ГлавнаяПубликацииСтатистикаКоммунальные платежи: назад в «девяностые»

Коммунальные платежи: назад в «девяностые»

Итоги 2014 года по уплате ЖКУ неутешительны: долги населения растут, как на дрожжах. В этой ситуации значительное повышение тарифов может привести к окончательному обвалу платежей, а ЖКХ рискует снова оказаться у «разбитого корыта», как в середине 90-х.

По данным Госстата, в 2014 году украинцы заплатили за жилищно-коммунальные услуги и электричество 47 млрд грн. Сумма - астрономическая, но, к сожалению, у этого показателя есть и обратная сторона. За последний год население задолжало коммунальным предприятиям 2,8 млрд грн. Такого резкого роста долгов - на 23,5% - в Украине не было, наверное, с середины 90-х годов. Последние 10 лет - точно. Даже если вычесть из общей суммы задолженности средства, недоплаченные жителями Донбасса, все равно получается «пейзаж» в унылых тонах. 

В целом, кризис 2009 года по сравнению с днем сегодняшним - праздник. В 2009 году население нарастило долги на 1,9 млрд грн. А все остальные годы минувшей десятилетки на фоне 2014-го и вовсе выглядят как эталоны стабильности и процветания. Так, в 2013-м и в 2005-м население не только не приобрело новых долгов, а и переплатило, за счет погашения задолженности прошлых лет - соответственно 131млн и 914 млн грн.
 
Одним словом, в 2015 году звезды и Госстат украинцам ничего хорошего не предвещают. Предпосылок для улучшения ситуации с коммунальными платежами нет, зато для пессимистических прогнозов - вольное поле. 

Баланс поет романс

В 2014 году уровень оплаты ЖКУ, по данным Госстата, составил 92,2%, а в 14 регионах страны превысил 95%. Казалось бы, не идеальный, но достойный и оптимистичный результат. Однако это в статике. В динамике же - это худший итог за 8 последних лет. Причем с рекордным годовым падением - почти на 8%. В 2013 году уровень оплаты населением пакета из 5 услуг (Госстат не учитывает электроснабжение в статистике ЖКУ) составил 99%. В кризисном 2009 году украинцы «наскребли по сусекам» на 0,2% больше, чем в 2014-м. В остальные годы восьмилетки показатели оплаты варьировали от 94,1% до 97,8%. А вот в сравнении с 2006 годом показатели прошлого года явно выигрывают. Тогда, после шокового повышения цен на газ для населения с 19 коп. до 44 коп. за кубометр, то есть более чем в 2 раза, система платежей за жилищно-коммунальные услуги застопорилась и спикировала более чем на 20% - со 111% оплаты в 2005 году до 90%. Население на взлет цен отреагировало симметрично - резким увеличением долгов за газ - почти на 30%, более чем на 300 млн грн. 
 
 
Проблема в том, что в 2015 году баланс расчетов в жилищно-коммунальной сфере может спикировать еще ниже, чем в 2006 году. Есть все основания полагать, что поступления из Донбасса еще больше «просядут» (за счет зоны АТО), даже если тарифы на ЖКУ останутся неизменными, гривна замрет, доходы населения перестанут таять на глазах, в регионе установится мир, а переселенцы потянутся к своим домам и квартирам. 

Долги у порога

Понятно, что столько чудес за один год случиться не может. Жизнь - не сказка. А вот уровень платежей рухнуть может запросто. При этом не факт, что в случае повторения «эксперимента» 2006 года и удвоения цен на газ, рост задолженности по коммунальным платежам остановится на 30%. В 2006 году национальная валюта таких «кренделей», как сейчас, не выписывала, и время было мирное. Более радикальное повышение тарифов на газ - в 3-5 раз, о чем в последнее время говорят много и часто, - может и вовсе обернуться катастрофой, а последствия такого шага сейчас спрогнозировать нельзя. Ясно только, что это станет возвратом к «истокам» кризиса расчетов за жилищно-коммунальные услуги, то есть в середину 90-х. Так, в 1996 году тарифы на коммунальные услуги в Украине повышались несколько раз, в сумме - почти в 2 раза. В результате, к 1997 году уровень оплаты ЖКУ населением занял скромную позицию в 75%, а средний срок задолженности достиг отметки в 6,8 месяцев. 

500 дней не предел?

Хотя были в истории украинского жилищно-коммунального рынка и более яркие моменты. Например, в 1995 году, когда в Украине стартовала кампания по переходу на безубыточные коммунальные услуги, за полгода размер долгов за ЖКУ вырос почти в 6 раз, а около 60% семей обрели статус должников. К 2001 году срок неплатежей среднестатистической задолжавшей семьи приблизился к 12 месяцев.
 
По данным Госстата, в 2014 году средний срок задолженности за «коммуналку» населения составил 4,5 месяца, то есть до рекорда пока далеко, но и радоваться нечему. Парадоксально, это, пожалуй, самое значительное достижение прошлого года. Хотя, без резкого скачка не обошлось и здесь: 2013 год украинцы завершили с задолженностью в 3,9 месяцев. Похожие показатели были и в 2011-2012 гг. По сути, Украина откатилась до 2009 года. Лишь на фоне 2006-го и 2005-го итог 2014 года выглядит пока убедительно и презентабельно. Десять лет назад украинцы оплату жилищно-коммунальных услуг «ставили на паузу» на целых 8,3 месяца, а в отдельных регионах преодолевали и 500-дневку. Например, в Луганской области в 2005 году средний срок задолженности составил 15,9 месяцев, в Днепропетровской области - 13 месяцев. В 2014 году без учета Донбасса хуже всего оплатили ЖКУ жители Днепропетровской области - средний срок задолженности 6,4 месяца.
 
Впрочем, «уплотнение» среднего периода задолженности - долгосрочная тенденция со «стажем» в 14 лет и отдельными исключениями. Минувший год стал одним из таких неприятных исключений. К сожалению, велика вероятность, что 2015 год будет ознаменован новой тенденций - «хроническим» увеличением срока задолженности.

Все выше и выше

Что же касается непосредственно суммы задолженности, на 1 января 2015 года ее размер составил 14,7 млрд грн. Но это без учета платы за электричество. Общий размер долга превысил 17,3 млрд грн. Если поделить его на всех жителей Украины, получится около 1 тыс. грн на среднестатистическую семью или около 400 грн на человека. Это - очередной пик неплатежей, самый высокий показатель за весь период существования украинской национальной валюты. 
 
Вообще же, рост задолженности по оплате ЖКУ можно смело причислить к украинским «национальным традициям». За 10 последних лет размер долга перед коммунальщиками возрос в 2,4 раза. Передышка была лишь в 2013 году. 
 
Справедливости ради стоит отметить, что и средние начисления коммунальных платежей, и размер минимальных пенсий за 10 лет выросли еще больше - примерно в 4 раза. Но это слабое утешение, так как 26% работников сегодня получают зарплату до 1,5 тыс. грн, счет пенсионеров, получающих минимальные пенсии, идет на миллионы, а галоп курса гривны повышению благосостояния не способствует. С такими зарплатами и пенсиями сложно не только своевременно и в полном объеме платить за коммунальные услуги, а и просто жить.
 
Между тем, в декабре 2014 года средний размер начислений за ЖКУ достиг 660 грн. В многоэтажках и газифицированных частных домах он, по понятным причинам, еще выше. В целом, за год этот показатель повысился на 26,3%. За последнее десятилетие это «заслуженное» второе место. Хуже было только в шоковом 2006 году, когда наряду с газом резко подорожало и электричество, в результате прирост достиг 76%. 

Пеня как по нотам

Из всего этого можно сделать два неутешительных вывода. Во-первых, долги за коммуналку растут не потому, что население не хочет платить, а потому - что не может. При этом предоставление государством субсидий на общий процесс практически не влияет. Достаточно сопоставить суммы долгов и выделенных субсидий. Так, в 2014 году государство потратило на субсидии 349 млн грн и еще 203,7 млн грн выделило наличными - на покупку населением угля и баллонного газа. По сравнению с 48,5 млрд грн, начисленными за ЖКУ и электричество - это капля в море. К тому же, субсидии в прошлом году получили 1,1 млн семей, а в должниках сейчас числится каждое четвертое домохозяйство. Так, в декабре, 27,4% семей недоплатили поставщикам тепла и горячей воды за 3 месяца и больше.
 
 
Поэтому, что бы не говорили, а за рост тарифов в 2015 году населению придется расплачиваться в основном собственными силами. Субсидии от подорожания защитят немногих, а на радикальное изменение системы господдержки надежды нет. Это значит, что дальнейший рост задолженности, как и рост тарифов, практически неизбежен. 
 
В связи с этим невольно вспоминается заявление начальника управления экономики систем жизнеобеспечения Минрегиона Натальи Хоцяновской о том, что предусмотренная проектом Закона «О жилищно-коммунальных услугах» пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки в решении проблемы задолженности населения мера больше психологическая, нежели материальная. В действительности, предложенный размер пени не такой уж и психологический — 36,5% годовых мзда нешуточная. А если переложить ее на «ноты» статистики, введение пени обретает еще больше материальности. На задолженность в 4,5 месяца при общем размере долга в 17,3 млрд грн можно начислить более 770 млн грн пени. Конечно, это арифметический этюд, не учитывающий всех нюансов. Например, возможности реструктуризации задолженности. Но сама ситуация с обоснованием полезности пени показательна. К счастью, пока это лишь проект.
 
А вот рост коммунальных тарифов с каждым днем все ближе к реальности. После достижения предварительных договоренностей с МВФ Премьер-министр Арсений Яценюк в очередной раз заявил, что повышению цен на ЖКУ быть. Следовательно, быть и новым долгам. Долги и тарифы в Украине — спутники неразлучные. 
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

 
 

Реклама: Рождение ребенка – это самый прекрасный момент в жизни любого человека. Однако перед этим необходимо выбрать медицинские учреждения где будут проходить роды. Вашему вниманию предлагаются роды в Америке. Более подробно ознакомиться с информацией и госпиталями Вы можете на сайте rodi-v-amerike.com.

 
Комментарии (8)
Sergiy3
20 февраля 2015 г. 09:08
В девяностих держава взяла на себе зобовязання по вкладам населення. Основні боржники або круті ,або малозабезпечені.А у малозабезпечених у більшості заморожені вклади в Ощадбанку.От і необхідно запустити механізм погашення частини боргів за рахунок знецінених вкладів.А крутих необхідно законодавчо спонукати сплачувати по рахункам. Час прийшов.Особливо в день памяті НЕБЕСНОЇ СОТНІ!
Владимир6
20 февраля 2015 г. 09:22
нет смысла сочинять то что уже сделано , у буржуев все четко ,есть долги по ЖКХ - нотариальная запись и ты бомж ! Но при этом действует высоко эффективная система субсидирования мало имущих слоев населения.
Terror7
20 февраля 2015 г. 11:28
Потому что реформы через одно место. Реформировать надо производство, сельское хозяйство, создавать раб. места, тогда людям будет где работать и за что платить. А они только цены увеличивают, а те кто не платили - накопят только долг. Какой в этом смысл? Всё ради получения кредита и его деребана.
Владимир2
20 февраля 2015 г. 11:50
какие в ж@пу реформы , в стране война ...
Terror7
20 февраля 2015 г. 11:56
Так а что делать теперь? Тарифы повышать?
Владимир2
20 февраля 2015 г. 12:12
и тарифы повышать(до экономически обоснованных ),и экономить газ, воду , тепловую энергию и не только ( забыть что это услуга и стоит копейки , а понять что это товар и он не является дешевым )и разрабатывать эффективную систему субсидирования малоимущего населения (реально малоимущего а не всех подряд)и повысить при наличии экономически обоснованного тарифов ответственность за некачественную услугу/товар природных монополистов ! Где то так , если кратко !
Коля Пухов0
20 февраля 2015 г. 22:08
У 2010-2013 роках держава потурбувалася, щоб тисячі найбільш соціально незахищених працівників залишились без роботи у зв"язку з так званими "ліквідаціями" державних установ. А тепер держава піклується, щоб ці залишені нею без засобів існування та досі не працевлаштовані не мали права на субсидію чи компенсацію. У якій ще країні можлива така турбота про пересічну людину?
Viktoria Dombrovskaya2
21 февраля 2015 г. 11:57
Розпочату процедуру ліквідації України. А що саме смішне тут, це то, що розпочато її Верховною Радою. Все йде до низу, лише тарифи та доллар угору. І хоть би хто виступив та сміг пояснити дії влади у цих умовах. Мовчання та деребан - ось найвдаліша реформа нової влади, злочинна понда хоч і мовчала, але доллар був по 8.