Наступление НАК Нафтогаза на розничном рынке набирает обороты. Помимо экспансии на рынке газа для населения, монополист выходит на прямые поставки бытовым потребителям тепла и горячей воды. Такие возможности ему предоставляет разрешение Антимонопольного комитета (АМКУ) на передачу государственных теплоэлектроцентралей (ТЭЦ). Эксперты полагают, что это стало следствием пирамиды долгов на рынке.
АМКУ разрешил Фонду госимущества (ФГИ) передать Нафтогазу в управление шесть государственных ТЭЦ. Теперь НАКу открыта дорога для получения полномочий по управлению корпоративными правами Одесской, Криворожской, Херсонской, Николаевской и Днепровской ТЭЦ. На Северодонецкой ТЭЦ в распоряжение Нафтогаза полностью переходит весь имущественный комплекс, принадлежащий ФГИ.
Это решение не было неожиданным, ранее ФГИ уже озвучивал несколько вариантов решения судьбы погрязших в долгах государственных ТЭЦ: передача их в концессию, местным общинам или Нафтогазу. Последний проявлял большую заинтересованность в этом в связи с желанием продемонстрировать действенность применения энергоэффективных технологий. Ему и отдали ТЭЦ, правда, с определенными обязательствами.
"Мы наложили обязательства. Когда отменят ПСО с 1 мая 2021 года, они обязаны покупать для тех своих ТЭЦ газ на конкурентных условиях и отчитываться перед Комитетом в течение 5 лет", – прокомментировал начальник управления коммуникаций АМКУ Игорь Солдатенко.
Хотя намерение взять под контроль ТЭЦ Нафтогазом озвучивались давно, тем не менее и эксперты, и участники рынка озадачены решением НАКа руководить предприятиями теплоэнергетики и строят догадки о причинах такого решения.
Нафтогаз давно намеревался забрать себе ТЭЦ, но предыдущие правительства торпедировали эти попытки. Однако правительство в условиях коронакризиса пошло на уступки – долги теплоэлектроцентралей "перевесили".
Проблема пирамиды долгов присуща для всех предприятий, которые покупают газ у Нафтогаза, однако у коммунальщиков есть определенная поддержка со стороны муниципальных властей, которые сами заинтересованы в стабильном прохождении отопительного сезона, поэтому готовы содействовать в его подготовке даже в тех случаях, когда у предприятия ТКЭ арестованы счета.
Совсем другая история – ТЭЦ. Эти предприятия отапливают чуть ли не 10% потребителей в стране, но являются государственными. Поэтому когда, например, Криворожская ТЭЦ, обогревающая половину города, обращается за помощью к местным властям, те разводят руками, мол, обращайтесь в ФГИ, ведь вы не муниципальная собственность. Такая же проблема в Николаеве, Херсоне и других городах.
Эксперты успокаивают, что переход контроля над ТЭЦ к монополисту, которого обвиняют в желании захватить рынок и взвинтить на нем цены с целью снимать сверхприбыли, не должен привести к росту тарифов для населения на тепло и горячую воду, ведь их утверждение не в компетенции, ни НАКа, ни самих ТЭЦ. Поэтому влияние этой акции на рядовых украинцев может иметь только опосредованный эффект.