ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоЗаконодательство ЖКХ: саботаж или путь к реформам

Законодательство ЖКХ: саботаж или путь к реформам

Пока работа ВР поставлена народными избранниками на паузу до 1 сентября, подведем итоги работы Парламента перед началом нового политического сезона и проанализируем качество и целесообразность принятия законодательных актов, особенно в отросли ЖКХ.

Начнем из законопроектов, которые были подписаны Президентом Украины Петром Порошенко, вступили в силу и реально направлены на изменение существующего порядка регулирования правоотношений в ЖКХ.

После почти полугодового рассмотрения, 14 мая народные депутаты поддержали во втором чтении и в целом правительственный законопроект № 1565 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», который определяет новые права и обязанности совладельцев многоквартирных домов в Украине, вводит принцип пропорциональности голосов совладельцев, согласно их доли в общем имуществе и процедуру письменного опроса одновременно с процедурой созыва общего собрания.

Также документ предусматривает определение альтернативных моделей управления общим имуществом в многоквартирном доме (самостоятельно, в том числе путем создания ОСМД, или передачи всех или части функций на основании договора физическому лицу-предпринимателю или юридическому лицу (управляющему) и определение порядка распределения расходов на содержание общего имущества (пропорционально своей доли в общем имуществе) и ответственности совладельцев многоквартирного дома.

Кроме того, Закон предоставляет право каждому совладельцу многоквартирного дома получать информацию о том, кто является собственниками других квартир и нежилых помещений в этом доме - то есть, кто, вместе с ним, являются совладельцами общего имущества в доме.

Оценки этого законопроекта среди специалистов и экспертов в жилищно-коммунальном хозяйстве диаметрально противоположные – от восторга, который демонстрируют Председатель ВР Украины Владимир Гройсман и заместитель председателя профильного парламентского комитета Алена Бабак, которые считают, что фактически открыто возможности совладельцам реально реализовать свои права по управлению домами, в которых они владеют квартирами и нежилыми помещениями и разрушено монополию ЖЄКов, до откровенного разочарования, которое высказывают эксперты Александр Джус и Сергей Бовыкин, которые считают принятие этого законопроекта возвращением вплоть до феодализма.

16 июля в целом парламентом был одобрен законопроект №2029а, который 25 июля вступил в силу в виде Закона № 626-VIII. Этим документом предлагается внести изменения в ст. 31 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» и определить, что установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство не допускается. Порядок возмещения потерь предприятий, возникающих в течение периода рассмотрения расчетов тарифов, установления и их обнародования органом, уполномоченным устанавливать тарифы, определяется порядком формирования тарифов.

Кроме этого, п. 2 Заключительных положений Закона №626-VIII Кабинету Министров поручено до 1 июля 2017 года принять меры по возмещение в полном объеме разницы в тарифах на тепловую энергию, отопление и поставки горячей воды, услуги по централизованному водоснабжению, водоотводу, которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или другим предприятиям централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, которые предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг централизованного водоснабжения, водоотведения, отопления и поставки горячей воды тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или органом местного самоуправления, до 1 января 2016 года.

Читайте также: Как дальше жить совладельцам многоквартиного дома?

Опять же оценки экспертов в целесообразности и эффективности этого законопроекта диаметрально противоположные. Заместитель председателя профильного комитета ВР Украины Алена Бабак считает, что этот закон является правильным компромиссом перехода к экономически обоснованным тарифам за погашение старой задолженности по разнице в тарифах, фраза о возмещении потерь возникающих в течение прохождения регуляторных процедур - это аналогия принятого высказывания регуляторной практики «regulatory lag», период в течение которого рассматривается дело по тарифам. А вот общественность, в частности, эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко, считают этот законопроект антинародным (возможно потому, что выборы в местные советы назначены на 25 октября?).

К сожалению, с 17 марта до сих пор находится на рассмотрении в комитете Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства законопроект № 1621 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно предоставления коммунальных услуг)», подготовленный самим же профильным комитетом.

Этим законопроектом предусматривается нивелирования норм пресловутого Закона № 1198-VII, предложено возвращение органам местного самоуправления полномочий определять исполнителей всех без исключения коммунальных услуг и исключения положений о том, что исполнителями услуг централизованного отопления, услуги по централизованному снабжению холодной водой, услуг по централизованному снабжению горячей водой, услуг по водоотведению (с использованием внутридомовых систем) является в соответствии с теплоснабжающими организациями и субъектами хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу. Несмотря на то, что п.1.3. Раздела 14 Коалиционного соглашения предусмотрено внесение изменений в законодательство относительно предоставления собственникам жилья в многоквартирных домах права самостоятельно избирать форму получения услуг от естественных монополистов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения – или путем заключения прямых договоров с владельцами квартир или через управителей жилья, приходится с грустью констатировать, что сами же народные избранники и саботируют выполнение Коалиционного соглашения.

Однако у народных депутатов почему-то находится желание и время заниматься откровенным коммунальным популизмом, особенно накануне старта избирательной кампании в местные советы.

Вот хотя бы взять законопроект № 2676 «О внесении изменений в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (относительно начисления субсидий пенсионерам и инвалидам), в отношении которого Президентом Порошенко было применено право вето.

Читайте также: Льготы на оплату ЖКУ: как будут работать по-новому

Этим Законом предусматривалось по упрощенной процедуре осуществлять назначение и предоставление структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива для неработающих пенсионеров и неработающих инвалидов, зарегистрированных в жилом помещении (доме), семья которых состоит только из таких лиц, – без обращения гражданина на основании сведений Пенсионного фонда Украины, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, полученных в порядке обмена информацией; для неработающих пенсионеров и неработающих инвалидов, зарегистрированных в жилом помещении (доме), в состав семьи которых входят другие лица, а также для работающих пенсионеров и работающих инвалидов, зарегистрированных в жилом помещении (доме), семья которых состоит только из таких лиц или же в состав семьи входят другие лица, – по обращению гражданина на основании справок о доходах зарегистрированных граждан. Такие предложения нардепов вызывали саркастическую улыбку не только у работников Пенсионного Фонда Украины, а и в Администрации Президента, поскольку положения этого Закона являются декларативными и не предусматривают реальных механизмов их реализации.

Другим примером политического коммунального популизма является представление законопроекта № 2832 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно усиления защиты граждан в связи с установлением новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги)», которым, по мнению авторов, предложено усилить защиту населения от повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в частности путем направления на природный газ, добытый предприятиями, контрольным пакетом акций которых владеет государство и 50% природного газа, добытого по договорам о совместной деятельности на нужды населения по цене для ПАО «Укргаздобыча», установка до 1 октября 2015 года счетчиков 100 процентам потребителей природного газа, за счет субъектов хозяйствования. Также повысить публичность принятия решений об утверждении НКРЭКУ соответствующих цен/тарифов для населения. Но дьявол всегда скрывается в деталях, на самом деле законопроект содержит нормы, которые могут привести к разрушению конкуренции на газовом рынке и стать негативным индикатором для его субъектов и потенциальных инвесторов.

Поэтому, как видим, чем ближе официальный старт избирательной кампании в органы местного самоуправления, тем выше градус коммунального популизма, которым насквозь пропитаны законопроекты, которые выходят из-под пера помощников и консультантов народных депутатов. Предстоящая политическая осень будет горячей, интересной и непременно коммунально –популистской.

 
Комментарии (0)