ГлавнаяИнтервьюИнтервью«Пусть граждане либо оформляют субсидию, либо оплачивают услуги ЖКХ. Третьего не дано».

«Пусть граждане либо оформляют субсидию, либо оплачивают услуги ЖКХ. Третьего не дано».

Подходит к концу вторая неделя отопительного сезона. О том, как он начался для украинских теплоэнергетиков, ИА «У.К.» рассказал директор Департамента проектного управления и энергоэффективности в сфере жизнеобеспечения Минрегиона Станислав Захаров

- В Украине 15 октября официально стартовал отопительный сезон. В каких регионах в течение первой недели уже начали подавать тепло населению?

В стране начат отопительный сезон. Готовность теплоснабжающих систем, котельных, жилищного фонда, бюджетных учреждений и социально-культурных объектов составляет 100 процентов. На конец недели («У.К.» - 19 октября) официальная статистика гласила следующее: 87% котельных в работе, отапливаются 75% жилых домов, 89% дошкольных учреждений, 86% - лечебных, 88% - учебных. Почему не сто процентов? Погодные условия позволяли экономить газ и не включать системы отопления. Кстати, с 17 на 18 октября была даже зафиксирована в Киеве самая теплая ночь с 1881 года. Поэтому, прежде всего, отопительный сезон начался в северных и западных регионах, там, где среднесуточная температура уже приближается к 8 градусам Цельсия. Вот нас часто спрашивают, а почему при теплой погоде многие объекты отапливаются? Систему отопления невозможно включить моментально. В зависимости от ее сложности, на это может уйти от нескольких дней до недели. Некоторые регионы, в частности, Донецкая область, прекращали в эту неделю круглосуточную подачу тепла в дома. То есть, системы отопления не отключались, но работали в режиме подачи тепла по графику: в ночное время включают отопление, прогревают жилфонд, а днем выключают. Гидравлический режим уже установлен везде, за исключением южных регионов. 

- В целом уровень готовности к осенне-зимнему периоду высокий во всех областях. Но по  регионам, он варьировался в диапазоне 85-98 процентов. В чем причина такой неоднородной подготовки?

 

Говоря о подготовительном периоде, я бы выделил два момента. Во-первых, когда на 15 октября регионы докладывали о своей готовности, то назывались цифры, которые демонстрируют отнюдь не фактический уровень готовности. В действительности, к официальному началу отопительного периода по всей стране и системы теплоснабжения, и жилфонд были готовы на 100 %. О чем же тогда шла речь? В связи с изменениями функций Государственной архитектурно-строительной инспекции установлены более жесткие требования к сдаче паспортов готовности к отопительному сезону объектов жилфонда. К осенне-зимнему периоду необходимо проверить не только готовность системы центрального отопления, но и технического состояния здания вцелом. То, например, насколько исправна кровля того или иного дома, где необходимо провести утепление элементов здания, изоляцию трубопроводов. Вот именно об этих показателях готовности мы говорим. По состоянию на 15 октября не везде были готовы паспорта, но весь жилфонд был готов к приему теплоносителя. 

 

Станіслав Захаров фото

 

- Наличие паспорта готовности является одним из условий подачи теплоносителя в жилой дом? И как в случае его отсутствия решается вопрос с подачей тепла?

Да, является, но эксплуатирующая организация может предоставить поставщику теплоносителя гарантийное письмо с указанием сроков устранения неисправностей, и, при согласовании этих условий, тепло в дом будет подано вовремя.

 

- С какими основными проблемами сталкиваются предприятия коммунальной теплоэнергетики?

 

Главная проблема коммунальной теплоэнергетики – это проблема обеспечения предприятий природным газом. На сегодня («У.К.» - на 19 октября) из 992 предприятий, которым необходимо заключить договора на поставку газа, 962 уже подписали соответствующие контракты с НАК «Нафтогазом Украины». Здесь возникло много проблем. Если в прошлом отопительном сезоне договора на поставку природного газа теплоснабжающие предприятия подписывали с газораспределительными компаниями - облгазами, - то с 20 сентября начали заключать прямые договора с НАК «Нафтогаз Украины». Нужно было в кратчайшие сроки разработать схемы переуступки долговых обязательств и решить многие другие вопросы. 

 

Станіслав Захаров Мінрегіон фото

- Министр Анатолий Близнюк неоднократно обращался к теплоэнергетикам с требованием не подписывать заведомо невыгодные им договора по газу. Кабальными называют условия  этих договоров и в Ассоциации городов Украины. В чем причина ужесточения условий поставки энергоресурса? Расскажите, что это за условия?

Это, прежде всего, прописанные в договоре финансовые санкции в виде штрафов и пени на суму задолженности теплоснабжающих предприятий за полученный природный газ. Основная часть этой задолженности образовалась в результате продажи теплоносителя населению по тарифам ниже себестоимости продукции. Компенсировать эту разницу должно государство. Получается, что предприятия облагают финансовыми санкциями за то, что государство вовремя с ними не рассчиталось. А это неправильно. Другая проблема, с которой столкнулись теплоснабжающие предприятия, заключается в том, что им были выделены заниженные лимиты на газ для отопления населения. Беспокойство предприятий, органов местного самоуправления вызвано тем, что они не знают по какой цене придется рассчитываться за сверхлимитный газ – по коммерческой или по льготной. Теплоснабжающему предприятию необходимо доказать, что потребленный им газ был использован для отопления населения, для этого есть специальные формулы расчетов. Но, какая на это будет реакция, и как это будет проходить, пока неизвестно. Кроме того, предприятиям Хмельницкой, Львовской и Одесской областей, которые отапливают население, работники газового хозяйства вообще отказались подавать газ по причине дефицита лимитов. Например, в Хмельницкой области посчитали, что в ноябре на эти цели им нужно 1,5 миллионов кубометров газа, а лимит выделен – 270 тысяч кубометров.

- Минрегион участвует в решение этого вопроса? Была ли доведена эта ситуация до ведома правительства? Какие распоряжения последовали от Кабинета министров?

 

Министерство контролирует ситуацию в каждом регионе. Наш Министр уже доложил на заседании Кабинета Министров («У.К.» - 17 октября) о том, что существует такая проблема, предложил пути решения ключевых вопросов. В частности, речь шла и о нехватке пресловутых лимитов на газ. К перечню основных проблем можно отнести и то, что Минэнерго считает по коммерческой цене газ, израсходованный теплоэнергетиками на технологические нужды. А это 4700 гривен за тысячу кубометров. В этом случае придется увеличивать себестоимость продукции, а тогда, возникнет необходимость повышать тарифы потребителям. Проблемным является также вопрос о начислении пени и штрафов теплоснабжающим предприятиям за несвоевременную оплату за энергоносители. В тоже время, коммунальные предприятия не имеют права требовать начисления оплаты пени с должников-потребителей. Это и стало причиной того, что сегодня дебиторская задолженность населения коммунальным предприятиям составляет 12,8 миллиардов гривен, а кредиторская задолженность коммунального хозяйства за энергоносители  достигла 14 миллиардов гривен.

 

- Какие пути решения этих проблем вы предложили Кабмину?

Министерство предлагает внести изменения в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год». Мы подготовили соответствующий законопроект, которым предусматривается увеличить объем субвенции на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения на 2,2 миллиарда гривен. Кроме того, также подготовлен проект правительственного постановления, которым предполагаются изменения в Примерный договор о поставках природного газа по нерегулируемому тарифу предприятиям теплоэнергетики на производство тепловой энергии для предоставлению населению услуг централизованного отопления та снабжения горячей водой. Документ предусматривает уменьшение сумы долга, на которую насчитываются финансовые санкции в виде штрафов и пени, на суму задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию. Минрегион также направил обращение к Премьер-министру Николаю Азарову с предложениями внести в соответствующий приказ Минэнерго изменения в части определения объемов природного газа, который используется для производства и реализации тепловой энергии населению с учетом технологических расходов, по цене как для населения. Ну, и конечно же, мы предложили правительству увеличение годовых лимитов газа теплоснабжающим предприятиям для производства тепловой энергии населению на 3,3 миллиарда кубометров.

- Минрегион ведет переговоры с НАК «Нафтогаз» по этому вопросу. Какова позиция компании по этому поводу?

 

Наверное, этот вопрос все же стоит адресовать «Нафтогазу». Но могу сказать, что на деле расчеты делаются по другой схеме. НАК смотрит, какой объем дешевого газа он может отпустить и пропорционально распределяет эту цифру по регионам. Там нет четкого понимания, что есть реальные потребности регионов.

 

Станіслав Захаров Мінрегіон фото

- Кабмин установил какие-то сроки, в течении которых все проблемы, связанные с выделением газовых лимитов должны быть решены?

На каждом заседании Кабмина мы отчитываемся по текущей ситуации, и по выполнению данных ранее распоряжений. В результате, принимаются соответствующие протокольные решения.

- В январе Президент Виктор Янукович подписал закон, согласно которому облгазы смогут ограничивать поставки энергоносителя теплоэнергетикам до технологического минимума, если последние имеют задолженность по газу. На деле работает ли этот закон или теплокоммунэнерго по-прежнему остаются «неприкасаемыми» в отопительный период?

 

Этот механизм необходимо будет вводить только после того, как будут установлены экономически обоснованные тарифы на тепловою энергию. В сегодняшней ситуации он ничего не даст энергетикам. Останавливать работу котельной, которая отапливает жилые дома, никто не будет.

 

- Входе последних совещаний Минрегиона с облгосадминистрациями, регионы жаловались, что существующая процедура компенсации им тарифной разницы долгая и излишне бюрократизирована. Что является основным камнем преткновения в этом вопросе?

На сегодня, тарифы по теплоснабжению в среднем покрывают себестоимость услуги на 72 процента и на 75 процентов - по водоснабжению. Действительно, той суммы, которая была  заложена в госбюджет – 6,9 миллиардов гривен - не хватает. Кроме того, существенно затягивает процедуру возмещения и то, что это непрямые денежные отчисления. То есть, для того, чтобы закрыть задолженность по газу за счет субвенции на возмещение тарифной разницы, необходимо выстроить определенную цепочку. В конечном итоге, она должна замкнуться погашением налоговой задолженности энергокомплекса нашей страны. То есть, схема достаточно сложная. А, что касается предприятий, ситуация весьма неоднородная. Допустим, кто-то рассчитался за энергоносители, кто-то – нет, кто-то хочет рассчитаться напрямую по налоговой задолженности. Действительно, некоторые регионы не смогли, во-первых, правильно обосновать, то есть доказать, что их задолженность сформировалась из-за тарифной разницы, во-вторых, не нашли нужную схему взаиморасчетов. Каждый месяц мы эти схемы расширяем. Например, предприятию нужно было погасить долг за энергоносители, не получается реализовать эту схему в силу каких-то причин, тогда мы используем схему погашения налогового долга. Если и эта схема тоже не работает, ищем пути решения дальше. Таким образом, проблема своевременного обоснования тарифов, расширение схемы погашения взаиморасчетов, и нехватка госбюджетных средств - все это существенно тормозит процедуру расчетов тепловой энергетики за природный газ.

- А как обстоит ситуация с дебиторской задолженностью теплоснабжающих предприятий?

Долги бытовых потребителей составляют 9,6 миллиардов гривен. В структуре общей дебиторской задолженности они занимают самую большую долю. Но есть также задолженность и со стороны коммерческий компаний, государственных бюджетных учреждений и организаций социальной сферы, которые финансируются из местных бюджетов. 

- Какая работа ведется с должниками? Какие меры могут быть к ним применены?

 

Давайте разобьем этот вопрос на три составляющих. Первая – это население. Отключать должников - бытовых потребителей от теплоснабжения по закону нельзя. Поэтому в этом случае возможно лишь проведение разъяснительных работ, или обращаться в суд и взыскивать долги в судебном порядке. Но это достаточно сложный путь, поскольку потребитель должен платить по совокупности всех исков не более 20 процентов. И вот такой потребитель, например, нигде не работает и у него низкий уровень дохода, оформить субсидию не может, соответственно может погашать задолженность в течении длительного периода, отдавая незначительные суммы. Но, если в прошлом году население выплачивало 98 процентов начисленных им сумм за услуги, то по итогам первого полугодия текущего года платежная дисциплина составляла 103 процента. Конечно, этот показатель будет уменьшен, но население в целом платит достаточно активно. Кроме того, в качестве стимулирующего фактора могло бы быть введение пени за несвоевременную оплату услуг населением. Я думаю, что сегодня это нужно больше в первую очередь даже не предприятиям, а людям. Потому что, когда один человек платит за коммунальные услуги, а его сосед - нет, получается ситуация, когда исправный плательщик по вине другого не может получить полный комплекс услуг надлежащего качества. Поэтому мне не ясно, кого мы защищаем, не вводя пеню. Вот те три-четыре процента населения, которые в силу каких-то причин не хотят платить? Пусть либо оформляют субсидию, либо платят за услуги. Третьего не дано. 

 

Станіслав Захаров фото

- Вторая составляющая – коммерческие компании. Как быть с такими должниками?

С ними ситуация гораздо проще. Тут вполне возможно добиться возврата долга в судебном порядке. Есть два фактора, которые влияют на темпы возврата этих долгов. Во-первых, предприятиям нашей отрасли нужно активизировать работу с должниками. Во-вторых, эта задолженность может формироваться, если компания, в силу каких-либо причин прекратила свою деятельность или обанкротилась. Часто бывает, что предприятия-должники отдельно подключены к сети, и к ним можно применить определенные меры. А вот отключить должников, чьи компании расположены в жилом фонде, например, магазины, парикмахерские, мастерские технически нельзя. Ну и третье, не малые деньги должны предприятия бюджетной сферы – 600 миллионов гривен. Тут уже государству необходимо увеличить расходы госбюджета на эту сумму и погасить задолженность.

- Недавно мэры городов обратились с открытым письмом к правительству, с просьбой списать долги коммунальных теплоэнергетиков. Как вы считаете реструктуризация может стать инструментом решения проблем отрасли?

Сегодня реструктуризация не решает все вопросы. Возможно решение той или иной конкретной задачи в сложившейся ситуации с помощью списания или реструктуризации долга, но в масштабе это нужно делать после того, как будут введены экономически обоснованные тарифы. В целом, такая необходимость возникнет при введении экономически обоснованных тарифов, поскольку будет снято перекрестное субсидирование, и запреты на отключения.

- В этом году работают оперативно-диспетчерские службы по вопросам проведения отопительного сезона. На что жалуются люди?

 

Эти службы работали и в прошлом году. В основном, жалобы касаются проведения отопительного сезона. Но из конструктивных были и такие: течет крыша, не вовремя вывозят мусор, или не освещена улица. Они занимают до 30 процентов обращений. Но есть уже жалобы на несвоевременную подачу тепла, в основном это касается школ, детских садов и социально-культурных объектов. 

 

Беседовала Мария Цатурян, Александр Гаврилюк

 
Комментарии (2)
Иван Смольный1
26 октября 2012 г. 18:50
Для Валерия Колосова - председателя ЖСК "Рыбак-6" Упс, да у Вас все ну совсем плохо (пи-пи)! А вообще то не пытались НПА изучить, да свои права защитить? Рычагов более чем достаточно. Или юриста поднанять? Честно. Подобное нытье не вызывает сочувствия, лишь раздражение. Ибо председатель кооператива (получающий за это деньги-наверное), ОБЯЗАН знать как и уметь защитить интересы членов ЖСК. Учите матчасть и применяйте на практике. Удачи.
Валентин 1
30 октября 2012 г. 15:31
Да их давно дано прищемить всех и разогнать к чертям! А то привыкли что все доги им прощают. Надо ужесточать меры против таких руководителей.