ГлавнаяИнтервьюРазницы между себестоимостью и тарифами на ЖКУ не будет уже через три года

Разницы между себестоимостью и тарифами на ЖКУ не будет уже через три года

Александр Николаевич, недавно была создана Национальная комиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Это орган, на которые будут возлагаться ключевые функции формирования и обоснования тарифной сетки. Скажите, пожалуйста, чем в свою очередь будет заниматься министерство, образно говоря, какие фу

Александр Николаевич, недавно была создана Национальная комиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Это орган, на которые будут возлагаться ключевые функции формирования и обоснования тарифной сетки. Скажите, пожалуйста, чем в свою очередь будет заниматься министерство, образно говоря, какие функции останутся в его компетенции?
Все четко определено и сомнений в том, кто и чем будет заниматься, ни у кого не возникает. Задача Комиссии - определить себестоимость услуги. Именно ту себестоимость, которую должен платить потребитель. Это прямая и самая главная функция Комиссии. А вся политика развития систем жизнеобеспечения, а также политика реформирования отрасли лежит на плечах министерства. Комиссия помогает министерству и обращает внимание на то, к примеру, какова себестоимость тех или иных ЖКУ. Поэтому, благодаря такому сотрудничеству, мы будем видеть, что и где нужно усовершенствовать, а что изменить. Это касается тарифов на ЖКУ в различных регионах Украины и вопрос, как их выровнять. Возможно, это будут механизмы датировки или создания крупных компаний. Например, в Донецкой области мы создали компании, в которые входит более 20 городов, которые занимаются теплом и водой. То есть, у нас уже есть результат, когда существует одна цена на воду в более 20 городах областного подчинения и более 160 населенных пунктов. А Комиссия - это чистой воды профессиональный орган, который со своей точки зрения будет контролировать, куда направляются средства, как предприятия формируют себестоимость услуги, правильно ли они выставляют счет потребителю и используют полученные средства. Это узко направленная магистраль. А за нами остается формирование указателей для дальнейшего развития. Никто никого подменять не собирается.

Вы упомянули о контроле за деятельностью предприятий. Каким образом это будет происходить? Речь идет об увеличении штрафов или иных санкций?
Все очень просто. Сегодня на Комиссию возложена работа с лицензиатами, т.е. проверка лицензионных условий. Комиссия выдает лицензию и проверяет выполнение обязательств. Для этого у нее есть все полномочия, предусматривающие определенные санкции, финансовые в том числе.

Какие программы готовятся для привлечения инвестора? Что делает министерство для того, чтобы продемонстрировать бизнесменам перспективную привлекательность ЖКХ?
Главная задача реформы - создать инвестиционный климат. Все остальное - это попытки удержать ситуацию. Не стоит ломать старое, не построив нового. У людей должны быть вода и тепло. Согласен, качество этих услуг пока играет второстепенную роль, но об обязательности этих услуг спорить никто не будет. Мы должны поддерживать существующее функциональное состояние хозяйства, и параллельно - реализовывать определенные реформаторские задачи. К сожалению, сейчас бизнес не горит желанием придти в ЖКХ, понимая значительное давление политической составляющей. Мы постараемся сломать эти стереотипы. Любой руководитель предприятия на сегодня может обосновать свои убытки. Тотальная изношенность основных фондов, острая потребность в ремонтах или замене говорят сами за себя. И руководители предприятий приходят в министерство с единственным желанием - получить дальнейшее финансирование. К сожалению, за последние 10-20 лет именно такая психология была доминирующей в отрасли. По-моему, это губительный подход, который нужно «сломать». Когда предприниматель получит прибыль, научится ее ценить и умело ею распоряжаться, он, в первую очередь, будет заинтересован уменьшить затратную часть, вложить средства в модернизацию и найти более рациональный способ ведения хозяйства. Как только появится первая копейка прибыли, появится бизнес, эффективный собственник, который на голову выше в плане менеджмента. И тогда мы сможем говорить о снижении себестоимости. Мы сегодня отстаем от Западной Европы, ведь потребляем вдвое больше ресурсов для производства идентичных услуг.

То есть прогнозы весьма неутешительны?
Я бы так не говорил. Уже сегодня начато инициирование нового инвестиционного проекта с Всемирным банком на сумму 700 млн долл., который касается водоснабжения и водоотвода, теплоснабжения и утилизации твердых бытовых отходов. Продолжаются переговоры с Европейским инвестиционным банком о возможности выделения кредитов в размере 200 млн евро. Существует интересный проект финансирования 6-7 украинских городов в сфере водоснабжения и водоотвода за счет грантовых средств Шведского агентства международного развития.

Над какими отраслевыми законодательными инициативами планируется работать в будущем? По Вашему мнению, без каких нормативных изменений реформа может не состояться?
Дело в том, что реформу ЖКХ невозможно осуществить отдельно, оторвавшись от других сфер жизни. На сегодняшний день 25% основных фондов страны - это системы жизнеобеспечения. Поэтому без параллельной реформы местного самоуправления нам не обойтись. Существуют понятия «цена» и «качество». Зайдя в магазин, мы оцениваем цену и качество того или иного продукта. Не является исключением и жилищно-коммунальное хозяйство. Это оптимальное соотношение населения воспринимает негативно, ведь качество сегодня не соответствует цене. Мы провели мониторинг, в результате которого можно утверждать, что украинское население не воспринимает «коммуналку», если плата будет выше 15% семейного дохода. (Для примера, в Европе этот предел - не менее 30%). То есть люди не согласны платить больше этого предела, ссылаясь на низкое качество услуг и уровень заработка. То есть мы, говоря о реформе ЖКХ, должны учитывать, что уровень достатка граждан постепенно должен возрастать. Мы, конечно, работаем над определенными законопроектами, с которыми можно ознакомиться на сайте Верховной Рады, но, на мой взгляд, сегодня мы должны привести цены в соответствии с качеством.

alipov2

Но, все же, какие конкретные законопроекты уже готовятся?

В этом году министерство разработало 27 законодательных актов, четыре из которых вступили в силу, а семь - уже зарегистрированы в Верховной Раде. До конца текущего года мы планируем сконцентрировать свою работу на доработке проектов законов «Об энергетической эффективности жилых и общественных зданий», «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно специального режима налогообложения деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг», «О коммерческом учете тепловой энергии и воды в сфере коммунальных услуг». Проект Закона Украины «Об Общегосударственной программе развития и реконструкции централизованных систем водоотвода населенных пунктов Украины на 2012-2020 гг..» предусматривает реконструкцию и строительство новых канализационных и водоочистных сооружений, а также внедрение энергосберегающих технологий в этой сфере. Кроме того, мы планируем разработать Национальную стратегию теплообеспечения населенных пунктов Украины, которая позволит решить проблему зависимости от импортируемого топлива и достичь экономии природного газа до 30%, что приравнивается к 27 т условного топлива. Однако я еще раз подчеркиваю: говорить об отделении законодательных инициатив в сфере ЖКХ от других мы не должны. Любая реформа, прежде всего, должна изучить мнение людей и мы должны, прежде всего, изучить настроения общественности - с чем они согласны, а против чего настроены категорически.

Одним из самых ярких акцентов реформы является создание ОСМД. Каково Ваше видение стратегии организации и дальнейшего функционирования объединений?
Я всячески поддерживаю эту инициативу. И то, что в прошлом году в госбюджете не выделялось достаточно средств на это, считаю огромной ошибкой. Мы уже направили соответствующий бюджетный запрос. Наша поддержка должна, прежде всего, проявляться в финансировании первого ремонта.

Александр Николаевич, что делать с домами, которым необходимы значительные капиталовложения? Я имею в виду дома старой застройки, аварийные подобное.

Не стоит надеяться, что ОСМД станет панацеей от всех «болезней» ЖКХ. Существует жилье, где люди хотят и знают, как создать объединение, а есть жильцы, которые отказываются от этого. Причина - недостаточная самоорганизация, которая вряд ли позволит в дальнейшем осуществлять качественный ремонт или поддерживать порядок в доме. Важно иметь право выбора, а не насаждать людям свою волю.

Кроме создания ОСМД, какие основные приоритеты отрасли на следующий год? Какие программы будут закладываться в бюджет 2012 года?
В целом мы подали предложений в проект государственного бюджета по нашим направлением в объеме более 11 млрд грн. Если говорить более детально, то это переоснащение 49 канализационных и водопроводных насосных станций, реконструкция 200 км водопроводных и канализационных сетей, 459 котлов и 229 км тепловых сетей, установка 1 695 новых детских площадок, переоснащение 3 390 сетей внешнего освещения. В планах также установить 14,3 тыс. счетчиков холодной и 4,2 тыс - горячей воды, а также 8,6 тыс. счетчиков тепловой энергии и регуляторов температуры. У нас сегодня простаивает 6 тыс. лифтов. Их нужно восстановить. С этой целью мы подали бюджетный запрос, поскольку прекрасно понимаем, что сегодня органы местного самоуправления не имеют достаточных средств для этих целей. Есть программы по питьевой воде, тепловому хозяйству - это основные традиционные программы. Предусмотрена государственная поддержка по совершенствованию систем управления зданием, реализации инвестиционных проектов по техническому переоснащению и капремонту жилых домов. Это целый ряд проектов, которые надеемся, будут реализованы.

Будут ли иметь место в политике министерства проекты совместного инвестирования в восстановлении жилого фонда, как это, например, начали делать в столице? Жители вкладывают средства со своей стороны, а власть - со своей.
Безусловно, такая практика имеет несомненные плюсы и должна иметь будущее. Ведь люди, которые вложили свою тысячу гривен, безусловно, проконтролируют, куда она пошла, насколько качественно выполнен ремонт. Более того, они позаботятся, чтобы и бюджетные средства, выделенные на их дом, были направлены по назначению.

alipov3

Известны ли руководителям министерства депрессивные настроения работников отрасли (от слесаря до директора), отсутствие веры в то, что они могут быть услышаны. Ведь не секрет, что, например, в предыдущий отопительный сезон тарифы не пересматривались по вине НКРЭ (при поднятии стоимости газа на 50%), а на селекторных совещаниях требовали 100%-ные расчеты за потребленный предприятиями ТКЭ газ. Не повторится ли подобная ситуация и в этом отопительном сезоне? И кто, кроме директоров предприятий, по Вашему мнению, должен отвечать за то, что расплатившись за газ и электроэнергию, платить заработную плату работникам просто нечем?

Убежден, что такая ситуация не повторится. Задолженность за газ будет погашена, согласно требованиям Закона Украины «О некоторых вопросах списания задолженности за природный газ и электрическую энергию» и за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам за разницу в тарифах. По предварительным расчетам министерства, будет погашена задолженность за газ в размере 7 млрд грн.

Не секрет, что с каждым годом пержить зиму коммунальщикам становится все сложнее и сложнее. На какой стадии находятся эти работы и какие основные проблемы возникают в этом направлении?
Подготовка к зиме ведется в штатном режиме и выполнена она уже на 80%.Сейчас мы начнем качественную проверку работ, поскольку сейчас уже осуществляется их документальное оформление. Я не вижу здесь серьезных проблем и не хотел бы называть города, которые «провисают» в этом направлении. В сентябре мы выйдем на финишную прямую, и я могу сказать, что технически отрасль будет готова. Повторения Алчевска не будет.

Достаточно болезненным вопросом все еще остается задолженность за жилищно-коммунальные услуги и постоянно растущая разница в тарифах. Каким образом, по-Вашему, можно преодолеть эту проблему и кто должен взять на себя компенсацию этой разницы?
Действительно, источников покрытия разницы у коммунальных предприятий нет. Что делать? Если государство на разных уровнях устанавливает тариф, который не соответствует себестоимости, значит, оно и должно позаботиться о выравнивании этого дисбаланса. Однако параллельно с уплатой разницы должно происходить постепенное «подтягивание» цен до экономически обоснованных. Думаю, что разницы в тарифах не должно быть уже через три года. Однако пока мы от нее никуда не денемся - существуют определенные постановления, судебные решения, штрафы и аресты счетов. К сожалению, другого варианта нет - и искоренить эту убыточность мы сможем постепенно, спустя несколько лет.

Беседовала Юлия Грамотная, специально для ИА «Украина Коммунальная».

 
Комментарии (0)