Киотские деньги расходятся тихо

Восставшие из тепла Одним из ключевых звеньев успешной работы коммунального хозяйства, особенно в осеннее-зимний период, является система теплоснабжения. Изношенные, как минимум на 50%, сети, постоянно ремонтируемые котлы с минимальными КПД, высокий уровень аварийности (только в 2010 году вырос в не

Восставшие из тепла
Одним из ключевых звеньев успешной работы коммунального хозяйства, особенно в осеннее-зимний период, является система теплоснабжения. Изношенные, как минимум на 50%, сети, постоянно ремонтируемые котлы с минимальными КПД, высокий уровень аварийности (только в 2010 году вырос в некоторых регионах на 30%), перебои с поставками газа и других энергоресурсов для генерации тепла – это будничная ситуация для теплосетей практически любого региона Украины. По данным Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению, фактические потери тепла в сетях за последние пять лет практически не изменились. Если в 2010 году этот показатель составлял 14,56%, то в 2009 г. – 15,85%, 2008 г. – 14,62%, 2007 г. – 14,14%, в 2006 г. – 13,13% от произведенной энергии. То есть, по сути, эффективность использования изношенной инфраструктуры не менялась.

Немодернизированные сети – результат в большинстве случаев неоправданно популистской тарифной политики предприятий и местных властей. Даже после кратного повышения цен на газ последних лет, цены на предоставляемые услуги остаются заниженными, а их качество – оставляет желать лучшего. Ситуация слегка сдвинулась в лучшую сторону в течение 2011 года. Если в 2010 году, по данным Госкомстата, уровень покрытия тарифом себестоимости услуг тепловиков составлял 62%, то уже по состоянию на 1 июня 2011 года (последние обнародованные Минрегионстроем данные), средний уровень покрытия тарифом услуг для населения повысился до 85%.

В средине 2000-х гг. у коммунального сектора появилась надежда на хотя бы частичное оздоровление. В 2004 году Украина ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, предусматривающий выделение средств на любую модернизацию производства, которая, так или иначе, приведет к сокращению выбросов парниковых газов. Одна из возможностей, открывшаяся для компаний теплокоммунэнерго – модернизировать собственное устаревшее оборудование, тем самым снизив объемы выбросов парниковых газов, уменьшив потери теплоносителя в сетях, улучшив качество предоставляемых услуг.

Операция реабилитация
Пример успешной реализации проектов совместного осуществления, реализуемых в рамках механизмов Киотского протокола, - программы реконструкции и реабилитации теплосетей в Ровненской, Черниговской и Днепропетровской областях. Все три были разработаны еще в 2002 году, однако на сегодняшний день, пребывая в активной фазе реализации, финансируются за счет средств, привлеченных в рамках действия механизмов Киотского протокола. Все проекты, согласно процедуре, прошли утверждение и получили письма поддержки Национального агентства экологических инвестиций. Совокупно эти три проекта обойдутся реализовывающим их предприятиям в 31,3 млн. евро. Дороже всего, по данным директора НТЦ «Биомасса», принимавшего участие в разработке проектов, будет стоить в итоге реабилитация системы коммунального теплообеспечения в Ровенской области – 17,8 млн евро, которые освоит ООО «Ровнотеплооблэнерго». Остальные средства будет осваивать ОАО «Облтеплокоммунэнерго» из Чернигова, координирующее проект как у себя в регионе, так и в Днепропетровской области. Местное предприятие «Днепротеплоэнерго» является одним из участников проекта.

Согласно размещенной на сайте Госагентства по экологическим инвестициям документации, цели и задачи всех трех проектов примерно одинаковы: уменьшение потребления импортного природного газа, а также мазута и угля путем внедрения энергосберегающих технологий по всей цепочке подачи тепла от производителя потребителям. В рамках всех проектов запланированы и проводятся замена старых котлов новыми с большим КПД, замена горелок, перевод котелен с угля и мазута на природный газ, перекладка труб, улучшение их изоляции. Кроме того, в систему внедряются когенерационные установки, новые водонагреватели, а часть традиционных видов топлива заменяется альтернативными. Например, дровами или щепками.

Последние данные о состоянии выполнения проектов датированы апрелем 2011 года. Именно в этот период обнародованы мониторинговые отчеты по выполнению проектов в течение 2010 года. По итогам этого периода на теплосетях Ровненской области удалось сократить выбросы на почти 178 тыс. т или в 2 раза от базовых показателей. В Черниговской области эта цифра составила 108,4 тыс. т или 29% от «обычного» положения дел. Оба этих региона перевыполнили изначальный план по сокращению выбросов в 2010 году, который закладывался в проектной документации. В Днепропетровской же области произошли минимальные сокращения – всего 28,8 тыс. т или менее 10% от базового сценария.

И это при том, что, например, из активных действий в Ровненской области за 2010 год было переложено всего 3,3 км труб, в Черниговском регионе поменяли 3,4 км труб, 3 котла, 3 горелки и целый ряд элементов котлов, а также установили 2 газовых счетчика. А в Днепропетровской области поменяли 3,6 км труб, зато построили 1 квартальную котельную, заменили 21 котел и 4 горелки. Благодаря даже этим скромным мерам по обновлению коммунальной инфраструктуры (большинство более масштабных мероприятий были реализованы в минувшие годы), только в этих трех регионах в 2010 году было сэкономлено 43,4 млн. куб. м газа, 10,5 тыс. т угля и мазута, а также 13,4 ГВт-ч электроэнергии. Этого вполне хватило бы для обеспечения необходимыми ресурсами как минимум еще одного небольшого города. И такие объемы экономии наблюдаются практически ежегодно в ходе реализации проектов совместного осуществления.

В тихом омуте
Самое интересное заключается в том, что в действительности о реализации этих проектов – в контексте механизмов Киотского протокола – никто не говорит или говорят очень мало. Если мы посмотрим даже сайты самих предприятий-участников проектов, то ремонты, профилактики, замены – все это приписывается либо правительственным постановлениям, либо бюджету, либо личным достижениям руководства города, области или на худой конец руководителю самого предприятия. Ссылок на «киотские механизмы» нет ни в официальных документах на сайтах областных госадминистраций, ни в местной прессе. Например, несмотря на отсутствие поисковой системы на сайте Черниговской обладминистрации, мы выяснили, что программы Киотского протокола упоминаются там лишь однажды, да и то в связи с проектами по утеплению школ и детсадов. На сайте Днепропетровской ОГА лишь однажды, в конце 2009 года появлялась информация об установке новых котлов в целом ряде городов Днепропетровской области на заоблачную сумму в 69 млн евро. Ее планировалось выручить через «киотский» механизм. Но по известным причинам, связанным, видимо, в том числе и с нецелевым использованием этих денег предыдущим премьером, эти планы пришлось свернуть. И уже в 2011 году начальник управления жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистрации Андрей Билоусов говорил лишь о 5 млн евро, которые по Киотскому протоколу может получить регион на реабилитацию коммунального хозяйства.

В Ровно же нам удалось выявить и вовсе анекдотичный случай. Несмотря на то, что в регионе с 2002 года реализуется проект, связанный с реабилитацией теплосетей и часть средств на него выделяется немецкими покупателями квот, областной совет лишь недавно выяснил для себя, что у Украины, в принципе, есть возможность пользоваться такого рода механизмами. И что региональные компании могут самостоятельно разрабатывать проекты и подавать их в Нацагентство по экологическим инвестициям. Понимание же губернатором Василием Берташем проблемы ограничивается пока прожектами по высадке рощ энергетической ивы, использование которой в теплоэнергетике, конечно, способно снизить объемы парниковых выбросов, но не настолько как это дают возможность сделать проекты в рамках Киотского протокола.

Ни словом не упоминаются проекты по энергосбережению и повышению эффективности оборудования и в сообщениях о необходимости повышать тарифы на теплоснабжение и другие коммунальные услуги. В течение 2010 – 2011 гг. тарифы на теплоснабжение выросли во всех трех исследуемых регионах. По данным Минрегиона, в январе 2011 года в Чернигове, Ровно и Днепропетровске поднялись тарифы, не поднимавшиеся с 2008 и 2009 годов соответственно. Рост цены гигакаллории составил соответственно на 25%, 10% и 10%.

А ведь снижение объемов потребляемых ресурсов неминуемо должно было бы привести если не к удешевлению, то хотя бы к стабилизации цен на предоставляемые услуги. Однако некоторые участники нашего исследования даже были замечены местными жителями в недобросовестном подсчете объемов поставляемых услуг (вместо счетчиков по нормативам). Что привело лишь к росту цифр в платежках.

Третьей неожиданностью стало наличие на предприятиях, участвующих в проектах по модернизации теплосетей, многомиллионных долгов ТКЭ, которые возникали в минувшие годы как раз во время проведения реабилитационных работ. Например, в Черниговской области в 2006 г. предприятие «Облтеплокоммунэнерго» отключали за долги от газоснабжения. Руководству днепропетровского «Днепротеплоэнерго» в 2009 году этим только угрожали, но вот в 2010 году и им не повезло. Прокуратура возбудила против руководителей днепропетровской компании дела за нанесение ущерба «Газу Украины» путем неуплаты цены поставленного энергоресурса на сумму около 1,5 млн. грн. Сейчас долгов за этими компаниями перед «Газом Украины» нет. Но как можно было держаться на плаву и выполнять все планы по реанимации сетей два года назад, непонятно.

Объяснить такого рода нестыковки, включая закрытость информации о ходе крупных социально важных проектов в течение многих лет, достаточно сложно. Причиной могут быть как теневые схемы по освоению средств покупающих квоты стран через закупку оборудования у афилированных компаний, так и банальное непонимание руководством регионов важности продвижения такого рода событий среди населения. Кроме того, вполне возможно, что руководители предприятий желают получить финансирование из двух источников на один и тот же проект. К сожалению, практика ведения бизнеса в Украине заставляет предполагать худшее и полагаться лишь на здравый смысл и бдительность иностранцев, работающих в таких проектах с украинскими предприятиями.

Андрей Шубин, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Валютные операции – это нелегкий процесс, требующий определенных знаний. Вот, например. Вашему вниманию представлена одна из стратегий для ведения данного рода работы - отложенные ордера форекс. Что это такое? Получить ответ Вы можете на сайте tradelikeapro.ru.

 
Комментарии (0)