ГлавнаяПубликацииОСМДПрава и обязанности украинских ОСМД

Права и обязанности украинских ОСМД

Создание ОСМД имеет важное значение в процессе реформирования ЖКХ, поскольку решение вопросов ремонта, взаимоотношений с поставщиками энергии и воды возлагается на членов объединения, которыми являются сами жители.

Объединение совладельцев многоквартирного дома является юридическим лицом, созданным владельцами для содействия использованию их собственного имущества и правления, содержания и использования неделимого и общего имущества, и создается с целью обеспечения и защиты прав его членов и соблюдения их обязанностей, надлежащего содержания и использования неделимого и общего имущества, обеспечения своевременного поступления средств для уплаты всех платежей, предусмотренных законодательством и уставными документами.

ОСМД является неприбыльной организацией и не имеет целью получение прибыли для ее распределения между членами объединения, а основная деятельность объединения заключается в осуществлении функций, обеспечивающих реализацию прав владельцев помещений на владение и пользование общим имуществом членов объединения, надлежащее содержание дома и придомовой территории, содействие членам объединения в получении жилищно-коммунальных и других услуг надлежащего качества по обоснованным ценам и выполнения ими своих обязательств, связанных с деятельностью объединения.
 
Создание ОСМД имеет важное значение в процессе реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, поскольку решение вопросов ремонта, взаимоотношений с поставщиками электроэнергии, воды, вопросов по погашению задолженности жителей дома и другие текущие вопросы возлагаются на членов объединения, которыми являются сами жители.
 
Создание ОСМД регулируется Законом Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» № 755-IV от 15 мая 2003 года с изменениями и дополнениями и Постановлением КМУ «О реализации Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» № 1521 от 11.10.02р.
 
Законом № 755-IV предусматривается два пути создания ОСМД: путем учреждения или путем реорганизации жилищно-строительного кооператива.
 
Для создания ОСМД путем учреждения в соответствии со ст. 6 Закона № 755-IV, созывается учредительное собрание, на котором принимается решение о создании объединения и утверждается устав.
 
 
Устав ОСМД составляется согласно Типового устава, утвержденного Государственным комитетом Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства № 141 от 27.08.03р.
 
При создании ОСМД следует учитывать предусмотренное в абз. 3 ст. 4 Закона № 755-IV ограничения, которое заключается в том, что в одном жилом комплексе может быть создано только одно объединение.
 
Членами ОСМД могут быть физические и юридические лица, являющиеся собственниками жилых или нежилых помещений. Поскольку членство в объединении является добровольным и может приобретаться одновременно с созданием объединения при проведении учредительного собрания, а также индивидуально, на основании письменного заявления, в любой момент его существования, собственники помещений, расположенных в пределах одного жилого комплекса, не являющихся членами объединения, могут заключать с объединением соглашения о сотрудничестве и действиях в общих интересах.
 
Моментом создания ОСМД считается момент выдачи свидетельства о государственной регистрации. Для получения свидетельства о государственной регистрации, уполномоченный представитель ОСМД подает в орган городского, районного в городе совета, районной  в г. Киеве и Севастополе государственной администрации (далее – «орган государственной регистрации») по месту нахождения многоквартирного дома предусмотренный п. 1 Порядка государственной регистрации ОСМД, утвержденного Постановлением № 1521пакет документов:
 
1) регистрационная карточка, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации;
2) протокол учредительного собрания, на котором было принято решение о создании ОСМД и утверждении его устава;
3) два экземпляра оригинала и пять копий устава объединения, оформленные согласно требованиям законодательства;
4) список членов объединения, составленный согласно приложению 2 к Порядку государственной регистрации ОСМД, утвержденного Постановлением № 1521.
 
Государственная регистрация объединений проводится бесплатно. В случае положительного результата проверки представленных документов орган государственной регистрации в месячный срок вносит данные регистрационной карточки в реестр и выдает свидетельство о государственной регистрации объединения с указанием идентификационного кода согласно ЕГРПОУ.
 
В случае, если ОСМД создается путем реорганизации ЖСК, то согласно ст. 5 Закона № 755-IV, общее собрание ЖСК принимает решение о реорганизации ЖСК в ОСМД. С момента принятия этого решения указанные сборы считается учредительным собранием ОСМД и далее проводится государственная регистрация в порядке основания ОСМД.
 
После проведения государственной регистрации, общее собрание ОСМД решает вопрос о передаче жилого комплекса на баланс. Согласно ст. 11 Закона № 755-IV, ОСМД может принять на собственный баланс весь жилой комплекс, или по договору с предыдущим собственником оставить его балансодержателем всего жилого комплекса или его части, а также может быть принято решение о заключении договора с любым юридическим лицом, устав которого предусматривает возможность осуществления такой деятельности, о передаче ему на баланс всего жилого комплекса или его части.
 
В случае если в новом доме собственники квартир, помещений в течение двух месяцев после подписания акта государственной приемной комиссии не создают объединения и не принимают на баланс основные фонды, сельский, поселковый, городской совет может своим решением назначить балансодержателя.
 
Передача жилого комплекса на баланс предусмотрена утвержденным Постановлением № 1521 Порядком передачи жилого комплекса или его части с баланса на баланс.
 
Важным моментом является то, что согласно ст. 42 Земельного кодекса Украины от 25.10.01 № 2768, придомовая территория может быть, по соответствующему решению органа местного самоуправления, передана в собственность или предоставлена в пользование собственникам помещений в многоквартирном доме только в случае создания ими ОСМД.
 
 
После создания и передачи жилищного комплекса на баланс, начинается деятельность ОСМД относительно содержания и использования неделимого и общего имущества.
 
Управление неделимым и общим имуществом жилого комплекса осуществляет Председатель правления ОСМД/управляющий путем: 
  • Надлежащей эксплуатации жилищного комплекса и обеспечения соответствующих условий пользования собственным, неделимым и общим имуществом владельцев;
  • Накопления необходимых средств на проведение текущих и капитальных ремонтов в соответствии с законодательством;
  • Получения возмещения от виновного лица за убытки, причиненные имуществу, находящемуся у него на балансе, или своевременного обращения в суд относительно возмещения убытков в принудительном порядке.
Так, для осуществления управления имуществом, в соответствии с Приказом Государственного комитета Украины по ЖКХ «Об утверждении Правил содержания жилых домов и придомовых территорий» от 17.05.2005 № 76 и Приказа Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ «Об утверждении Правил управления домом, сооружением, жилищным комплексом или комплексом зданий и сооружений» от 02.02.2009 года № 13, Председатель правления ОСМД/управляющий открывает счет в банке для получения и осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги. Для накопления средств на осуществление текущего и капитального ремонтов открываются отдельные депозитные счета. Независимо от членства в ОСМД, между собственником жилого или нежилого помещения и управляющим неделимого и общего имущества заключается договор. Типовой договор между собственниками жилых и нежилых помещений и управляющим утвержден Госжилкоммунхоз Украины в приказе № 141 от 27 августа 2003. В случае отказа заключать договор, ОСМД имеет право обратиться в суд, чтобы взыскать начисленные средства.
 
Председателем правления ОСМД/управляющим в письменном виде предоставляется собственникам жилых (нежилых) помещений информация о: 
  • местонахождение председателя правления ОСМД/управляющего;
  • адреса и телефоны диспетчерских, аварийных и ремонтных служб,
  • сроки и условия заключения (перезаключения) договоров о предоставлении жилищно-коммунальных услуг,
  • номер текущего банковского счета для внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги и т.д.
Председатель правления ОСМД/управляющий (в течение одного месяца с момента подписания акта приема-передачи объекта в управление) ежегодно не позднее чем до 1 декабря года, предшествующего планируемому, составляет и доводит до сведения владельцев годовые финансовый и хозяйственный планы.
 
Председатель правления ОСМД/управляющий готовит и доводит до сведения владельцев: 
  • График подготовки объекта к отопительному периоду (не позднее 1 мая);
  • Информацию о договорных отношениях с производителями и исполнителями услуги по централизованному отоплению (не позднее чем до 1 августа);
  • Паспорт готовности объекта к отопительному периоду.

Председатель правления ОСМД/управляющий хранит и ведет техническую документацию о состоянии, содержании и эксплуатации объекта.

Тарифы (нормативные расходы, связанные с содержанием домов и сооружений и придомовых территорий) рассчитываются отдельно по каждому дому в зависимости от запланированных количественных показателей фактического предоставления услуг с учетом обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, противопожарного, технического состояния домов и сооружений и придомовых территорий с учетом типичного перечня услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.
 
ОСМД является юридическим лицом, поэтому в соответствии с законодательством обязуется вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую, налоговую отчетность, несмотря на то, что хозяйственная деятельность, присущая предприятиям, а также собственный капиталы практически отсутствуют.
 
Так, согласно Закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99г. № 996 все предприятия и организации должны вести бухгалтерский учет непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в ОСМД несет председатель правления.
 
Процесс ведения учета заключается в отражении всех фактов хозяйственной жизни в первичных документах, дальнейшего обобщения их в учетных регистрах и формирования баланса и отчетности. Формирование первичных документов и отчетности, организация документооборота, ведения регистров аналитического учета осуществляется в ОСМД по общим правилам.
 
Особенности деятельности ОСМД определяют особенности бухгалтерского учета в них: 
  • Использование сокращенного плана счетов с некоторыми специфическими счетами.
  • Отсутствие производства.
  • Отсутствие реализации работ, услуг.
  • Учет расчетов с членами объединения как целевого финансирования, а не как расчетов с дебиторами.
  • Использование максимально упрощенной формы учета - ведение журнала учета хозяйственных операций и отдельных сведений (расчетов с жильцами дома, с поставщиками и т.д.) с составлением в конце отчетного периода шахматной и оборотной ведомостей.
  • Баланс ОСМД содержит ограниченное количество статей и в нем отсутствует статья «уставный капитал».
  • Отчетность ОСМД как неприбыльной организации отличается по составу и объему отчетных форм.
Финансовая отчетность составляется в целях освещения информации о финансовых результатах и финансовом положении ОСМД, и подаются органам, к сфере управления которых оно принадлежит, а также органам статистики, финансовым отделам райгосадминистраций и др. При наличии наемных работников, обязательно подается отчетность в пенсионный фонд.
 
Что касается налоговой отчетности, то следует учитывать тот момент, что статус неприбыльности предоставляется налоговым органом по местонахождению ОСМД, следовательно, в случае отказа включения ОСМД в реестр неприбыльных организаций, подается налоговая отчетность, предусмотренная на общих основаниях для юридических лиц. В случае, если статус неприбыльной организации присвоено, подается налоговая отчетность, непредвиденная для неприбыльных организаций.
 
Создавая ОСМД, собственники жилых и нежилых помещений становятся полноправными и единственными собственниками своего дома, что позволяет повысить заинтересованность, ответственность и эффективность управления общей собственностью, улучшить жилищно-коммунальное обслуживание.
 
Светлана Борис, Юрист ЮФ «Вронский, Вронская и Партнеры»
 
Pravotoday.in.ua 

 

Во время составления отчетности все должно быть правильно посчитано, распределено и проверено. Ведь это залог Вашей эффективной и продуктивной работы. Воспользовавшись ссылкой http://sbis-moscow.ru/calc.html, Вашему вниманию будет представлена программа СБИС, которая поможет не только правильно организовать отчетность, но также сэкономить время.

 
Комментарии (0)