ГлавнаяПубликацииБлагоустройствоРекламная агрессия калечит историческое лицо Киева

Рекламная агрессия калечит историческое лицо Киева

Наружная реклама способна не только повышать спрос на покупку товаров и услуг. Журналисты разбирались, как, несмотря на запрет размещения рекламы в историческом центре Киева, она портит столичное благоустройство.

Довольно часто реклама агрессивно воздействует на среду и совсем не придает городу привлекательности. Чтобы убедиться в этом, стоит только взглянуть на внешний вид архитектурных памятников в центре столицы, в частности на Бессарабский рынок, облепленный лайтбоксами, брандмауэрами и пестрыми растяжками. Недавно стало известно о намерениях киевской власти его реставрировать. Поэтому в течение года проводятся работы с арендаторами по упорядочению и общего вида рекламных вывесок, размещенных на нем. Однако, это странно как-то происходит. И вот почему.

Бесконечные проверки

Еще 5 февраля 2013 года на основании письма Управления СБУ Киева №51/2/2-51994 от 12.11.2012 Министерством культуры Украины был издан приказ №51 «О проведении внепланового мероприятия (проверки) КП «Бессарабский рынок» относительно соблюдения требований законодательства в сфере охраны культурного наследия». В результате, работники департамента культурного наследия и культурных ценностей установили, что содержание и использование памятника осуществляется с нарушением Закона «Об охране культурного наследия». Ведь не заключен охранный договор, не согласовано размещение рекламы на доме рынке, а часть помещений памятника передана в аренду без согласования Минкульта.

В ответ КП «Бессарабский рынок» направил письмо от 21.02.2013 с объяснениями, что предприятием принимаются меры по оформлению всех необходимых документов для заключения охранного договора на памятник. Что касается других нарушений, выявленных в ходе проверки, не поступало аргументированных ответов. Как следствие, за нарушение законодательства об охране культурного наследия были применены финансовые санкции.

Через несколько месяцев на основании письма Управления по борьбе с организованной преступностью Главного управления МВД Украины в г. Киеве от 20.05.2013 №3/5-2662 Министерством культуры Украины выдается еще один приказ - №498 от 07.06.2013 «Об осуществлении внепланового мероприятия (проверки)» на той самой Бессарабке. И снова работает старая схема: проверка - выявление нарушений - уплата финансовых санкций. Кстати, речь идет не о таких уж и малые суммы. Ведь этот раз нарушителями было уплачено свыше 35 тыс. грн. В целом, за прошлый год от наружной рекламы город получил 109,4 млн грн, что составляет 118,9% от планового показателя.

Пополнение местного бюджета

То есть, с одной стороны, все вроде бы правильно: государство реализует свои функции по охране культурного наследия. Только дело в том, что и в прошлом, и в позапрошлом году проводились аналогичные рейды, а воз и ныне там. Рекламу вывешивают, потом ее демонтируют, а впоследствии лайтбоксы, брандмауэры и растяжки снова появляются, возрождаясь из пепла, словно феникс.

Сразу же отметим, что хорошо понимаем, как трудно будет местному бюджету без дополнительных поступлений за предоставление разрешений на размещение наружной рекламы в центре Киева, а тем более - без штрафов за ее самовольное установление. Но ведь и Бессарабский рынок, построенный более ста лет назад с уникальными барельефами и крышей-фонарем, тоже не находится на каждом углу, чтобы можно было так легко пренебрегать его внешним видом.

Читайте также:Рекламу в центре Киева хотят запретить

Хотя, собственно, речь идет не только о нем, ведь на территории Киева находится значительное количество памятников культурного наследия, которые являются свидетелями славных страниц истории, а одновременно и интересными объектами для туристов. Поэтому чрезвычайно важной является их эксплуатация без совершения действий, которые приводят к дальнейшему разрушению, изменения оригинального вида, а также непогодженого размещения на них рекламы.

Контроль общины

Интересным является и вопрос: почему же так происходит, что нарушители норм Закона "Об охране культурного наследия", даже получая предписания о приведении объектов в указанной сфере в соответствии с требованиями законодательства, постоянно нарушают их?

Говорить о несоответствии ситуации нормативно-правовым актам не приходится, ведь, согласно вышеупомянутому закону, за его нарушения предусматриваются штрафы размером до 10 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (то есть 170 тыс. грн). Более-менее упорядоченно и разрешительную систему, ведь Закон «Об охране культурного наследия» в статье 24-5 отмечает, что размещение рекламы на память"палатках национального значения в границах зон охраны этих памятников разрешается только по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия. То есть любой, кто не сможет выдавать разрешение на размещение внешней рекламы. Поэтому, нам кажется, правда заключается в том, что сама община не достаточно активно реагирует на внешний вид своего города.

В этом аспекте хотелось бы обратить внимание на зарубежный опыт. Так, в Британии не только запрещено размещение рекламы на памятниках архитектуры национального значения, но и смысл простой рекламы подвергается жесточайшей общественной цензуре. В частности, в этом контексте наглядным является пример, связанный с размещением кинокомпанией UnitedInternationalPictures на щитах наружной рекламы изображение известного танцора-рэпера Али Джипоряд с роздягнутою моделью. За короткий срок Комиссией по рекламным стандартам (ASA) было получено более 100 жалоб на эту рекламу от жителей Лондона. Этого хватило для вынесения решения о запрете такой рекламы и соответствующих санкций к распространителя рекламы. Кроме того, кинокомпанию было обязано в течение двух лет подавать свою рекламу на предварительное согласование с ASA, которая должна была решать, можно ли ее демонстрировать. Собственно, именно такое взаимодействие общества и государственных органов могло бы защитить исторический центр Киева от рекламного хлама.

Сфера внешней рекламы является наиболее коммерциализированной, что обусловлено особенностями донесения информации до потребителя с использованием специальных рекламных конструкций. Специфика наружной рекламы заключается в достаточно широких возможностях постоянного обращения внимания жителей города к соответствующим группам товаров или услуг, которые выступают предметом соответствующего рекламного мероприятия. При этом размещению наружной рекламы присущ свой специальный порядок, определенный нормативными актами Украины. В частности, в Киеве размещение наружной рекламы регулируется Законом «О рекламе», решением Киевсовета от 22 сентября 2011 №37/6253 «Об утверждении Порядка размещения рекламы в Киеве» и постановлением Кабинета Министров от 29 декабря 2003 г. №2067 «Об утверждении Типовых правил размещения внешней рекламы».

Читайте также: Киевское метро откажется от рекламы

Также объект наружной рекламы должны согласовать Управления по вопросам рекламы при КГГА, Коммунальное предприятие «Киевреклама», Департамент градостроительства и архитектуры, Управления контроля за благоустройством, Госавтоинспекция (в случае размещения рекламы в границах красных линий городских улиц и дорог, на перекрестках, возле дорожных знаков, светофоров, пешеходных переходов и остановок транспорта общего пользования) и Управление охраны культурного наследия (при размещении наружной рекламы на памятниках национального или местного значения, в границах зон охраны этих памятников, исторических ареалов населенных мест). Все это подталкивает некоторых субъектов хозяйственной деятельности к установке рекламных носителей без получения специальных разрешений, что и приводит к определенной рекламной вакханалии.

Особенно негативной является описанная ситуация с размещением рекламы на объектах культурного наследия, которым в соответствии с Законом «Об охране культурного наследия» считаются «выдающееся место, сооружение (произведение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними движущиеся предметы, а также объекты подводного культурного и археологического наследия, другие природные, природно-антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени археологическую, эстетическую, этнологическую, историческую, архитектурную, художественную, научную ценность и сохранили свою аутентичность». И ухаживать за этими объектами нужно нам всем вместе.

Александра Тимощук, Юридический вестник Украины №5

 
Комментарии (0)