ГлавнаяПубликацииУтилизация ТБОНовые Правила предоставления услуги по обращению с бытовыми отходами

Новые Правила предоставления услуги по обращению с бытовыми отходами

Разъяснение Минрегиона о новых Правилах предоставления услуги по обращению с бытовыми отходами
С 1 мая 2019 вводится в действие Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Новым Законом, в частности урегулированы понятия в сфере обращения с бытовыми отходами и порядок утверждения тарифа на услугу по обращению с бытовыми отходами, которая включает услуги по вывозу, переработке и захоронению бытовых отходов, изменена система взаимоотношений между исполнителями и потребителями услуги.
 
К этому услуга «вывоз бытовых отходов» включала все операции в сфере обращения с бытовыми отходами: сбор, перевозка, сортировка, хранение, обработка, переработка, утилизация, удаление, обезвреживание и захоронение, теперь ее название изменено на «обращение с бытовыми отходами" по в Закон Украины «Об отходах».
 
Этим Законом также предусмотрено, что субъекты хозяйствования, которые определены органом местного самоуправления на конкурсной основе исполнителями услуг по вывозу бытовых отходов, заключают договоры на оказание услуг по обращению с бытовыми отходами с потребителями.
 
Исполнители услуг по вывозу бытовых отходов обязуются заключить договоры о предоставлении услуг по переработке и захоронению бытовых отходов с субъектами хозяйствования, предоставляющих такие услуги в соответствии с правилами благоустройства территории населенного пункта.
 
Так, субъектами хозяйствования в соответствии со статьей 55 Хозяйственного кодекса Украины (далее - Кодекс) признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя совокупность хозяйственных прав и обязанностей, имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества.
 
Согласно статье 23 Кодекса отношения органов местного самоуправления с субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных Законом, могут осуществляться на договорных началах.
 
Договоры о предоставлении услуг по обращению с бытовыми отходами должны содержать информацию о заключенных договорах между исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов и субъектами хозяйствования, предоставляющих услуги по переработке или захоронению бытовых отходов.
 
Победителем конкурса определяется его участник, отвечающий квалификационным требованиям и может обеспечить предоставление услуг соответствующего количества и качества, конкурсное предложение которого признана лучшей по результатам оценки. Предпочтение отдается тому участнику конкурса, подавший конкурсной комиссии проект или утвержденную инвестиционную программу (программу капитальных расходов) развития предприятия, которая должна включать мероприятия по внедрению раздельного сбора твердых бытовых отходов.
 
В соответствии со статьей 179 Кодекса, при заключении договора с победителем конкурса по вывозу бытовых отходов содержание договора может определяться на основе свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, не противоречащие законодательству.
 
Кроме того, статьей 180 Кодекса определено существенные условия хозяйственного договора.
 
Исполнитель услуг по вывозу бытовых отходов заключает договоры о предоставлении услуг по обращению с бытовыми отходами с потребителями.
 
Процедура предоставления субъектами хозяйствования независимо от формы их собственности услуг по обращению с бытовыми отходами в городах, поселках и селах определена новыми Правилами предоставления услуг по обращению с бытовыми отходами (далее - Правила), утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.2008 № 1070 с изменениями, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 27.03.2019 № 318 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины».
 
Договор о предоставлении услуг заключается в соответствии с Типовым договором, приведенным в приложении 1 Правил.
 
Кроме того, новыми Правилами определяются права и обязанности потребителей и исполнителей жилищно-коммунальной услуги.
 
Потребитель имеет право на:
 
1) получение своевременно и надлежащего качества услуги;
 
2) получение без дополнительной оплаты от исполнителя информации о тарифах на услугу, структуру тарифа, нормах предоставления услуг, порядок предоставления услуг, график вывоза бытовых отходов;
 
3) возмещения убытков, причиненных его имуществу, жизни или здоровью вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг;
 
4) устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в пятидневный срок с момента обращения потребителя;
 
5) уменьшение размера платы за услуги в случае их непредоставления, предоставления не в полном объеме или снижения их качества;
 
6) неоплату стоимости услуг за период временного отсутствия в жилом помещении потребителя и других лиц более 30 календарных дней при условии документального подтверждения такого отсутствия;
 
7) проверку количества и качества услуг;
 
8) составления и подписания актов-претензий;
 
9) получение без дополнительной оплаты информации о проведенных исполнителем начисления платы за услуги;
 
10) расторжение договора с исполнителем.
 
Потребитель должен:
 
1) заключать договоры о предоставлении услуг;
 
2) своевременно принимать меры к устранению выявленных неполадок, связанных с получением услуг, которые возникли по его вине;
 

3) оплачивать в установленный договором срок предоставлены и ом услуги;

 
4) соблюдать правила пожарной безопасности и санитарных норм;
 
5) в случае несвоевременного осуществления платежей за услуги платить пеню;
 
6) письменно информировать исполнителя об изменении собственника жилья и о фактическом количестве лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя в течение 30 календарных дней со дня наступления такого события;
 
7) обеспечить раздельный сбор бытовых отходов;
 
8) определять вместе с исполнителем места расположения контейнерных площадок, создавать условия для свободного доступа к таким площадкам;
 
9) оборудовать контейнерные площадки, удерживать их в надлежащем санитарном состоянии, обеспечивать освещение в темное время суток;
 
10) обеспечить надлежащий сбор и хранение отходов, установленные необходимого количества контейнеров для загрузки твердых, крупногабаритных и ремонтных отходов с учетом предотвращения их переполнения; содержать контейнеры в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
 
Исполнитель имеет право:
 
1) требовать от потребителя оборудовать контейнерные площадки и обеспечивать содержание их в надлежащем санитарно-техническом состоянии;
 
2) требовать от потребителя своевременно собирать и надлежащим образом хранить отходы;
 
3) требовать от потребителя обеспечивать раздельный сбор бытовых отходов;
 
4) прекратить / приостановить оказание услуг в случае их неуплаты или оплаты в полном объеме в порядке и сроки, кроме случаев, когда качество и / или количество таких услуг не соответствуют условиям договора;
 
5) требовать от потребителя проведения в течение пяти рабочих дней работ по устранению выявленных неполадок, возникших по вине потребителя, или возмещения стоимости таких работ, проведенных исполнителем;
 
6) обращаться в суд в случае нарушения потребителем условий договора;
 
7) получать информацию от индивидуального потребителя о смене собственника жилья и фактического количества лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя.
 
Исполнитель обязуется:
 
1) обеспечивать своевременность предоставления, непрерывность и соответствующее качество услуг;
 
2) готовить и заключать с потребителем договора о предоставлении услуг по определению ответственности за соблюдение условий их выполнения согласно типовому договору;
 
3) без дополнительной оплаты предоставлять необходимую информацию о тарифах, структуру тарифа, порядок предоставления услуг, график вывоза бытовых отходов;
 
4) рассматривать претензии и жалобы потребителей и проводить соответствующие перерасчеты размера платы за услуги в случае их непредоставления;
 
5) принимать меры к устранению нарушений качества услуг в сроки;
 
6) платить потребителю в случае непредоставления или предоставления не в полном объеме услуг неустойку;
 
7) своевременно реагировать на вызовы потребителя, подписывать акты-претензии;
 
8) своевременно и за свой счет проводить работы по устранению выявленных неполадок;
 
9) информировать потребителя о намерении изменения тарифов на услуги по обращению с бытовыми отходами;
 
10) иметь заключены договоры с субъектами хозяйствования, предоставляющих услуги по переработке и захоронению бытовых отходов, и перевозить бытовые отходы только в специально отведенные места или на объекты обращения с бытовыми отходами в соответствии с правилами благоустройства территории населенного пункта;
 
11) обеспечивать содержание контейнеров в случае пребывания в собственности исполнителя в соответствии с требованиями санитарных норм и правил;
 
12) ликвидировать свалку твердых отходов в случае его образования на контейнерной площадке из-за несоблюдения графика перевозки, проводить уборку в случае рассыпания бытовых отходов во время загрузки в специально оборудованный для этого транспортное средство.
 
Тарифы на услугу
 
Также, по новой редакции Порядка формирования тарифов на услуги по обращению с бытовыми отходами, Кабинет Министров закрепил за местными властями полномочия по установлению тарифа на услугу по обращению с бытовыми отходами.
 
Тарифы на услуги по обращению с бытовыми отходами является суммой тарифов на услуги по вывозу, переработке и захоронению бытовых отходов.
 
В состав тарифов теперь не будут включаться расходы по осуществлению капитальных вложений, создание специальных инвестиционных фондов или по обеспечению доходности инвестиционного капитала.
 

Отметим, что отныне тарифы будут формироваться одни для всех, так как исключен п. 34, по которому тарифы определялись для 3 отдельных групп потребителей (населения, бюджетных учреждений и других потребителей). 

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
09 марта 2020 г. 20:31
Раніше усі компослуги сплачувались однією платіжкою. Потім придумали так звану "комісію" (споживач повинен внести додаткову плату при сплаті за компослугу), і одну платіжку розділили на шість платіжок ( посортували по видам компослуг). Спочатку це шахраювання не дуже обурило споживачів - нікому тоді навіть у голову не прийшло, що тепер прийдеться платити чималу "комісію" окремо за кожну платіжку. А потім, через деякий час, вже розділені платіжки знову поділили принамні на дві - таким чином "комісія" збільшилася ще у 2 рази....----------------------------------------А тепер , наче б то, хотять усі компослуги об"єднати в одну платіжку, але при цьому штучно приписати споживачам неіснуючі борги та обнулити переплату, якщо вона є. Або подальше розмноження платіжок, а отже, і подальше зростання "комісії".Так або інакше будуть намагатися доїти споживача по максимуму.