ГлавнаяПубликацииТранспортНесовершенство законодательства ведет парковки к сокращению

Несовершенство законодательства ведет парковки к сокращению

В Украине с каждым годом сокращается количество площадок для парковки транспортных средств, в то время когда численность «железных коней», напротив - растет. Одной из причин этого является несовершенство действующего законодательства в сфере парковок.

На днях Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства обнародовало анализ состояния сферы парковки транспортных средств в Украине по состоянию на 1 января 2015 года.

По информации ведомства, на начало текущего года в Украине (без учета данных АР Крым, Луганской области и г. Севастополь) насчитывается 3061 площадка для парковки. Это на 658 парковок меньше, чем было по состоянию на 1 января прошлого года. Конечно, такую динамику можно было бы списать на временно оккупированные территории. Однако, если поднимать статистику за предыдущие годы, то очевидным становится факт - в Украине с каждым годом уменьшается количество площадок для парковки транспортных средств. Так, на протяжении 2013 года парковок стало меньше на три десятка, а в течение 2012-го их количество сократилось более чем четыре сотни.

В ведомстве отмечают, что «подкос» 2012 года возник из-за того, что с 1 апреля того года Кабмином «была установлена норма Правил, согласно которой расчет за парковку разрешен только путем безналичной формы с помощью паркоматов и въездных/выездных терминалов, однако обустройство площадок паркоматами будет возможно только после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство об установлении ответственности водителей за нарушение правил парковки, в том числе, за неуплату стоимости парковки».

На рассмотрении Минрегиона находились многочисленные обращения областных государственных администраций и органов местного самоуправления относительно того, что согласно действующего законодательства Украины, оператор не имеет никакой возможности влиять на недобросовестных пользователей платных площадок для парковки, в связи с чем оборудование этих площадок паркоматами не представляет интереса для инвесторов и не является выгодным для операторов, а также может привести к банкротству предприятий, предоставляющих услуги парковки.

Наряду с этим стоит отметить, что по состоянию на начало 2015 года, в Украине насчитывается 2292 отведенных площадок для парковки и 769 - специально оборудованных. Из них 1343 парковок для платной парковки (803 - отведенных и 540 - специально оборудованных), а парковка на 1718 площадках (1489 отведенных и 229 специально оборудованных) осуществляется бесплатно.

В то же время лишь 223 отведенных площадок для платной парковки (почти 28% от их общего количества) оборудованы 251 парковочным автоматом, а 78 специально - 235 парковочными автоматами, 77 оборудованных площадок для платной парковки (14% от их общего количества) оборудовано въездными/выездными терминалами.

В Минрегионе считают, что таким образом, количество парковок, оборудованных паркоматами, увеличилось, несмотря даже на то, что отсутствует информация от АР Крым, Луганской области и города Севастополь. Следовательно, количество площадок для парковки, оборудованных автоматическими устройствами, постепенно растет.

Для сравнения, по состоянию на начало 2013 года в Украине насчитывалось 2815 - отведенных парковок и 933 - специально оборудованных. С них 1525 площадок для платной парковки (873 отведенных и 652 специально оборудованных), а парковка на 2223 площадках (1942 отведенных и 281 специально оборудованных) осуществлялась бесплатно.

При этом только 80 отведенных площадок для платной парковки (9% от их общего количества) были оборудованы 93 парковочными автоматами, а 58 специально оборудованных площадок для платной парковки (почти 9% от их общего количества) оборудовано въездными/выездными терминалами.

Дело в том, что на этом отрезке - на протяжении 2013-2014 годов в законодательство в сфере парковки транспортных средств было внесено не одно изминение, в том числе и введена ответственность за нарушение правил парковки транспортных средств. Однако, это решило лишь частично указанные проблемы: обустройство площадок паркоматами было запущено, а вот убытки держателей парковок не прекратились, ведь добросовестных водителей не прибавилось. Главным образом потому, что, в. 152-1 Коап, которая предусматривает наложение штрафа на водителей в сумме от 8 до 12 необлагаемых минимумов, что составляет сейчас 136-204 грн, за нарушение правил оплаты услуг за парковку, оказалась недостаточно сильной мотивацией.

                  Читайте также: Парковочные площадки ждут талонов

Примечательно, уже относительно долгое время законодатели хотят ужесточить ответственность за нарушение правил парковки транспортных средств. Так, как уже сообщала «Украина Коммунальная», в конце февраля в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №2228 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правил парковки транспортных средств». Подробнее об этом в публикации «К правилам парковки «грядут» перемены». Но на прошлой неделе этот документ был заменен на проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правил парковки, остановки, стоянки транспортных средств».

Обновленным законопроектом, как и ранее предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, законов Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О дорожном движении», «О милиции».

Однако на этот раз делается акцент на создании законодательного механизма неотвратимости ответственности водителей транспортных средств за нарушение правил парковки, остановки и стоянки, а именно: введение ответственности собственника автомобиля (если водитель игнорирует предупреждающие знаки, требования уполномоченного исполкомом лица, не сообщает свою фамилию, имя, отчество, оставляет место совершение административного правонарушения и тому подобное); возможность освобождения владельца от ответственности в случае предоставления им информации о личности водителя-нарушителя; фото или видео фиксацию такого вида нарушений, в т.ч. с помощью компьютеризированной системы контроля парковочного пространства; вынесения постановления о привлечении к админответственности за нарушение правил парковки без обязательного составления протокола об админправонарушении; эвакуацию ТС по решению уполномоченного исполкомом лица исключительно в случае, если ТС мешает проезду технологического, аварийного или общественного транспорта; блокирование выезда ТС исключительно в случае введения в населенном пункте компьютеризированной системы контроля парковочного пространства, что исключит влияние человеческого фактора на справедливость и неотвратимость наказания за соответствующее правонарушение.

При этом, в пояснительной записке к документу говорится, что компьютеризированная система контроля парковочного пространства, которая предлагается к внедрению, - это комплексная специальная защищенная система (база), предназначена для комфортного внесения как платы за парковки со стороны водителей (в т.ч. с помощью средств мобильной связи), так и оптимизации работы в ней парковщиков. Она будет соединятся с техническими средствами, имеющими функции фото- или видеофиксации нарушений правил парковки, остановки и стоянки, геолокации, обеспечивать сканирование (распознавание) номерных знаков и анализ информации о периодичности, продолжительности соответствующего правонарушения, исполнение ранее вынесенных постановлений по делам об аналогичных административных правонарушениях. Она будет формировать в автоматическом режиме проекты постановлений о привлечении к административной ответственности, предоставит возможность их подписания с помощью электронной цифровой подписи и ознакомления с ними заинтересованных лиц. Так, парковщики с помощью устройств фото-фиксации транспортных средств сразу будут получать информацию о том, оплачена ли парковка каждого автомобиля. Она будет анализировать всю входящую информацию и, по-сути, подсказывать как водителям, так и парковщикам необходимые дальнейшие действия.

Вместе с тем, проектом установлено наделение полномочиями рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение взыскания и временного задержания транспортного средства (путем его блокирования или эвакуации) уполномоченных исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов, должностных лиц. Эти лица также должны получить право проверять удостоверение водителя и тех. паспорт на автомобиль для оформления соответствующих админдел.

Органы внутренних дел должны обеспечить передачу соответствующим уполномоченным исполкомами местных советов должностным лицам информацию о владельцах транспортных средств, ставших объектом правонарушения, путем доступа к соответствующим базам, но с обязательной защитой персональных данных владельцев автомобилей.

Размеры штрафных санкций за нарушение правил парковки, в том числе за неоплату услуг по пользованию соответствующими площадками предлагается привязать к стоимости одного часа парковки (в 20-кратном размере).

Кроме этого, документом предлагается предоставить право уполномоченным исполкомами местных советов должностным лицам освобождать автомобильные дороги, движение по которым существенно затрудняют, оставленные машины. Фото-фиксация нарушения будет убедительным обстоятельством в пользу вынесения постановления об административном взыскании и эвакуации транспортного средства, что существенно затрудняет дорожное движение. Вместе с тем, уполномоченное исполком лицо будет выносить протокол о временном задержании транспортного средства, и направлять его вместе с материалами в ГАИ, сотрудники которого будут составлять протокол об административном правонарушении и выносить постановление и налагать взыскания за нарушения правил остановки, стоянки.

Читайте также: Половина водителей Киева способствует коррупции на парковках

Примечательно, согласно проекту, должностные лица, уполномоченные исполнительным комитетом местного совета контролировать соблюдение правил парковки, остановки и стоянки, получат право блокировать выезд и эвакуировать ТС нарушителей исключительно после внедрения системы контроля парковочного пространства.

Реализация инициативы будет осуществляться путем привлечения инвестиционных средств.

Наряду с этим, под куполом Верховной Рады находится еще один проект Закона, который призван улучшить состояние расчетов за услуги парковки - №1916 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно улучшения расчетов за предоставление услуг по пользованию площадками для платной парковки транспортных средств)». В частности, этим документом предлагается разрешить владельцам транспортных средств рассчитываться за услуги по пользованию площадками для платной парковки транспортных средств с помощью парковочных талонов, стоимость которых будет устанавливаться органами местного самоуправления.

По мнению разработчиков, внесение соответствующих изменений будет способствовать развитию системы парковки в Украине, предоставлению органам местного самоуправления действенных рычагов по разрешению транспортных проблем городов, уменьшению нагрузки на улично-дорожную сеть населенных пунктов, повышению уровня качества предоставления услуг по парковке, увеличению поступлений средств в местные бюджеты путем повышения дисциплины уплаты услуг по парковке, повышению удобства пользования услугами парковки для граждан и организаций в части уплаты и учета затрат на парковку, использованию площадок для парковки с максимальной эффективностью за счет рациональной организации и введение новых инновационных технологий оплаты услуг и контроля за осуществлением оплаты.

Однако, когда эти законопроекты будут рассматриваться Комитетами и будут вынесены на пленарные заседания - вопрос. Также вопросом остается, решит ли это в будущем проблему несоответствия количества имеющихся мест для парковки и транспортных средств, которые в них нуждаются.

Напомним, сейчас большинство украинских населенных пунктов не имеют достаточного количества парковочных мест для всего роздола имеющихся транспортных средств. К примеру, в Киеве на конец 2014 года, по словам мэра города Виталия Кличко, насчитывалось около 1 млн автомобилей, при этом парковочных мест было оборудовано лишь 6 тысяч.

Екатерина Ляшевская

 
Комментарии (0)