ГлавнаяПубликацииГазоснабжениеПорядок установления общедомовых счетчиков

Порядок установления общедомовых счетчиков

Общедомовой счетчик газа может быть установлен только с согласия совладельцев многоквартирного дома в порядке, определенном статьей 10 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме».
Правовые, экономические и организационные основы обеспечения всех категорий потребителей узлами учета природного газа с целью введения полного коммерческого (приборного) учета природного газа определяются Законом Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» (далее - Закон).
 
Согласно статье 2 Закона, поставки природного газа осуществляются при условии его коммерческого учета. С целью обеспечения коммерческого учета природного газа для населения субъекты хозяйствования, осуществляющих распределение природного газа на соответствующей территории, оснащают потребителей природного газа - физических лиц (населения) индивидуальными счетчиками газа.
 
Этой же статьей нормирован, что общедомовой счетчик газа может быть установлен только с согласия совладельцев многоквартирного дома в порядке, определенном статьей 10 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме».
 
Обращаем внимание, что указанная норма (относительно общедомовых счетчиков) была изложена в данной редакции только 21.12.2017 Законом Украины № 2260-VIII (вступил в силу 20.01.2018).
 
В настоящее время нормативно не определено и дополнительно не уточненное вопрос о обратного действия данной нормы закона во времени по ранее установленных общедомовых счетчиков, или о статусе общедомовых счетчиков при условии 100% оснащение помещений квартирными счетчиками.
 
Кроме этого в соответствии с пунктом 4 Временного положения о порядке проведения расчетов за предоставление населению услуг по газоснабжению в условиях использования общедомового узла учета, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 16 мая 2002 № 620, в случае несогласия собственника квартиры (дома) рассчитываться за потребленный газ по показаниям домового узла учета на дом (группу домов) он может установить квартирный счетчик газа (узел учета) отдельно на квартиру (дом) за собственные средства.
 
Следует отметить, что в соответствии со статьей 6 Закона субъекты хозяйствования, осуществляющих распределение природного газа на соответствующей территории, обязаны обеспечить установку счетчиков газа для населения, проживающего в квартирах и частных домах.
 
О порядке установления общедомовых счетчиков
 
В соответствии со статьями 1, 4 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» владельцы квартир и нежилых помещений являются совладельцами общего имущества многоквартирного дома.
 
Статьей 317 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что собственнику (совладельцам) принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, у посторонних лиц отсутствуют права на совершение любых действий с имуществом многоквартирных домов, поскольку они не являются его владельцем.
 
Также в соответствии с пунктом 4 Временного положения о порядке проведения расчетов за предоставление населению услуг по газоснабжению в условиях использования общедомового узла учета, лицо, ответственное за эксплуатацию дома (домов), балансодержатель дома (домов) и т.д. и оператор газораспределительной системы обязаны урегулировать между собой договорные отношения по снятию показаний домового узла учета и счетчиков газа, установленных в квартире (при их наличии), а также обеспечения возможности проведения монтажа, сохранения и осуществления эксплуатации домового узла учета.
 
Итак, все вопросы осуществления монтажа домового узла учета природного газа должны быть урегулированы исключительно на договорных началах.
 
В соответствии со статьей 638 Гражданского кодекса Украины и статьи 180 Хозяйственного кодекса Украины договор считается заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора.
 
В противном случае, при "принудительном" установлении газоснабжающих предприятий общедомового счетчика, можно обратить внимание на статью 186 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая определяет, что самоуправством является самовольное, вопреки установленному законом порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или государственным или общественным организациям. Согласно существующей практике, действительным правом можно считать право, лицо приобретает на основании закона или другого нормативно-правового акта, а кажущимся - право, которого лицо не имеет, но, добросовестно заблуждаясь, считает таким, что у нее есть.
 
Законодательно не определена безусловная обязательность заключения договора и установления общедомового узла учета природного газа, а лишь определенная фактическая необходимость заключения такого договора для урегулирования отношений в случае согласия сторон на использование указанного узла.

Таким образом, в установлении общедомового счетчика вопреки указанном порядке, могут просматриваться признаки самоуправства предприятия-поставщика, путем попытки осуществления своего предполагаемого права на осуществление монтажа домового узла учета, игнорируя требование договорного урегулирования данного вопроса. 

О порядке установления индивидуальных счетчиков
 
Особенности самостоятельной установки счетчиков газа 17.07.2017 разъяснила НКРЕКП на собственном официальном сайте (http://www.nerc.gov.ua/?news=6227):
 
Бытовой потребитель имеет право приобрести счетчик газа за свой счет и выбрать его тип и марку.
 
Для установки счетчика газа потребителю необходимо обратиться к Оператору газораспределительной системы (Оператор ГРМ) для согласования порядка действий по установлению счетчика газа (выдача технических условий, согласование проекта и т.д.).
 
В Украине применяются бытовые счетчики газа типа мембранный или роторный и типоразмеров 1,6; 2,5; 4, 6; 10. Типоразмер означает номинальную пропускную способность счетчика (куб.м в час).
 
Подбор типоразмера счетчика проводится на этапе проектирования в зависимости от расхода газа установленного (или такого проектируемого) газового оборудования. Информация о расходе газа указывается в паспорте каждого газового прибора и зависит от его мощности.
 
Газовые плиты, как правило, в зависимости от модели имеют расход газа 1,2 - 1,5 куб.м / час. Газовые проточные водонагреватели (колонки) - 1,5-3 куб.м / час. Отопительные приборы в зависимости от тепловой мощности - 0,9-6 куб.м / час.
 
Навязывание Оператором ГРМ бытовым потребителям природного газа покупать счетчики газа определенной марки и типа нарушение Лицензионных условий.
 
Установка счетчика газа может осуществляться любым предприятием, имеющим право на выполнение таких работ.
 
После выполнения работ по установке счетчика газа потребителю необходимо обратиться к Оператору ГРМ для проведения первичного обследования узла учета с целью введения счетчика газа в эксплуатацию и его опломбирования.
 
По применению норм потребления газа
 
В соответствии с пунктом 3 Правил, поставки природного газа потребителю осуществляется на основании договора поставки природного газа между поставщиком и потребителем, который заключается в соответствии с требованиями настоящих Правил. Поставка природного газа бытовым потребителям осуществляется по договору, который должен соответствовать типовому договору поставки природного газа бытовым потребителям, утверждается Регулятором и обнародуется в установленном порядке.
 
Потребителям, у которых отсутствует газовый счетчик, начисление за использованный газ осуществляется в соответствии с установленными государством норм потребления природного газа.
 
Нормы потребления природного газа населением при отсутствии газовых счетчиков определены постановлением Кабинета Министров Украины от 23 марта 2016 № 203 (с изменениями).
 
Кроме этого, в соответствии с пунктом 4 Временного положения о порядке проведения расчетов за предоставление населению услуг по газоснабжению в условиях использования общедомового узла учета, количество лиц в квартире, другом изолированном жилом помещении для проведения расчета и распределения потребленных объемов газа определяется в соответствии с количеством зарегистрированных лиц. Информация об изменении их количества подается бытовыми потребителями оператору газораспределительной системы до 25 числа месяца, предшествующего расчетному. Ответственность за своевременность и достоверность представленной информации несет бытовой потребитель, ее подает. В случае предоставления такой информации с опозданием - она ​​учитывается в следующем расчетном периоде без пересчета прошлых периодов.
 
При отсутствии зарегистрированных в квартире, другом изолированном жилом помещении лиц и сведений об официальном прекращении газоснабжения на квартиру (дом) учет потребленного газа осуществляется из расчета на одного человека.
 
О применении предельных объемов потребления (норм) газа
 
Согласно пункту 3 главы 4 раздела IX Кодекса газораспределительных систем (утвержден постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 30.09.2015 № 2494) если бытовой потребитель, который не обеспечен счетчиком газа (индивидуальным или общедомовых), отказывается от его установки за счет Оператора ГРМ [газораспределительной сети] (что подтверждается актом о нарушениях, составленным в соответствии с требованиями главы 5 раздела ХИ Кодекса), фактический объем потребленного (распределенного / по тавленого) природного газа (аллокация) по бытовому потребителю за соответствующий календарный месяц определяется по предельным объемам потребления природного газа населением, определенными в приложении 15 Кодекса.
 
Итак Кодекс газораспределительных систем предполагает определение фактического объема потребленного природного газа по предельным объемам потребления только в случае отказа бытового потребителя от установления именно счетчика газа за счет Оператора ГРМ (что должно быть подтверждено актом о нарушениях, составленным в соответствии с требованиями главы 5 раздела ХІ настоящего Кодекса).
 
Учитывая, что речь идет о потребителе, а не группу потребителей, а также гипотетическую отказ, в то время, как для общедомового счетчика наоборот необходима именно согласие совладельцев, можно сделать вывод, что в данных нормах речь идет именно о ситуации со счетчиком газа, устанавливается в квартире потребителя (индивидуальный), а не о узел учета природного газа устанавливается на доме (общедомовой).
 
Кроме этого, согласно закону, субъектов хозяйствования, осуществляющих распределение природного газа на соответствующей территории, обязаны прекратить распределение природного газа потребителям, которые используют природный газ без его коммерческого учета, в случае отказа таких потребителей от установки счетчиков газа, для населения, проживающего в квартирах и частных домах, в которых газ используется:
  • комплексно, в том числе для отопления, - с 1 января 2012 года;
  • для подогрева воды и приготовления пищи - с 1 января 2016 года;
  • только для приготовления пищи - с 1 января 2021 года.
По типоразмеров узлов учета газа
 
Отношения, возникающие между поставщиками и потребителями природного газа, с учетом их взаимоотношений с операторами газораспределительной системы / газотранспортной системы регулируются Правилами поставки природного газа, утвержденными постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 30.09.2015 № 2496.
 
В соответствии с пунктом 3 Правил, поставки природного газа потребителю осуществляется на основании договора поставки природного газа между поставщиком и потребителем, который заключается в соответствии с требованиями настоящих Правил. Поставка природного газа бытовым потребителям осуществляется по договору, который должен соответствовать типовому договору поставки природного газа бытовым потребителям, утверждается Регулятором и обнародуется в установленном порядке.
 
Согласно пункту 1 главы 6 раздела VI Кодекса газораспределительных систем (утвержден постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 30.09.2015 № 2494) расчеты потребителя по договору распределения природного газа осуществляются по тарифу, установленному Регулятором для соответствующего Оператора ГРМ [газораспределительной сети], исходя из величины присоединенной мощности объекта потребителя.
 
В соответствии с пунктом 2 этой же главы, мощность по каждому коммерческому ВОГ [узлу учета газа] указывается в персонифицированных данных заявления присоединения к договору распределения природного газа
 
При письменном обращении потребителя об уменьшении типоразмера коммерческого ВОГ в точке измерения:
 
- если коммерческий ВОГ было установлено Оператором ГРМ без соблюдения требований пункта 4 главы 2 раздела X настоящего Кодекса Оператор ГРМ течение 3 календарных месяцев с даты обращения потребителя обеспечивает за свой счет замену коммерческого ВОГ с уменьшенным типоразмером и обеспечивает изменение данных присоединенной мощности объекта потребителя согласно требованиям этого Кодекса;
 
- в других случаях (при условии соблюдения требований пункта 4 главы 2 раздела X настоящего Кодекса) замена коммерческого ВОГ обеспечивается Оператором ГРМ (с учетом необходимости корректировки данных присоединенной мощности объекта потребителя в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) за счет потребителя в срок, не должен превышать для бытового потребителя - три календарных месяца с даты компенсации потребителем затрат Оператора ГРМ на замену коммерческого ВОГ; для потребителя, не является бытовым, - в срок, письменно согласован между Оператором ГРМ и потребителем.
 
О принятом решении об уменьшении типоразмера коммерческого ВОГ Оператор ГРМ письменно сообщает потребителя в течение десяти рабочих дней с даты обращения потребителя.
 
Если Оператор ГРМ в определенный срок не осуществил замену коммерческого ВОГ, расчет потребителя за услуги распределения природного газа с даты просрочки замены коммерческого ВОГ осуществляется, исходя из присоединенной мощности, как для типоразмера коммерческого ВОГ, который должен быть установлен.
 
По поверке и ремонту узлов учета
 
Согласно части 4 статьи 17 Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности» периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую энергию и газ), является собственностью физических лиц, общей собственностью совладельцев многоквартирного дома, осуществляются за счет субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по электро- и газоснабжения, как что иное не установлено договором, заключенным в соответствии с законами, которые регулируют отношения в сферах электроэнергетики и газоснабжения.
 
Периодическая поверка средств измерений (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные электрическую энергию и газ) проводится за счет тарифов на электро- и газоснабжения или за счет поставщика услуг коммерческого учета.
 
Межповерочный интервал законодательно регулируемых средств измерительной техники, находящихся в эксплуатации утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 13.10.2016 № 1747.
 
Порядок представления таких средств на периодическую поверку, обслуживание и ремонт, а также порядок оплаты за периодическую поверку, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) установлен постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июля 2015 № 474.
 
По решению спорных вопросов
 
В соответствии с пунктом 22 раздела 2 Правил поставки природного газа, спорные вопросы между потребителем и поставщиком о поставке природного газа, оплаты услуг поставщика, возмещение убытков и т.п. должны решаться путем переговоров, а при недостижении согласия - в судебном порядке.
 
источник: ВОО СВЖУ

Для молодой компании обычно стоит задача разработка корпоративного сайта. Ведь с помощью интернета можно развивать и укреплять свой бизнес. Если вам нужно разработать сайт, обратитесь в компанию Irisx. Качественно и быстро выполним все услуги.

 
Комментарии (1)
Коля
23 апреля 2018 г. 22:49
Щодо енергозбереження, то працівники державних бюджетних установ, часто на протязі усього робочого дня микрохвильовками, електрочайниками та іншими потужними електроприладами спалюють державну електроенергію. Крім того, біля кожної такої працівниці стоїть потужний електрообігрівач. Навіщо те енергозбереження, адже держава розрахується за будь-яку кількість спаленої електроенергії. -----------------------------------------------------А тепер уявіть, що буде, якщо дома у цих держпрацівниць поставлять ІДИВІДУАЛЬНІ ГАЗОВІ ЛІЧИЛЬНИКИ - вони для економії газу і усю їжу для своєї сім"ї будуть готувати на роботі. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Крім того, не зайве зауважити, що працівники держустанов складають переважну більшість офіційно зайнятого населення , а також те, що вони не виробляють ні матеріальних речей, ні духовних цінностей.