ГлавнаяКомментарииЗаконодательствоГеннадий Зубко: Как обеспечить земельную децентрализацию

Геннадий Зубко: Как обеспечить земельную децентрализацию

Решение вопроса принадлежности земель за пределами населенных пунктов - ключевой стимул к объединению общин. Законопроект 4355 позволяет решить эту проблему и предоставить общинам соответствующие полномочия

В ближайшее время Верховная Рада Украины будет рассматривать во втором чтении законопроект 4355, цель которого - перезагрузить систему земельных отношения по принципам реформы децентрализации, которая сегодня внедряется Правительством. Реальная децентрализация предусматривает передачу объединенным территориальным общинам (ОТГ) полномочий и действенных механизмов. Прежде всего административных, ресурсных и финансовых. Только так люди почувствуют преимущества реформы местного самоуправления. И именно это стимулирует общины к объединению. Об этом рассказал Министр регионального развития Геннадий Зубко в комментарии для издания "Сегодня", сообщает пресс-служба Минрегиона.

 Законопроект 4355, принятый в апреле в первом чтении, относительно расширения полномочий органов местного самоуправления в части управления земельными ресурсами, как раз и наделяет общины такими механизмами. Этот законопроект является основой масштабной и коренной реформы по децентрализации земельных отношений, изменит приоритеты в пользу объединенных общин.

Документ предлагает передать в коммунальную собственность ОТГ земли сельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов в качестве делегированных полномочий (кроме земель обороны, земель природно-заповедного и другого природоохранного назначения и других, которые имеют важное значение для государства). Это даст органам местного самоуправления реальные полномочия управлять земельным фондом объединенной общины. Так можно увеличить доходную часть местных бюджетов. И направить дополнительные средства для социально-экономического развития территорий.

Решение вопроса принадлежности земель за пределами населенных пунктов - ключевой стимул к объединению общин. Люди ожидают этого уже два года. Ведь это - важный ресурс инвестиций и в целом социально-экономического развития общин.

Решая поставлен вопрос, необходимо учесть ряд рисков, которые со временем могут стать противоречиями. Ключевое из них - в том, что закон будет предоставлять право распоряжаться упомянутой землей как объединенным территориальным общинам, так и традиционным органам местного самоуправления. Однако идеология децентрализации, в частности земельного, направленная на стимулирование и развитие в Украине именно объединенных территориальных общин. Сегодня таких общин насчитывается 172. Это первые лидеры изменений. Поэтому пока остальные местного самоуправления в Украине остается в статусе сельских, поселковых и городских советов. Но за коротким временем действующая система местного самоуправления будет изменена объединенными территориальными общинами, я убежден в этом.

Должны все вместе - и власть, и институты гражданского общества продемонстрировать людям, что такой мощный инструмент развития, как земля, эффективнее работать именно в условиях ОТГ. Причем получить такие полномочия есть только способны территориальные общины и органы самоуправления, которые смогут квалифицированно обеспечить реализацию возложенных на них функций.

 

Алгоритм развития общин позволяет использовать землю с максимальной пользой для людей. Люди сначала объединяются в территориальную общину, затем создают исполком, далее разрабатывают стратегию развития своего общества, инфраструктурные проекты. В таких условиях передана им земля реально работать в интересах общества, в том числе за счет бюджетных поступлений от аренды. Она станет стартовым капиталом для развития общин, а не безнадежным грузом.

Объединенной территориальной общине, со стратегией развития и перспективными проектами, будет значительно проще привлекать инвестиции. Важно, что ОТГ является естественным предохранителем от коррупции и злоупотреблений. Ведь ее представители, в частности фермеры (в Украине, кстати около 39 тыс фермерских хозяйств), заинтересованы в прозрачности земельных механизмов и решений на территории общины, где они работают.

Поэтому должны создать ресурсную базу развития ОТГ, чтобы новые органы самоуправления, получив полноту власти, избежали управленческого вакуума и квалифицированно обеспечили свои распорядительные функции. Важно, чтобы эти факторы народные депутаты учли в парламенте накануне принятия закона о земельном децентрализации во втором чтении. И тогда украинская земля, наконец, работать на крестьянина и в целом - на Украине.

 

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
23 мая 2016 г. 19:01
Думаю, що так звана децентралізація -- це чергова спроба узаконенного шахрайства: влада хоче передати на місця не стільки повноваження, скільки відповідальність. Точніше, безвідповідальність. Тепер якщо вас обманула державна установа, то вже облиште претензії до держави, адже відповідальними за місцеві державні установи будуть місцеві органи влади.