ГлавнаяКоммунальные басниГородские проектыОсобенности украинской административной реформы

Особенности украинской административной реформы

Коммунальные байки - все выдуманные истории из жизни жилищно-коммунальной отрасли. Однако, как известно, в каждой выдумке - только доля выдумки. Эта история об особенностях украинской административной реформы.

На 23 году независимости нашей неньки Украины очередной раз уже пятым Президентом объявлено о начале децентрализации системы управления и масштабной административной реформе.

В Украине оно так повелось - каждый новый Президент обещает сокращение аппарата чиновников, передачу полномочий от центрального аппарата власти местным властям - но по факту получается так, что с каждым новым Президентом армия чиновников увеличивается в разы, они съедают львиную часть бюджета, а функцию по перераспределению расходов государственного бюджета передавать на места никому не хочется. Какой же Министр захочет, чтобы к нему перестали ездить на поклон «ходоки» из районных центров в надежде выбить деньги на краску для школы? Какой же он после этого украинский Министр, если от его подписи отныне не будет зависеть, построить трубопровод в Васильевке или в Маринивци? Поэтому Украина внедряет все реформы, а особенно административную, не в тот способ, как все развитые страны, а со своими украинскими «особенностями».

В идеале целью административной реформы должно быть снижение бюджетных расходов на административную деятельность с одновременным сохранением или повышением уровня качества и эффективности предоставления административных услуг. Для достижения этого результата Вы должны сократить неэффективных работников аппарата, а более квалифицированным работникам, которые остались после сокращения, повысить уровень заработной платы, обеспечить их современной оргтехникой, гаджетами, скоростным интернетом и связью, что позволит сократить бумажный документооборот и бюрократические процедуры к минимуму. До всего этого Вы должны выписать четкие и жесткие «правила игры» - новые положения о соответствующем подразделение или департаменте, особенно конкретизировав его взаимоотношения с другими структурами, ведомствами и Министерствами и четко определить юрисдикцию обновленного подразделения государственного аппарата.

Но это не для нас с Вами, родные украинцы!

Те из Вас, кто работает в органах государственной власти или местного самоуправления, или около сталкивался по роду своей деятельности с чиновниками этих органов, не дадут соврать, что первой и основной целью сокращение штатов чиновников государственного аппарата в Украине была, есть и пока остается одна - это сократить несогласных. Работал в команде бывшего сельского головы - на сокращение! Позволил себе выразить несогласие с очередной тупостью руководителя департамента - на сокращение! Много работаешь, постоянно предлагаешь пути улучшения работы, не хочешь работать, как все, то есть как послушное стадо баранов - на сокращение!

Второй целью оптимизации штатов и административной реформы по-украински есть после проведенного сокращения заставить работников, оставшихся в штате работать за ту же, а то и меньшую заработную плату, но в два раза больше. При этом эффективность выполнения поставленных задач никого не интересует - в департаменте ЖКХ при областных государственных администрациях очень часто главные бухгалтеры выполняют обязанности юрисконсульта - ходят в судебные заседания, составляют договоры, иски.

Конечным целью всех украинских чиновников низшего и среднего звена при реализации административной реформы является желание отчитаться по проведенным сокращениям и оптимизации штата и остаться при этом на хорошем счету у вышестоящего руководства.

Практически любая административная реформа проходит следующим образом:

Представим, что у нас есть условные Министерство газовой промышленности, Министерство по жилищно-коммунальным услугам и Нацкомиссия по установлению тарифов. Первое - «денежное», связанное с добычей природного газа, сфера ответственности четко не определена. Второе - профильное, с вполне конкретными полномочиями. Наконец, третье - государственное учреждение, средство контроля и административного давления.

Шаг первый - во всех трех ведомствах создаются комиссии по реорганизации, которые, как правило, возглавляют заместители руководителей реорганизованных ведомств. Они же образуют межведомственную рабочую группу по воплощению в жизнь «административной реформы».

Задачей любой межведомственной рабочей группы в Украине есть одно - профессионально, со знанием дела тянуть время. Для этого, в первую очередь, в составе межведомственной рабочей группы создаются рабочие подгруппы - правового обеспечения реорганизации, с бухгалтерского сопровождения реорганизации и еще с десяток рабочих подгрупп. Вместо предусмотренных законодасвтом двух месяцев такая реорганизация может затянуться на годы (как это было с Контрольно-ревизионным управлением и налоговой службой). Конечно, в МинЖКХ и Нацкомтарифов шансы остаться целыми равны нулю, поэтому в результате слияния этих трех ведомств получаем МинГаз и тарифов ЖКХ.

Шаг второй - создание новых департаментов, управлений, отделов, секторов, а недалеком, но туманном будущем - управлений и департаментов на местах в областях и районах. Новые печати, фирменные бланки, инструкции, положения, юридические адреса - и на все это нужена «правильная», «фактическая» бумага.

В это же время не прекращают функционировать старые Мингазпром, МинЖКХ и Нацкомиссия по установлению тарифов, происходит прием граждан, переписка с жалобщиками, другими ведомствами, но осуществляется все это силами сотен «исполняющих обязанности», которые никогда ничего не знают и ни за что не отвечают. Большое количество проектов законов, нормативных актов становятся, если не совсем ничтожными, то точно никому не нужными, отсутствуют объединенные базы данных, руководители реорганизованных Министерств и департаментов не покидают Киев в надежде уговорить Министра Кабинета Министров (только в украине есть такая странная должность) найти им теплую должность.

Тем временем все жизненно важные процессы стоят - не принимается новый закон о ЖКУ, не подан новый проект реформы ЖКХ, тарифы для лицензиатов на предоставление услуг с использованием внутренних сетей не утверждены, потребители забрасывают миллионами жалоб о том, почему они должны продолжать платить за поверку счетчиков холодной воды. Но у чиновников ответ на все один - «понимаете, у нас реорганизация, приходите после ее окончания»...

Иван Слюсаренко-Засувкин

 
Комментарии (0)