ГлавнаяИнтервьюИнтервью«Централизованное теплоснабжение является надежным, дешевым и безопасным»

«Централизованное теплоснабжение является надежным, дешевым и безопасным»

Интервью о жилищно-коммунальные услуги, коммунальные предприятия, тарифы и многое другое с исполнительным директором Ассоциации "Энергоэффективные города Украины" Святославом Павлюком.
Коммунальное предприятие зарабатывать, а не быть убыточным
 
В более 80 процентах украинских городов дотируют тарифы на холодную, горячую воду и отопление. Средний размер дотации составляет 15-20%. Это стоит местным бюджетам около 7-8 млрд грн ежегодно.
 
Например, в 2018 году Львов дотировал воду на около 240 млн грн, мусора - 500 и тепло - 400. То есть на ровном месте из городского бюджета в 8,7 млрд - более миллиарда идет на дотации коммунальных услуг. И ни один мэр перед выборами не получится и не скажет, что надо поднять тарифы, чтобы эти средства взамен потратить на сети, детсады и больницы. Он будет бояться сказать правду, рискуя потерять кресло на следующих выборах.
 
Как обычно это происходит, премьер-министр выступает с позицией или и решением Кабинета Министров Украины, что тарифы на тепло - высокие и не могут, например, превышать 1400 гривен. Центральные каналы это транслируют. Людям фактически говорят: если ваш тариф выше, то ваш мэр - плохой, он ворует. Мэр и горсовет не могут противостоять давлению центральных медиа и устанавливают тариф 1400, а разницу покрывают из местного бюджета, урезая какие-то другие важные расходы. Соответственно, на модернизацию коммунального хозяйства денег не остается, все успешно играют игру, как самих себя обмануть. Притом международные банки развития, которые кредитуют программы модернизации инфраструктуры, предоставляя длинные и дешевые кредиты, воздерживаются от решения, если видят, что коммунальное предприятие - убыточное.
 
Возвращаясь во Львов, здесь покрытие тарифа на тепло 103%. Но это не обязательно означает, что тариф по крайней мере покрывает себестоимость и коммунальное предприятие безубыточное. По утвержденным методикам в тарифе заложены определенные предельные приемлемые показатели, которые устарели, но превысить их нельзя. Например, заложенная в нем зарплата тракториста-экскаваторщика, а это потребность №1 для водоканала, была до недавнего времени примерно 8800 грн. Однако вы не найдете хорошего тракториста-экскаваторщика за такие деньги. Если это меньше 15 тыс. Грн, он пакует вещи и едет на работу в Португалию. Поэтому город должен доплачивать в фонд зарплаты коммунального предприятия, иначе в нем просто не будет работников и услуги предоставлять будет некому. В Черновцах был случай, когда водоканал закупил новые экскаваторы, но работать на них было некому. Города сталкиваются с нехваткой работников. Проблема с заниженным тарифам является фундаментальной причиной того, что частных инвесторов в компании, предоставляющие коммунальные услуги, практически нет. Город может дотировать коммунальное предприятие, но не имеет права делать то же с частными. Пока тарифы не станут окупаемыми и привлекательными для частных инвестиций - города будут влачить на себе все проблемы и долги коммунальных предприятий.
 
В марте я посетил маленькое австрийское село Ungenach, в котором проживают ~ 1500 человек. Они модернизировали свой детский сад, что стоило 1 млн 800 тыс. Евро. Для этого взяли кредит. Также в селе не было своего врача, поэтому они построили хижину для врача, чтобы он приехал сюда, потому что это делает село привлекательным для проживания молодых семей с детьми, а от них зависит его развитие. Чтобы выплатить сумму и зарплату врачу, они используют доходы канализационного коммунального предприятия. Его чистая прибыль составляет 120 000 евро в год. То есть коммунальное предприятие является не источником постоянных расходов средств, а наоборот предоставляет населению услуги и при этом зарабатывает для общества. За последние 15 лет количество жителей выросло более чем на 10% и община очень радуется таких результатов.
 
В Европе - централизованное теплоснабжение, в Украине - котлы и бойлеры
 
Теплогенерирующие мощности в областных центрах и крупных городах обычно работают в режиме когенерации. Это означает, что тепловые электроцентрали (ТЭЦы), основным продуктом которых является электроэнергия, также производят тепло. За счет использования и тепла, и электроэнергии коэффициент полезного действия и использования топлива выше.
 
Однако люди часто отказываются от централизованного тепло- и горячего водоснабжения из-за плохого качества услуги. Например, в Киеве теплокоммунэнерго регулярно отключало горячую воду на три месяца. Как результат, люди устанавливают индивидуальные бойлеры. Тогда возникает парадокс. ТЭЦ генерирует электроэнергию, люди используют для нагрева воды бойлерами с пиковой нагрузкой на утро и вечер. А тепло электроцентрали сбрасывается в реку или градирню, так как населению его не надо. Для нагрева воды мы используем электроэнергию, ко всему еще и дотируемых.
 
В местах с высокой плотностью жителей нет смысла ставить индивидуальное отопление и еще и газовый. Там, где плотность жителей невысокая, в одноэтажном застройке, там это может быть целесообразным.

Но централизованное теплоснабжение является надежным, дешевым и безопасным. Об этом говорят даже несколько директив Европейской Комиссии. Если в квартире нет газа, то у вас он не взорвется и вы не вчадиете от газовому котлу. С централизовним теплоснабжением - вы максимум затопите соседа. И то только тогда, когда не ввыдерживают радиатор отопления в нормальном состоянии. Обратите внимание - только в Киеве в последнее время от взрывов газа практически ежегодно разрушаются дома и гибнут люди. Поэтому газ в домах - опасность, его надо из домов забирать.

Почему мы потеряли 40-45% централизованного тепла и при чем здесь газ не того цвета
 
Из-за особенностей и странности формирования тарифа на тепло, этот продукт был на дотациях десятки лет. Если продукт некоммерческий, деградирует вся линейка его производства, потому что средств на обновление нет.
 
Газ для населения был дешевле, чем для теплокоммунэнерго, особенно в 2000-х. Как следствие, сформировался искаженный запрос на индивидуальное отопление. Поскольку основная часть теплоснабжающих предприятий являются коммунальными, их дотировали из городских бюджетов. Поэтому в городах решили, что не хотят заниматься централизованными теплоснабжением, порезали теплосети на металлолом, а людям рекомендовали ставить индивидуальные бойлеры.
 
Впоследствии люди начинают жаловаться, что газ не так, не греет, отличительным цвета. Сети газоснабжения проецировались под меньшие объемы потребления. И они физически не могут поставлять больше газа - в них падает давление. Согласно счетчик крутит тот же объем газа при меньшем давлении и фактически его поступает меньше.
 
То есть города мотивированные избавляться тепловой сети за неуклюжей тарифной политике и необходимости их дотировать. Поэтому за последние 12-13 лет мы потеряли около 40-45% централизованного теплоснабжения. Тогда как в Евросоюзе его наоборот наращивали.
 
Кроме того, во многих городах сети тепло - изношены, ведь тридцать лет ими никто не занимался. Основная цель, которую все время ставила себе местные власти, сохранить их работоспособность, а не модернизировать или развивать.
 
В Киеве, например, сети проецировались на работу на перегретом паре. В сеть подавали теплоноситель при температуре 160 градусов, а возвращался он при температуре 120 Сейчас они работают при более низком графике, в пределах 95 на 60. А вот в сетях третьего поколения это соотношение уже 60 на 40. И чем ниже температура теплоносителя подается, тем ниже перепад между трубой и окружающей средой. Соответственно - меньше потери тепла. При таких температурах трубы можно класть из пластика, они не корродируют вообще. И Европа уже переходит на сети третьего, четвертого, и планирует, пятого поколений.
 
Нельзя сравнивать эффективность изношенных централизованных систем и современных индивидуальных котлов. Если сравнивать эффективность современной централизованной системы и набор индивидуальных котлов в многоэтажке, то централизованная будет дешевле и безопаснее. Владельцы индивидуальных систем пока имеют больше возможностей индивидуального регулирования в соответствии со своим пониманием комфорта, но того же можно достичь и в централизованных системах за счет модернизации домовых систем и это будет существенно дешевле и надежнее, просто этим необходимо заниматься и на уровне государственной политики, и на уровне городов и домов.
 
Этот проект можно сделать, но нужно, или именно этот и есть именно здесь. Ответы - международный кредит
 
Инвестиции в инфраструктуру - это дорогой и долгий процесс, который требует соответственно долгой подготовки и расчетов, поскольку цена ошибки очень высока. Разница в подходе между нами и Швейцарией, например, в том, что наши схемы тепло являются инженерными документами. Нет документа концептуального уровня - а каким должен быть город через 20-30 лет. Базовым документом для принятия решений об инвестиции является технико-экономическое обоснование. Этот документ доказывает, что задуманное можно сделать, в частности, что здесь можно построить котельную и она не упадет. Но надо ее строить именно здесь и строить вообще ?! Возможно, за счет утепления домов отпадет необходимость в дополнительной тепловой энергии и тратить деньги на новые котельные не надо будет?
 
Так же и с водоснабжением городов. Его можно обеспечить одним или двумя локальными станциями, или вообще протянуть в 20 километрах от другого водозабора, или вообще провести информационную кампанию и побудить жителей сократить потребление воды (которое у нас на одного потребителя было в 2-3 раза выше стран ЕС), тогда ненужными будут сложные проекты. Эти все варианты надо проанализировать и выбрать оптимальный. Это одна из причин, почему городам трудно получить финансирование Европейского банка реконструкции и развития или Европейского инвестиционного банка. Они имеют технико-экономические обоснования, но, как правило, не делают анализа альтернатив перед выбором оптимальной модели.
 
Наше законодательство не предусматривает наличие длинных видений города. То есть, когда после выборов приходят новые депутаты, то они должны понимать, что есть целые уже дискутировались, утвержденной и принятой жителями видения. Мы можем менять подход, как их достичь, но не можем возвращаться каждый раз в дискуссии, этими целями заниматься вообще.

В сфере теплоснабжения, например, города Швейцарии имеют широкие стратегии на 20 лет, планы внедрения на 10 просматривают каждые 5 лет. У нас узкие схемы теплозабезпечення (фактически только централизованного) на 5 лет, операционные планы - на 2, инвестиционные - однолетние. А период окупаемости крупных инфраструктурных проектов - 20-30 лет. В наших реалиях мы можем планировать только краткосрочные вещи, поэтому постоянно занимаемся только латание дыр.

Дерганья в разные стороны создает и сложности для получения международного кредита - город может взяы и передумать. Краматорск получил большой кредит от ЕБРР по воде. Они привлекли консультанта. Тот сделал технико-экономическое обоснование и анализ альтернатив. Затем подписали соглашение и провели тендер. Но на нем выиграла не та компания. Местные депутаты совета сказали, что уволят исполнительного директора, если тот подпишет соглашение с победителем тендера, был большой скандал, в переговоры должно вмешиваться Министерство регионального развития. Это один город на юге - получило международную техническую помощь на миллионы, чтобы разработать концептуальные планы и подробную документацию, расчеты на строительство очистных сооружений. После того, как работа была выполнена мэр посмотрел и сказал «Да ну, я передумал». Деньги международно-технической помощи, работа специалистов - ушли в песок.
 
Планируем сети. А кто у нас и сколько чего употребляет?
 
Город не может планировать свою деятельность и планировать сети без информации о потреблении отдельно жилым, бюджетным секторами и промышленностью. Они потребляют в различном режиме. АЕМУ (Ассоциация энергоэффективные города Украины) опросили в июне 2020 84 города имеют ли они данные потребления энергоресурсов своего города. Из них такой информации нет в 39 - по электроэнергии и в 31 - по газу. Реально треть городов не имеет данных по совокупному потреблению и электроэнергии, и газа. Города не могут разрабатывать осуществимых планов своего развития и инвестировать в правильные точки инфраструктуры, если не имеют точной картины своего потребления энергоресурсов. Частные компании часто не придают данных это надо менять на уровне закона.
 
Украинцы потребляют в три раза меньше воды. Как так?
 
Если раньше нормальным показателем потребления воды на душу населения было 360 л в сутки, то сейчас это 120-160. Европейским параметром является 120 и многие города достигли этого показателя. То есть у нас около двух третей воды марнувалося. Причиной этого является изменение поведения потребителя: лучшие краны, меньше истоки, закрывания крана во время чистки зубов, купание в душе вместо ванны. На поведение также повлиял учет и выше тариф. Потребитель действует рационально, он не экономит энергию или воду - он экономит деньги, так это то, что его мотивирует. Если потребители централизованного тепла смогут его регулировать как и потребление воды, то мы увидим впечатляющие эффекты экономии в масштабах страны.
 
В каком городе жить лучше
 
В каждом городе есть свои нюансы, но на правильном пути, например, Винница, Житомир, Львов, Чернигов, Запорожье, Киев, если об областных центрах говорить. Малые города тоже демонстрируют положительную динамику. Каменец-Подольский, Миргород, Голая Пристань, Чертков, Вознесенск - каждое из этих городов есть чем поделиться с другими городами Украины и зарубежья.
 
Наличие и непрерывность долгосрочной стратегии способствовало развитию таких городов как Винница или Житомир. Приход следующего мэра здесь не означает полный пересмотр целей. Когда заходят новые мэры, они продолжают уже начатую работу.
 
В Виннице хорошо решили вопрос общественному транспорту. Швейцарский Цюрих предоставил им бесплатно трамваи после капитального ремонта с ремонтной базой и запчастями на 10 лет. Они направили эти трамваи на основные маршруты внутри города, а частников вытеснили на маршруты "пригород-город». В центре работает только коммунальный транспорт, и он - электрический. Это приводит к снижению выбросов вредных газов в атмосферу. Именно благодаря наличию лучшей стратегии и планирования Цюрих предоставил эти трамваи именно Виннице, а не Львову, например.
 
Здесь хорошо работает система сбора и переработки мусора. Все, что можно, перерабатывают, а биомассу отвозят на полигон. Затем из него собирают газ метан, на котором работает небольшая местная электростанция. То есть здесь функционирует замкнутый цикл.
 
А вот Житомир - это традиционно город военных, там значителен экономика бюджетного сектора. Но уже третий мэр подряд работает над заменой теплотрасс и котельных. Также здесь создали муниципальную программу поддержки жилья, занимаются бюджетными учреждениями. В начале местные депутаты не хотели вступать в Соглашение мэров для развития энергоэффективности. Но когда мы им показали динамику их расходов на оплату газа, тепла, воды и электроэнергии во всех бюджетных учреждениях за несколько лет, тогда они согласились и сейчас имеют превосходные результаты.
 
Если вы хотите дешевых популистских решений, то можете делать лавочки и тротуары. Существенные проекты, вроде, модернизации водо- ли теплоснабжения выходят за период 5 лет и не помещаются в одну каденцию. Если город готов играть в длинную оно будет успешным, если не будет ставить амбициозные цели - будет падать.
 
Поэтому мы скоро будем жить в совершенно разных местах

Люди поездили на запад, поработали там. За это время зарплаты в Украине несколько возросли. Сейчас это в среднем 400-500 долларов. У них появились новые запросы и не только материальные. Люди хотят хорошо проводить время, чтобы дети учились в хорошей школе. Поэтому в развитии города важен диалог между тем, что предлагает местная власть и запросу жителей.

Это нам в центре такие тарифы установили, мы хотели меньше
 
Мэрам удобно говорить, что это центр установил высокие тарифы, поскольку они зависят от результатов следующих выборов. Хотя городам выгодно тарифы поднять и перестать дотировать коммунальные предприятия. На самом деле схематично процедура такова. Коммунальное предприятие делает расчет, обнародует его, проходят общественные слушания, его рассматривает местный совет, его утверждает и передает в Киев в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП). НКРЕКП его корректирует и часто уменьшает, тогда как город пыталось тариф поднять. Даже само слово "установили" создает иллюзию, что тариф накинут из Киева. Правильнее говорить, что тариф «согласовали» или «утвердили».
 
С 2018 года установление тарифов на тепло в НКРЕКП осталось только в больших компаний - их сейчас всего 27 из около 240-ка, которые работают. Остальные тарифы устанавливаются на местах.
 
Так кто же виноват
 
Сегодня в сфере теплоснабжения существенно сократили количество лицензиатов и большинство тарифов устанавливают уже на местах. По воде - если это малые поставщики, то тариф устанавливает местная власть, а если большие - то регулятор на национальном уровне. Полный список лицензиатов можно найти на сайте НКРЭКУ. Электроэнергия и газ - это услуги, на которые мало влияют органы местного самоуправления.
 
Тариф на электроэнергию устанавливает НКРЭКУ. Ко времени полного запуска рынка электроэнергии он регулируемый. Поэтому у нас тариф для промышленности завышен и частично дотирует заниженную стоимость электроэнергии для населения. Тарифы на газ к моменту запуска рынка газа устанавливает Кабинет Министров Украины, с запуском - цена должна формироваться в конкурентной борьбе газовых компаний.
 
Тарифы не могут быть одинаковые в разных городах
 
В Вознесенске, например, высота водоподъёма составляет 100 метров. То есть здесь насосами надо поднять воду на 100 метров. А в Киеве или Днепре водозабор выше города и вода течет самотеком. То есть где-то надо доплачивать, чтобы поднять воду, а где - нет, это существенно влияет на стоимость услуги.
 
А что с вашим домом вы знаете?
 
Все это время мы говорили о поставках, а не о потреблении. Самой большой проблемой жилищного сектора Украины является неосведомленность жителей о состоянии своих домов. Должное регулярное обследование состояния здания не происходит, соответственно не идентифицируются и не выполняются важные работы по ограждающими конструкциями и внутридомовыми сетями. Раньше это было делать ЖЭКи, но они - не делали.
Должен быть понятен цикл. В начале года приходит специалист от управляющего или управляющей компании, оценивает состояние конструкций и систем здания, выписывает перечень работ, которые нужно сделать - в этом году, в следующем году и в перспективе 5 лет. Затем считают смету этих работ и делят на каждую квартиру в виде доли ежемесячных взносов в фонд текущего и капитального ремонта. В конце года жители получают отчет о потраченных средствах и выполненные работы, и состояние собранных средств в фонде капитального ремонта. Тогда жители понимают связь между состоянием дома, платежами и роботами. Без понимания этой связи и доверия - мы будем топтаться на месте, а дома будут деградировать и дальше.
 
 

Руслан Минич, журналист Центра совместных действий 

 
Комментарии (8)
Коля Пухов
15 августа 2020 г. 11:49
Щодо опалення , то для кутових квартир будинку температура теплоносія у батареях має бути вищою, ніж для серединних квартир. Цю диференціацію і досі не запроваджено, що приводить до того, що кутові квартири взимку холодні, а серединні - перегріті.-------------------Бо зараз так: коли споживач взимку скаржиться до ЖЕКу на прохолодну батарею у кімнаті, то жеківці приходять і вимірюють температуру повітря (!) у кімнаті, а не температуру батареї. Це очевидне з підміною шахрайство, адже споживач скаржився не на температуру повітря, яку, можливо, підвищує електрообігрівачем, а на температуру батареї. Але жеківці не можуть прохолодну батарею зробити гарячішою, і також не можуть зменшити плату за опалення, тому вдаються до такої підміни.
Коля Пухов
17 августа 2020 г. 12:40
Плата за гарячу воду для квартир без лічильників має нараховуватись згідно норм споживання, а не за так званим будинковим лічильником. --------------- Бо будинковий лічильник рахує воду на вході у водонагрівач, а в процесі підігріву багато її випаровується. Тобто, споживач оплачує і ту воду, яка перетворилася в пар.
Коля Пухов
05 октября 2020 г. 20:47
І знову "Євро-Реконструкція" (м.Київ, Дарницький район) відключило гарячу воду, - це вже вчетверте за час епідемії. --------------------Перше відключення припало на липень - серпень і тривало майже місяць; потім на декілька днів гарячу воду включили. Друге відключення було у кінці серпня і тривало десь тиждень. Третє відключення було у вересні і тривало порівняно недовго - декілька днів. А сьогодні вже четверте відключення - скільки воно буде тривати - поки що невідомо.-------------------------------------А тим часом від холодної води можуть початися масові застуди, які тільки посилять епідемію.
Коля Пухов
05 октября 2020 г. 20:49
Але, незважаючи на постійні відключення гарячої води, рахунки споживачам "Євро-Реконструкція" присилає астрономічні.
Коля Пухов
03 ноября 2020 г. 18:56
Щодо опалення у п"ятиповерхівках (хрущівках), то зараз у кутових і торцевих кімнатах будинку батареї холодніші, ніж у серединних кімнатах. А мало би бути навпаки: оскільки кутові і торцеві кімнати інтенсивніше охолоджуються, то батареї в них мають бути теплішими, ніж у кімнатах, розташованих у середині будинку.
Коля Пухов
07 ноября 2020 г. 23:12
Багато квартир, розташованих у середній частині будинку, не хотять опалення взагалі; воно їм просто не потрібно. Але вони не мають можливості відмовитись від опалення: держава нав"язує їм цю компослугу примусово. Тому вони вимушені платити 1000 - 1500 грн. щомісяця за ту послугу, яка їм не треба.-----------------------------------------А якщо не будеш платити , то позбавлять житла і виселять, а це в наших умовах прирівнюється до страти через розп"яття.
Коля Пухов
09 ноября 2020 г. 21:03
Ці всі єврореконструкції - постачальники тепла дуже хитрошахраїсті: вони зараз за опалення нараховують по нормі, а за гарячу воду - по будинковому лічильнику. А мало би бути навпаки: за опалення - по будинковому лічильнику, а гарячу воду - по нормі.
Коля Пухов
24 ноября 2020 г. 00:04
Батареї почали гріти у Києві з 16-го жовтня 2020 р., а 23 листопада того ж року опалення раптом вимкнули. За цей час кожній квартирі нарахували за опалення, як мінімум, по 1000 грн. - подавли опалення, коли на вулиці було тепло і вимкнули перед самими холодами. В якій ще країні можливий такий маразм?