ГлавнаяКомментарииБудущее - за централизованным отоплением, а «автономка» угрожает кризисом в отрасли

Будущее - за централизованным отоплением, а «автономка» угрожает кризисом в отрасли

-Теплообеспечение Украины - вопрос не только экономический, но и политический и, если хотите, геополитический. Поэтому ответ на вопрос: централизованное отопление или автономное - гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Думаю, заявление Президента Украины относительно отказа от централизованн

-Теплообеспечение Украины - вопрос не только экономический, но и политический и, если хотите, геополитический. Поэтому ответ на вопрос: централизованное отопление или автономное - гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Думаю, заявление Президента Украины относительно отказа от централизованного теплоснабжения является, мягко говоря, несколько поспешным. Но для того, чтобы делать какие-либо выводы, необходимо ответить на ряд принципиальных вопросов относительно государственной политики в сфере теплообеспечения населения Украины. В свое время мы начали работу над подготовкой базового документа под названием «Национальная стратегия теплообеспечения». Похожие документы, определяющие национальную политику, на уровне закона или акта высокой действия имеются практически в каждой стране.

Именно поэтому в свое время мы начали и постановлением Кабинета министров Украины утвердили программу модернизации коммунальной теплоэнергетики. Постановлением правительства начали работу над региональными программами модернизации коммунальной теплоэнергетики. Три года назад мы заставили муниципалитеты и городских председателей подготовить схемы теплообеспечения городов, как базовые документы, определяющие организацию теплообеспечение на данной территории. С академиком Долинским А.А., возглавляющим Институт технической теплофизики, мы разработали методические рекомендации таких региональных программ, и, более того, были достаточно успешно разработаны две региональные программы для Донецкой области и АР Крым. И, насколько мне известно, в Донецкой области она даже заработала. Поверьте, в той политической ситуации было достаточно сложно приводить пример Донецкой области, как пионера по реализации реальной программы модернизации теплоэнергетики и уменьшения расходов газа. Я и сейчас считаю, что область в этом вопросе опережает всю страну. И меня несколько удивляет, что наш Президент, который сам с Донбасса, почему-то не опытом Донецкого региона восхищается, а опытом Закарпатья, в частности, Ужгорода.

Моя оценка, как и позиция независимых экспертов, с которыми я неоднократно общался, следующая. Опыт Закарпатья, и, прежде всего, Ужгорода - пример того, каким образом нельзя проводить политику в сфере теплоснабжения, пример того, как можно привести государство к топливного кризису.

Напомню, что в свое время мэр Ужгорода Ратушняк, длительное время возглавлявший городскую власть, несмотря на нормативно-правовые документы, приказы Министерства ЖКХ, практически самостоятельно принял решение о переходе на автономную систему отопления. И именно поэтому в Ужгороде две трети жителей перешли на индивидуальные котлы, но перешли, подчеркну, бессистемно и хаотично. На сегодняшний день в городе продолжает действовать как централизованное теплоснабжение (которое теперь очень неэффективное), так и автономное.

Следует отметить, что именно в Закарпатье сегодня установлены самые высокие по Украине тарифы на тепловую энергию за 1 Гккал. Практически, система централизованного теплоснабжения в этом регионе обречена. Потому, имея такой износ основных фондов, потеря большинства потребителей сделает экономически нецелесообразной эксплуатацию такой системы.

В свое время было принято продуманное правильное решение: в централизованную систему теплоснабжения вкладывались огромные средства. Сегодня мы, по сути, «проедаем» ее.

Я с уверенностью заявляю, что сегодня будущее за централизованным отоплением, особенно в больших городах, урбанистических центрах. Более того. Я утверждаю, что альтернативы нет. В таких странах, как Дания, Швеция, Эстония, Финляндия на определенных территориях специальными законами защищаются централизованные системы отопления, особенно в столицах. Существование таких систем и запрет на децентрализацию регулируется специальными законами. Почему?

Во-первых. Система обеспечивает возможность диверсификации. Если существует централизованная система теплоснабжения, то есть возможность использовать не только газ, но и другие виды топлива. Это может быть уголь, мусор, биотопливо, это может быть тепло промышленных предприятий и т.д. Например, в Запорожье 2 завода обогревают 2 района. Мой опыт, который я накапливал в Дании, в Швеции и в Финляндии, лишь подтверждают мои слова. И это не только моя точка зрения, а уже сегодня - аксиома.

Во-вторых. Хочу сказать, что преимущества «закарпатского эксперимента» исключительно в плоскости ценовой скидки на газ, которую в 2006 году ввело Правительство. И мы до сих пор являемся свидетелями этой искаженной политики ценообразования для населения - газ для последних в 1,5 раза дешевле, чем для теплокоммунэнерго. Безусловно, такая деятельность Правительства ставит под угрозу эффективность работы предприятий ТКЭ. Но объясните тогда мне, почему мы, жители крупных городов, должны потреблять газ дороже, чем например представители маленьких городков, которым установили «автономку»? Если бы возможно было четко решить ценовую проблему, то таких вопросов бы сегодня не существовало.

В-третьих. Я абсолютно не против автономного отопления, если это предусмотрено соответствующими проектами при строительстве многоквартирных домов, но, учитывая, что подавляющее большинство такого жилого фонда, согласно проекту, не предполагало индивидуальных котлов, то есть, не оборудовано индивидуальными вентиляционными шахтами и каналами, газовыми трубами надлежащей пропускной способности, надлежащими системами безопасности. Поэтому попытки установления газовых котлов в таких домах приведет к очень негативным экологическим последствиям. Для этого достаточно посмотреть на эти дома зимой, когда из каждого окна выходят клубы пара, отравляющих соседей сверху. Достаточно взять статистику взрывов и несчастных случаев за зиму по всей стране, количество которых с каждым годом растёт. Достаточно поинтересоваться у жителей Ужгорода, особенно на верхних этажах, есть ли достаточное давление газа для их котлов. Существуют и другие абсолютно неопровержимые факты, подтверждающие тезис о необходимости комплексной, экономически обоснованной, модернизации системы теплообеспечения.
Нужно ли Украине централизованное теплоснабжение? Насколько реальна перспектива перехода украинцев к автономной системе отопления? На эти вопросы «Украине Коммунальной» в эксклюзивном комментарии отвечает Министр по вопросам ЖКХ (2007-2010) Алексей Кучеренко.

У меня нет личных интересов. У меня нет в собственности ни одного предприятия ТКЭ и я не занимаюсь бизнесом в ЖКХ, поэтому я незаангажированный человек. Мне просто досадно слышать, когда делаются заявления, идущие вопреки программе реформирования 2009 года. Мы разрабатывали эту программу с той же Партией Регионов, вместе с теми же учеными, специалистами, которые сегодня работают в профильном министерстве. Я знаю, что они поддерживают мою точку зрения, однако их должности не позволяют это произнести вслух.

Надеюсь, перспектива распространить опыт Закарпатья сплотит, прежде всего, мэров. Потому что эта идея больно ударит в первую очередь по ним, ведь все эти предприятия - коммунальные. Именно мэры городов будут нести личную ответственность перед своими жителями за безответственные решения.

Могу привести пример ужасного опыта других стран - пожалуйста, опыт Грузии, Армении. Город Ереван запросто может стать неудачным примером перехода на автономное отопление.

Я хотел бы также обратить внимание на экономический аспект. Проекты спонтанного перехода на автономное отопление крайне не экологичны, следовательно, мы будем лишены права претендовать на средства согласно Киотскому протоколу.
И наоборот, система централизованного отопления базируется на принципе когенерации, то есть двойного использования газа, когда производится и тепло, и электроэнергия. И именно поэтому КПД когенерационных установок будет на 30% больше, чем любого индивидуального отопления.

Думаю, это заявление Президента спровоцирует серьезные социально-политические последствия. Возможно, парализует профильные ведомства и приостановит разработки общей стратегии региональных программ модернизации теплоэнергетики. Убежден, любые решения в ЖКХ не могут носить волевой характер. Мы страна, где есть закон, и мы ни в коем случае не должны руководствоваться спонтанными шагами чиновников.

Предупреждаю: это может привести к краху системы теплообеспечения в ближайшее время и никакой дееспособной альтернативы в то время не будет.

 
Комментарии (0)