В Украине сложилась крайне неудовлетворительная ситуация в сфере обращения с отходами, в частности по обеспечению их сбора, переработки и утилизации, вовлечения в хозяйственный оборот. По данным Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в 2014 году было переработано и утилизировано всего около 4,2% бытовых отходов, из них: 1,7% сожжено и лишь 2,5% передано на перерабатывающие предприятия в качестве вторичного сырья, остальная часть - попала на свалки, которые и без того переполнены.
Заметим, речь идет о 45 млн куб. м (10 млн тонн) бытовых отходов, которые образовались в течение 2014 года.
Такая ситуация отнюдь не способствует ни экологии страны, ни развитию перерабатывающей промышленности, ни выполнению положений Соглашения об ассоциации с ЕС, коалиционного соглашения Верховного Совета VIII созыва, и тому подобное.
Примечательно, чтобы исправить ситуацию в течение 2015 года в Верховной Раде было зарегистрировано около восьми законопроектов, которые касаются сферы обращения с отходами, но ни один из них так и не был принят.
Теперь нардепы делают ставки на проект Закона «Про упаковку и отходы упаковки». Соответствующий документ (за регистрационным номером 4028) был недавно подан в парламент группой депутатов.
Согласно пояснительной записке, его целью является гармонизация законодательства Украины в сфере обращения с упаковкой и ее отходами с законодательством Европейского Союза и установление правовых основ для создания в стране системы раздельного сбора, комплексной переработки и утилизации отходов упаковки, увеличение объемов их использования в качестве вторичного сырья, внедрение европейского опыта функционирования таких систем.
Народные избранники посчитали, что отсутствие эффективной системы сбора отходов упаковки в Украине приводит к ежегодной потере весомого ресурсного потенциала для перерабатывающей промышленности в виде отходов бумаги и картона от 1,5 до 1,6 млн тонн, стекла — 1,0 млн тонн, полимеров — 0,6 млн тонн и др.
Так, законопроектом №4028 предлагается определить понятие упаковки и ее отходов, производитель упаковки, системы обращения с отходами упаковки, других, которые охватывают деятельность, связаную с проектированием, производством, конечным использованием упаковки и предотвращением образования и накопления отходов.
Наряду с этим определяются принципы государственной политики в сфере обращения с отходами упаковки, правовые основы для создания организаций расширенной ответственности производителей упаковки, которые имеют статус неприбыльных организаций. В частности, согласно статье 8 Директивы ЕС №2008/98/ЕС об отходах, закрепляется на законодательном уровне принцип «расширенной ответственности производителя». Этот принцип предполагает принятие возвращенных продуктов и отходов, оставшихся после использования таких продуктов, так же как и дальнейшее управление отходами и финансовую ответственность за такую деятельность.
Для выполнения этих требований документом вводится обязанность производителей упаковки выполнять установленные законопроектом нормы по переработке и утилизации отходов упаковки, а также предлагается дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях новой статьей 82-8 относительно нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами упаковки.
В новой статье 82-8 говорится, что:
- нарушение требований к упаковке в соответствии с Законом Украины «О расширенной ответственности производителей упаковки» влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 250 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан;
- нарушение требований по учету и отчетности о выполнении норм переработки и утилизации отходов упаковки влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 400 до 450 необлагаемых минимумов доходов граждан;
- представления недостоверных данных о выполнении норм переработки и утилизации отходов упаковки влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 400 до 450 необлагаемых минимумов доходов граждан;
- невыполнение норм переработки и утилизации отходов упаковки влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 450 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Кроме этого, указанным документом:
- Определяются требования к упаковке, в том числе маркировка и декларирование. В частности, на ней должен указываться материал (вещество), из которого (которой) оно изготовлено, такая маркировка должна быть четко видимой, понятной, устойчивой и прочной, даже после открытия упаковки. По требованию производитель обязательно должен предоставлять декларацию, в которой содержится название и адрес производителя товара в упаковке; наименование упаковочного материала и иная информация, необходимая для идентификации; соответствие требований, определенных в статьях 5 и 6 настоящего Закона; дата выдачи, фамилия, подпись и должность лица, выдавшего декларацию.
- Утверждаются нормы утилизации и переработки отходов упаковки на первые 5 лет действия Закона;
- Определяется порядок самостоятельного или через организацию расширенной ответственности выполнения норм переработки и утилизации отходов упаковки;
- Устанавливается регистрация производителей упаковки и организаций расширенной ответственности;
- Определяются полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами упаковки.
Подробнее с текстом проекта Закона №4028 можно ознакомиться
здесь.
Нардепы убеждены, что принятие этого документа приведет к увеличению объемов использования отходов упаковки в качестве вторичного сырья для перерабатывающей промышленности Украины; уменьшению влияния отходов упаковки на окружающую среду; минимизации затрат общества на осуществление природоохранных мероприятий обращения с отходами упаковки; постепенного привлечения населения к решению проблемы минимизации влияния отходов упаковки на окружающую среду.
Вадим Менаев