими, экономическими азами.
В свое время в Донецке на базе Макеевского строительной академии за счет бюджетных средств (200 тыс. грн. Ежегодно) мы проводили учебные курсы для руководителей ОСМД. Мы сегодня имеем договоренность с Минобразования с целью подготовки менеджеров муниципального управления, которые будут знать основы управления муниципальным хозяйством. Они в дальнейшем смогут быть руководителями структурных подразделений гор-, райисполкомов и работать как специалисты ЖКХ.
Как в Министерстве планируют пропагандировать схемы экономного использования тепла, воды и т.д.?
В этом вопросе велосипед изобретать не стоит - установка счетчика и мониторинг фактического потребления - это лучшая пропаганда. Европа занимается экономией уже 15 лет и за это время, за счет установления технологических и коммерческих счетчиков смогла сэкономить 5% тепла. А когда европейские страны постепенно начали переходить на поквартирные счетчики, то уровень экономии тепла возрос до 25-30%.
Например, мы предлагаем жителям ОСМД установить поквартирные счетчики с регуляторами тепла, которые можно приобрести в кредит без уплаты процентов. Но сэкономленные за счет учета 100 гривен человек возвращает государству. Таким образом, за два отопительных сезона счетчик окупается и уже экономия идет на счет потребителя. И самыми первыми, с кем мы будем работать в этом направлении, будет именно ОСМД.
Когда работу со счетчиками как на котельных, так и общедомовые, по-Вашему, удастся завершить?
Думаю, что за три года мы сможем закрыть этот вопрос. А что касается финансирования, то предприятия теплокоммунэнерго должны устанавливать приборы учета за свой счет. Подомовые счетчики будут устанавливаться за счет бюджетов.
Вы сказали, о том, что ведомство планирует улучшить работу с населением в плане информирования. Как ход реформы доноситься до ушей и глаз населения, ведь община требует четких объяснений и обоснований относительно других нововведений?
Я полностью согласен! И мы в этом плане уже давно работаем, разрабатываем не один медиа-план, а целый комплекс информационных мероприятий. Пресса, общественные организации, которые, надеюсь, будут сотрудничать с Минрегион. В каждом регионе найдутся те, кто согласен будет заняться популяризацией реформ. Но найдутся и те, кто будет препятствовать этому. Это те, кто успешно зарабатывал в рамках «старого режима». Разве ЖЭК будет активно вести информационную кампанию создания ОСМД? Мы должны изобрести грамотные подходы информирования населения.
Напоследок вопрос, который интересует каждого украинца, и ответ на который дать довольно сложно: когда будут повышаться тарифы для населения?
Повышение цен для населения как самоцель не ставится. Государство будет рассматривать этот вопрос комплексно. Каким образом будет компенсироваться разница в тарифах - это уже другой разговор. Более того, считаю, что повышать надо не тариф, а осведомленность граждан с содержанием реформы ЖКХ.
Беседовала Юлия Грамотная, специально для ИА «Украина Коммунальная».