ГлавнаяПубликацииЖильеГотовиться ли ОСМД к налогообложению

Готовиться ли ОСМД к налогообложению

Изменения, внесенные нардепами в Налоговый кодекс в конце прошлого года, в этом году будут иметь определенное влияние и на ОСМД. Готовиться ли объединениям совладельцев многоквартирных домов к налогообложению? - детали в публикации.

Конец 2015 года ознаменовался борьбой двух проектов Налогового кодекса - парламентского комитета по налоговой политике №3357 и Министерства финансов №3360. Радикальной налоговой реформы в правительства пока не вышло, а потому, пойдя на уступки, Кабмин согласился откорректировать действующий Налоговый кодекс, чтобы обеспечить наполнение бюджета в 2016 году. В результате было принято компромиссное решение: работу с проектами отложить и принять закон №3688 с самыми необходимыми изменениями в кодекс.

Этот законопроект с привычными уже правками «с голоса» и «урезанием» Президент Петр Порошенко подписал в новогоднюю ночь.
 
Таким образом, под новогоднюю елку украинцы получили уменьшение ставки единого социального взноса, подорожание алкоголя и сигарет и новые правила для аграриев. Впрочем, изменения, принятые Верховной Радой 24 декабря, были точечными, однако некоторые из них могут существенно повлиять на жизнь украинцев в следующем году, в частности на жизнь объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), управителей и их ассоциаций.
 
В частности, Законом Украины №909-VIII от 24 декабря 2015 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» (далее – Закон №909-VIII) были внесены изменения абзаца четвертого подпункта 133.4.1 пункта 133.4 статьи 133 НКУ и указано, что норма о том, что учредительные документы неприбыльного предприятия, учреждения и организации обязательно должны предусматривать передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисления в доход бюджета в случае прекращения юридического лица в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования) не распространяется на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов.
 
Читайте также: Как создать ОСМД
 
Принятие такой исключительной нормы значительно облегчит жизнь в 2016 году и уже созданным ОСМД, и тем ОСМД, которые еще только планируют регистрироваться в Реестре неприбыльных учреждений и организаций, ведь весь прошлый 2015 год налоговые инспекторы в буквальном смысле «кошмарили» ОСМД и другие неприбыльные организации, заставляя их под угрозами исключения из Реестра вносить в Уставы юридически бессмысленные положение о том, что в случае прекращения ОСМД (ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования) все его активы передаются одному или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисляются в доход бюджета.
 
Также нормами Закона №909-VIII скорректирован подпункт 133.4.3. пункта 133.4. статьи 133 НКУ. Отныне в случае несоблюдения некоммерческой организацией, в том числе ОСМД, требований по использованию доходов, определенных настоящим пунктом, такая неприбыльная организация обязана подать в сроки, определенные для месячного налогового (отчетного) периода, отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, и указать сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль. Со следующего налогового (отчетного) года, такая неприбыльная организация представляет финансовую и налоговую отчетность и уплачивает налог на прибыль в порядке, установленном этим разделом для неприбыльных организаций - плательщиков налога на прибыль.
 
Ставки основных налогов в 2016 году с принятием Закона №909-VIII фактически не изменятся, в частности, ставка налога на добавленную стоимость, как и сейчас, составит 20 процентов, а ставка налога на прибыль остается в размере 18 процентов. Несколько претерпел изменений налог с доходов физических лиц - вместо ставки в 15 процентов для тех, кто получает меньше десяти минимальных зарплат, и 20 - для тех, кто зарабатывает больше, в следующем году украинцы будут платить единую ставку - 18 процентов. При этом будет применяться так называемая социальная льгота.
 
Кроме этого, как и ожидалось, из оснований аннулирования регистрации плательщиком НДС Законом №909-VIII исключено основание для аннулирования регистрации плательщика НДС в случае наличия записи об отсутствии юридического лица или физического лица по его местонахождению (месту проживания) или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. То есть, теперь налоговики не смогут аннулировать регистрацию плательщика НДС из-за того, что его не нашли по налоговому адресу. Соответствующие изменения внесены в п. 184.1 НКУ.
 
Исключено из оснований, по которым ранее не предоставлялось право на бюджетное возмещение: 
- регистрация плательщиков НДС менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение;
- объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньшие, чем заявленная сумма бюджетного возмещения.
 
Зато вводится Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения, который должен вести ДФСУ. Порядок ведения и форма реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения утверждается Кабинетом Министров. Данные этого Реестра будут подлежать ежедневной публикации на официальном веб-сайте ДФСУ.
 
Сумма бюджетного возмещения будет считаться согласованной с дня, следующего за днем окончания срока проведения камеральной проверки, в случае, если камеральная проверка проведена не была или если по результатам проведения проверки налоговое уведомление – решение не было направлено налогоплательщику.
 
Но налоговики получат право провести документальную проверку плательщика налога в случае, если расчет суммы бюджетного возмещения был сделан за счет отрицательного значения, сформированного по операциям (п. 200.11 НКУ):
• за периоды до 1 июля 2015 года, не подтвержденные документальными проверками;
•  по приобретению товаров/услуг у плательщиков налога, которые использовали специальный режим налогообложения, определенный в соответствии со статьей 209 НКУ за период до 1 января 2016 года.
 
Все эти нововведения ОСМД должны учесть в своей деятельности в 2016 году, потому что несмотря на отнесение их к неприбыльным организациям, они могут быть плательщиками НДС. Однако для этого необходимо, чтобы соблюдалось ряд условий. Такие выводы обусловлены прежде всего тем, что НКУ не содержит для ОСМД никаких исключений. Даже наоборот, среди лиц, которые являются плательщиками НДС в соответствии со ст. 180 НКУ, минимум три нормы могут указать на ОСМД. В частности, плательщиками НДС являются:
- любое лицо, которое осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность и регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога в порядке, определенном ст. 183. Именно так — ОСМД может добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС, хотя целесообразность такого шага может отсутствовать;
- любое лицо, зарегистрированное или подлежит регистрации как плательщик налога;
- любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которую полагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную границу Украины согласно Таможенному кодексу Украины. Собственно, представить столь активное ОСМД, которое увозило на территорию Украины какие-то зарубежные товары, довольно трудно. Но эта возможность существует.
 
 
В соответствии с п. 181.1 НКУ, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно этому разделу, в т.ч. с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12-ти календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в контролирующем органе по своему местонахождению (местожительству) с соблюдением требований, предусмотренных ст. 183 НКУ. При этом ни в ст. 196, ни ст. 197 НКУ не предусматривают исключений из объекта обложения НДС тех или иных операций, предоставляемых ОСМД.
 
Таким образом, ОСМД вынуждены регистрироваться плательщиком НДС, если объем их операций (поставки товаров и услуг) превышает 1 млн грн. Необходимость такой регистрации плательщиком НДС была подтверждена в письме ГНСУ от 22 июня 2012 года №8958/5/15-2116. Такими операциями с товарами и услугами со стороны ОСМД, которые приводят к необходимости регистрироваться плательщиком НДС, могут быть коммунальные услуги, которые оказывает ОСМД, или осуществления хозяйственной деятельности для обеспечения собственных потребностей непосредственно или путем заключения договоров с физическими или юридическими лицами (например, сдача в аренду нежилых помещений).
 
Андрей Осадчий

 

 
Комментарии (0)