ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоБесплатный проезд имеет шанс на возвращение

Бесплатный проезд имеет шанс на возвращение

Одной из жертв бюджетных «улучшений» стал бесплатный проезд для некоторых категорий граждан. Он был отменен и переведен на усмотрение местной власти. Сейчас появилась надежда на восстановление льготы, однако, пересмотрят ли решение нардепы - вопрос.

Со дня принятия Государственного бюджета Украины на 2015 год и ряда других законодательных актов, без которых оно было бы невозможным, прошел не один день - больше месяца, но страсти по этому поводу не утихают до сих пор. Главным образом из-за того, что некоторые из принятых законодательных документов идут в ногу с робингудовскими принципами с точностью до наоборот: грубо говоря, парламентарии решили забрать деньги у «бедных» в пользу, официально, государственной казны, - и понятным и ощутимым рядовому украинцу это становится именно сейчас. 

К таким антисоциальным Законам, которые были приняты в ночь с 28 на 29 декабря, можно отнести и Закон № 76-VIII «О внесении изменений и признании такими, что утратили силу, некоторых законодательных актов Украины». Этим документом было отменено широкий круг льгот и выплат отдельным категориям лиц, изменен порядок их предоставления и пересмотрен уровень социальных гарантий. В частности, среди наиболее весомых, внесены изменения в условия оплаты труда, ее сокращение, медикам, педагогам, работникам культуры, и т.п.; фактически заморожено среднюю заработную плату, которая применяется при назначении пенсии; отменена выплата пособия для оздоровления в размере должностного оклада к отпуску для работников библиотек, работников культуры и государственных служащих; отменено право на все виды бесплатного проезда в транспорте для ветеранов, инвалидов, чернобыльцев и других категорий граждан, ограниченно предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг; снят запрет на отправление работников в отпуска без сохранения заработной платы; и т.д. При этом, ответственность за сохранение некоторых льгот и выплат, значительная часть полномочий по существованию учреждений образования, культуры, медицины была возложена на органы местного самоуправления и местные бюджеты. Поэтому, соответственно, от их наполнения будет зависеть, принятие того или иного решения. 
 
 
Интересно, что соответствующий законодательный акт не был согласован ни рядом ответственных министерств и ведомств, ни непосредственно профсоюзными организациями, но все же принят парламентариями. Не помешали даже многочисленные акции протеста профсоюзов, студентов и пенсионеров, которые сопровождали заседания Верховной Рады от 23 декабря 2014 года до самого дня принятия. Народные избранники были убеждены, что действуют на благо украинского народа. Так, в пояснительной записке к проекту Закона, Министр финансов Наталья Яресько замечает, что документ никоим образом не касается вопросов социально-трудовой сферы и развития регионов, не требует обсуждения с общественностью, в нем отсутствуют любые дискриминационные положения, правила и процедуры, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений, и направлен он на пользу - оптимизацию использования имеющихся государственных финансовых ресурсов. Конечно, возникает вопрос, как, например, сокращение заработной платы может не касаться социально-трудовой сферы, отмена бесплатного проезда для льготных категорий граждан не требует обсуждения с общественностью, и т.д. Однако позиция Министра финансов понятна, на то он и Министр финансов, чтобы думать о финансах, а вот позиция парламента требует объяснения, особенно в вопросе отмены льгот и выплат социально незащищенным категориям граждан, хотя и, к слову, работники медицинских и образовательных учреждений в Украине также получают не самые большие зарплаты, чтобы безболезненно пережить их сокращение. Первое - выглядит аморально, второе - фактически грозит уничтожением качественного образования и медицины. Еще более удручающей окраски приобретает этот факт в ключе того, что свою заработную плату народные избранники решили наоборот - повысить: с 5,6 тыс. грн до 12,1 тыс. грн. Для сравнения, это в 8 раз больше чем должностной оклад учителя общеобразовательного учебного заведения без категории и учета надбавок, которые парламентарии урезали. 
 
Большинство из этих бюджетных «улучшений» пока необратимо, у меньшинства - с недавних пор появилась надежда на пересмотр и восстановление социальной справедливости. Так, например, на возвращение бесплатного проезда могут надеяться свыше 13,5 миллионов украинских пенсионеров, ветеранов труда, инвалидов, участников войны и детей войны. В конце прошлой недели в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №1872 «О внесении изменений в отдельные законы Украины», которым предлагается вернуть соответствующую льготу некоторым категориям граждан, в том числе и школьникам, поскольку оно было отменено вопреки Конституции Украины. 
 
Заметим, согласно статье 22 Конституции Украины конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Что собственно и произошло.
 
Так, законопроектом №1872 предусматривается внесение корректив в некоторые статьи Законов Украины: «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине», «Об основах социальной защищенности 6инвалидов в Украине», «О социальной защите детей войны», «Об охране детства», «О местном самоуправлении в Украине», «О жертвах нацистских преследований». 
 
При этом стоит отметить, документом не пересматривается норма Закона №76-VIII, по которой пенсионерам, ветеранам и детям войны, ветеранам труда, и т.д «предлагаются льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, бесплатное обеспечение лекарствами, бесплатное первоочередное обеспечение санаторно-курортным лечением, бесплатное зубопротезирование предоставлять только при условии, если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины». Примечательно, ранее льготы предусматривались без ограничений.
 
В то же время существует вероятность возобновления государственной поддержки молодежи. Об этом говорится в проекте Закона №1885 «О внесении изменений в отдельные законы Украины» (относительно восстановления льгот на проезд для молодежи и финансовой поддержки молодежи на селе), который был зарегистрирован в парламенте вслед за предыдущей инициативой и имеет аналогичное обоснование. В частности, этим документом предусматривается возврат льготы на проезд для учащихся и студентов дневной формы обучения; оказание единовременной адресной помощи в десятикратном размере минимальной заработной платы молодым работникам, привлеченным к работе в селах и поселках, а также предоставление особой гарантии для отдельных категорий безработных, которые потеряли работу в связи с изменениями в организации производства и труда.
 
 
Перерастут ли эти надежды и вероятности в реальное воплощение - пока делать выводы рано. Как показывает украинская законодательная практика, настроение парламентариев предсказать трудно.
 
С тарифами на проезд в общественном транспорте гораздо проще. Сейчас в большинстве городов Украины стоимость проезда в маршрутках составляет 3 грн, в электротранспорте - 1,5-2 грн. Начиная с конца лета перевозчики говорят о повышении тарифов, рассматривает такую возможность и власть на местах. Прогнозы неутешительные. Говорят, подорожания не миновать, главным образом из-за того, что значительно увеличилась стоимость электроэнергии и энергоносителей. Так, к примеру, в столице в скором времени ожидается подорожание проезда в общественном транспорте вдвое: стоимость одной поездки в электротранспорте составит 3 грн, а в метро и городской электричке - 4 грн. Кроме того, в Киеве уже повысился проезд в некоторых маршрутках - до 5-6 грн. Да, конечно, допустим, пенсионеры не всегда пользуются общественным транспортом каждый день, но если посчитать, что минимальная пенсия в Украине около 1 тыс. грн, а цены на товары и услуги выросли вдвое по сравнению с мартом прошлого года, то «транспортные» расходы все равно будут ощущаться. Самым большим ударом это будет для семей с несколькими школьниками, особенно если оба родителя работают, скажем, в учреждениях образования, медицины или культуры.
 
Екатерина Ляшевская

Наш мир может быть безопасным! Позаботьтесь о социальной защите коллектива Вашего предприятия вместе с http://krona.net.ua. Высокий уровень обслуживания, круглосуточная поддержка, собственная служба врачей-экспертов.

 
Комментарии (0)