ГлавнаяПубликацииТранспортЕдиный электронный билет: плюсы и минусы для столицы

Единый электронный билет: плюсы и минусы для столицы

В Киеве снова заговорили о внедрении системы единого электронного билета. Так город сэкономит на сборе выручки в транспорте и приблизится к европейским стандартам. Радоваться не приходится лишь кондукторам - им грозит увольнение.

На днях в украинском информационном пространстве распространилась новость, что КП «Киевпастранс» планирует отказаться от кондукторов в общественном транспорте и внедрить систему единого электронного билета до конца текущего года. Заявил о таком намерении 10 марта во время онлайн-конференции генеральный директор коммунального предприятия Сергей Майзель

«Работа кондукторов это, конечно, вчерашний день. Нам необходимо приблизиться к европейским стандартам. В ближайшее время задача и приоритет КП - отказаться от работы кондукторов, чтобы ввести электронный билет», - подчеркнул он.
 
При этом господин Майзель добавил, что система единого электронного билета будет введена в столичном городском пассажирском транспорте до конца 2015 года. Валидаторы установят во всех автобусах, троллейбусах и трамваях столицы. 

О европейских стандартах

А и вправду, в европейских странах все виды городского транспорта интегрированы между собой и в них действует единый билет. При этом, говоря «городской транспорт», в Европе имеют в виду автобусы, метро, трамваи, городскую электричку и иногда троллейбусы и фуникулеры. Такого вида транспорта как «маршрутка» в европейских странах нет.
 
Единые билеты бывают разные: базовые (на 15 мин или на 5 остановок, без права пересадки, и т.д.), групповые (один билет на группу от 2 до 5 человек), проездные на день, три дня и т.д. Общее у них одно - все они действуют не на один вид транспорта как у нас, а на маршрут, то есть дают право пользоваться любыми видами городского транспорта в течение определенного промежутка времени, чтобы доехать в нужный пункт назначения.
 
 
Примечательно, города в европейских странах поделены на зоны и единый билет дает право ездить только в той зоне, на которые он валидный. Теоретически пассажир не может по одному билету проехать туда-обратно. 
 
Билеты можно купить в автоматах, или в киосках (зависит от страны). Водители продают билеты только в маленьких городах. Иногда стоят автоматы по продаже билетов внутри транспортных средств. 
 
Билет надо сразу валидировать (найти в салоне электронный компостер, который выбьет на билете дату и время валидации). В метро, если нет турникетов, это нужно делать в специальных валидаторах, которые стоят или в салоне, или на входе на станцию. 
 
Кондукторов в европейском транспорте не увидишь, зато контролеры встречаются даже ночью.
 
Транспорт ходит по расписанию (и почти всегда его придерживается, кроме Италии), посмотреть его можно на остановках, в Интернете и в специальных брошюрах, которые есть на станциях или в информационных центрах. При этом, нумерация общая (не так как у нас отдельно все виды транспорта). Ночью действуют специальные ночные маршруты (часто со своими правилами оплаты проезда).

Долгий путь к столичному транспорту

Интересно, что о приближении к Европе - внедрение системы единого электронного билета в столичном транспорте - говорят уже давно. Первые упоминания датируются 2011 годом, а о начале активной работы в этом направлении киевские власти заявляли еще в 2013. Тогда же состоялась и презентация системы «Единый электронный билет», согласно которой, переход на новые правила оплаты проезда должен осуществляться в несколько этапов: введение билетов со штрих-кодом вместо жетонов в метрополитене и адаптация к этому турникетов; установление термокомпостеров в наземном транспорте и внедрение единого билета. При этом подчеркивалось, что ориентировочно этот переход будет длиться 9 месяцев. 
 
Так, в октябре 2013 года тогдашний председатель КГГА Александр Попов поставил задачу перед профильными службами решить все необходимые вопросы для того, чтобы начать внедрение новой системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, как наземном, так и в метро, с 1 января 2014 года. Стартовала разработка методики расчета стоимости проезда на примере европейских городов. Для обеспечения комплекса оборудования для учета пассажиров, терминалов для продажи средств оплаты за проезд, и т.д планировалось привлечь инвестора. Общая стоимость инвестиций предусматривалась в размере около 100 млн грн.
 
Однако произошло не так как хотелось - позже в КГГА сообщили, что введение единого электронного билета откладывается. Вспомнил о нем в сентябре 2014 года, отчитываясь перед громадой о первых сто днях работы на посту Киевского городского головы, уже нынешний мэр столицы Виталий Кличко.

Город только выиграет

Что после внедрения системы единого электронного билета город только выиграет, в КГГА говорили всегда. Так, по словам Виталия Кличко, благодаря автоматизации процесса объем сбора выручки в транспорте должен увеличиться на 20-30%, а процент средств, расходуемых коммунальными предприятиями на сбор, уменьшится с 30% до 8%. К тому же, как и ранее, проект «Единый электронный билет» полностью будет реализовываться инвестиционные средства.
 
«Благодаря автоматизации мы сможем полностью исключить человеческий фактор из процесса сбора средств, и предотвратить случаи краж» - также отмечал мэр, вспоминая случай многолетней давности, когда только на одной из станций метрополитена было обнаружено хищение выручки кассирами на сумму более 1 млн грн.
 
При этом примечательно, что по словам столичных чиновников, ноу-хау будет удобным и для киевлян - они получат современную и понятную систему оплаты проезда. 
 
«Это даст возможность киевлянам оплачивать проезд не только карточкой киевлянина, но и банковской картой или даже с помощью мобильного телефона. Кроме того, пассажир сможет выбрать для себя наиболее удобный и выгодный вариант оплаты проезда - на весь день или на конкретное расстояние или маршрут», - тогда же отмечал первый заместитель председателя КГГА Игорь Никонов.
 
Кроме того, отмечалось, что введение единого электронного билета в муниципальном транспорте поможет получить точную информацию о пассажиропотоке в городе. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать график и маршрут движения транспортных средств, а также способствовать внедрению гибкой тарифной политики.

Кондукторам не до смеха

Учитывая такие прогнозы чиновников, не имеют поводов для радости только кондукторы коммунального наземного транспорта и кассиры метрополитена. Их заменят валидаторы.
 
 
Для справки: валидатор - это электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки информации документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков) записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля за правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства. Часто совмещенный c турникетом.
 
Конечно, в КП «Киевпастранс» обещают, что, по примеру Европы, в дальнейшем кондукторов сделают контроллерами, которые будут проверять оплату проезда пассажирами. Но учитывая то, что предприятию осенью 2014 года не хватило средств на оплату труда рабочим, что в дальнейшем вылилось в забастовки (подробнее об этом в публикации «Столицу накрыла волна протестов»), закрадываются сомнения. Под видом приближения к Европе и заботы о киевлянах, вполне вероятно кроется другая цель. 
 
Заметим, в новый год предприятию так и не удалось войти без долгов по выплате заработной платы. Так, в январе опять пошли разговоры о забастовках, а за ними и сокращение маршрутов общественного транспорта. С 12 января был отменен автобусный маршрут №2, №5, №43к, №79, трамвайный маршрут №25, №32, троллейбусный маршрут №2.
 
Екатерина Ляшевская
 
Комментарии (2)
Коля Пухов1
18 марта 2015 г. 22:08
Думаю, шкідлива і дуже збиткова пертрубація, адже кондуктори не лише продають квитки, але й слідкують за порядком у салоні.
Катя
19 марта 2015 г. 10:48
Плюс не всі зможуть розібратися з новою системою, особливо люди "по-старше". але головний акцент на те, що за кошти інвестора і уріже виплати з місцевого бюджету на зарплати кондукторам. ми ж про бюджет думаємо, а не про людей.