ГлавнаяИнтервьюИнтервьюЖКХ – такой же стабильный бизнес, как продажа хлеба

ЖКХ – такой же стабильный бизнес, как продажа хлеба

На жилищно-коммунальные услуги всегда есть спрос. Начиная с середины 2007 года все тарифы, которые Черкасский городской совет утверждал, предусматривали рентабельность. Их уровень отличается, но держится в диапазоне 3-10%

- Отопительный сезон должен начаться в Украине уже 15 октября. Насколько Черкассы готовы к нему?

У нас сегодня заканчивается заполнения сетей в нескольких десятках домов, где проводились испытания, значит, тепло мы можем подать завтра, но пока я не вижу в этом необходимости.

- Какой уровень изношенности тепловых сетей? Проводится ли их ремонт?

Сети, безусловно, изношены, но мне трудно судить, насколько. Мы каждый год производим большой объем работ по их замене. Если говорить о системе собственно транспортировки от магистральных сетей к жилым домам, к микрорайонам, то в этом году мы достигнем показателя в 25-27% замененных сетей на предварительно изолированные трубы. Также в этом году мы в двух, достаточно больших, районах города полностью перейдем с четырехтрубной на двухтрубную систему. В 107 многоквартирных домах мы ставим индивидуальные тепловые пункты. Кроме того, в прошлом году мы провели на котельных, которые обслуживают эти микрорайоны, полную модернизацию. Сейчас КПД не ниже 95% на всех котлах, и в этом году мы продолжаем прокладывать двухтрубную предизольованную систему и ставим тепловые пункты в каждом доме.

- Эти работы финансируются за счет бюджета города?

Проект реализуется за счет кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития, с которым мы работаем уже пятый год.

- Расскажите, пожалуйста, более подробно о кредитных условиях и цели этого проекта…

Мы начали работу с банком в 2006 году и, если не ошибаюсь, в 2008 вышли на подписание соглашения о предоставлении кредита коммунальному предприятию «Теплокоммунэнерго». Средства будут направлены на модернизацию котельных, т.е. установку на двух котельных систем генерации электроэнергии. В двух микрорайонах, которые обслуживают крупнейшие котельные, установлены индивидуальные тепловые пункты в жилых домах у всех потребителей, а также заменены сети. Еще хочу отметить один интересный момент: в одном из микрорайонов мы полностью отказались от газа и перевели котельные на использование отходов древесины. Это мы начали еще в прошлом году, и уже один отопительный сезон пережили без использования газа.

- А каковы условия займа?

Сумма кредита составляет 11,2 миллионов евро. Заем предоставлен на 15 лет с трехлетней отсрочкой погашения кредита. Плавающая процентная ставка на сегодня у нас на уровне 3,5-4%.

- По кредитным обязательствам платит коммунальное предприятие или городской бюджет?

Платит предприятие, но гарантом является городской совет. Кстати, это, наверное, был первый и последний кредит, который предоставлялся без гарантий правительства.

- Я так понимаю, что возвращение кредита должно повлиять на стоимость тепловой энергии для потребителей?

По нашим расчетам выходило, что тариф должен увеличиться на 3%. Но это осталось в теории, потому что пока никто не утверждал отдельно инвестиционную составляющую в тарифе. Сейчас мы просто за счет экономии, т.е. снижения себестоимости услуги теплообеспечения и уменьшение потерь, по сути, можем и обслуживать кредит, и погашать его.

- То есть, Национальный регулятор пока не утверждал себестоимость гигакалории?

Нет, не утверждал.

- Если говорить о котельной, которая работает на древесине: там используются пеллеты?

Нет, пеллеты в таких масштабах не выгодны. Это могут быть любые отходы древесины, в основном, щепа. Мы ее закупаем, хотя сегодня предприятие на 70% обеспечивает себя древесиной самостоятельно. То есть созданы соответствующие бригады, и мы проводим тендеры, скажем, на обрезку деревьев, на удаление аварийных деревьев в черте города. Теплокоммунэнерго участвует в этих тендерах и почти не имеет конкурентов. Свои затраты предприятие компенсирует тем, что экономит на закупках газа, который ему фактически не нужен. Газ приходится закупать зимой, чтобы обеспечить предоставление услуги при пиковых нагрузках в отопительный период.

- Насколько на органическом топливе работать дешевле, чем использовать традиционные энергоносители?

Это намного дешевле. Например, раньше эта котельная использовала газа за год почти на 7-7,5 миллионов гривен. Сегодня максимальные годовые затраты на приобретение древесины составили 4 миллиона гривен.

- Какие сложности возникают при работе с отходами древесины, которые, в отличие от газа, надо где-то хранить?

Есть некоторые проблемы, но мы их решили. Не скажу, что максимально эффективно, потому что в данной ситуации котельная находится в зоне расположения крупных лечебных учреждений. То есть, с одной стороны – это областная больница с огромным количеством разнообразных сооружений и корпусов, с другой – большой онкологический центр, а рядом санаторий для ветеранов. Поэтому просто нет площадки, где можно развернуться. Поэтому мы вынуждены где-то на расстоянии четырех километров на большой площадке складировать это сырье. Там же проводится ее измельчение, а уже в котельную мы завозим готовую щепу, которую просто засыпаем в бункер, который мы построили с запасом где-то на 2,5-3 дня. В пиковые нагрузки – 1,5 суток. Таким образом у нас есть резерв.

- Как в этом случае изменился тариф на тепловую энергию для потребителей?

Сейчас Национальный регулятор хочет нам его поменять в сторону снижения.

- Какова окупаемость этого проекта?

Окупаемость составляет два года. Мы потратили где-то 700 тысяч евро на оборудование, и еще примерно 200 тысяч евро – на строительно-монтажные работы.

- Есть ли у Вас идея вообще отказаться от газовой составляющей в теплоснабжении города?

Это моя амбициозная цель. Пять лет назад все смеялись, когда я сказал, что город газ не будет использовать вообще. Но я упрямо так и делаю. Кстати, начал с себя: в своем частном доме отрезал газовую трубу, чтобы даже не возникало соблазна использовать газ. Что касается города, то мы закольцевали полностью основную часть Черкасс, построили подкачивающие дополнительные насосные станции, и сегодня реально 75% потребителей могут получать тепло, которое производится только на угле без использования газа вообще. Тринадцать газовых котельных мы полностью вывели из эксплуатации. Но сегодня экономически невыгодно переходить на уголь. Фактически, мы перевели на уголь только бюджетную отрасль. Причины заключаются в том, что газ для населения дотируется, а уголь – нет.

- На текущий год финансирование отрасли ЖКХ в Черкассах обойдется государственному бюджету в 29 миллионов гривен. Также источником финансирования служат средства ЕБРР. Какие еще источники финансирования существуют? Или Вы привлекаете частных инвесторов?

Я на субвенции из госбюджета вообще не рассчитываю. Мое глубокое убеждение состоит в том, что отрасль ЖКХ должна быть абсолютно рентабельной. Это, скажем, такой же стабильный бизнес, как производство и продажа хлеба, потому что на жилищно-коммунальные услуги всегда есть спрос. Начиная с середины 2007 года все тарифы, которые городской совет утверждал, предусматривали рентабельность. Их уровень отличается, но держится в диапазоне 3-10%. И это моя принципиальная позиция.

- Каков уровень платежной дисциплины потребителей города?

Ну, он в течение года колеблется, но в целом население платит 95-98% начисленных сумм. У нас один из самых высоких показателей по расчетам. С 2007 года я ввел ежемесячную отчетность служб содержания домов перед каждым человеком, и поэтому по итогам месяца разносится отчет в каждую квартиру. Мы показываем жителям, почему начислена такая-то сумма, сколько было уплачено, и куда будут направлены средства. Я, когда пришел на должность мэра, уровень оплат был 65-70%. Но когда мы в феврале 2007 года запустили эту отчетность, то через два месяца мы вышли на уровень оплат 110-115%. То есть у людей появилось понимание, за что они платят.

- Из городского бюджета регулярно идут отчисления на проведение капитального ремонта жилого фонда...

Я категорически против направления средств на капитальный ремонт жилых домов. Это нарушение базовых принципов социальной справедливости, поэтому с каждым годом я уменьшаю и уменьшаю суммы, которые идут на капитальный ремонт. Единственное, на что мы еще сохраняем финансирование (но в следующем году я собираюсь перевести это в режим софинансирования) - это капитальный ремонт лифтов.

- В Черкассах 1400 многоэтажных домов. Сколько из них создали ОСМД?

Более трехсот. Это ОСМД вместе с жилищными кооперативами. При этом у меня нет ни одного ОСМД, которое не приняло бы на баланс дом. Я вам скажу, что мы, вероятно, перестарались, потому что мы настолько реорганизовали ЖЭКи. Во-первых, я их укрупнил, когда-то их было где-то двадцать; когда я пришел, их было семь, а сейчас я их объединил в три. Таким образом я существенно снизил накладные затраты, количество администрации, количество помещений и т.п.

Это привело к тому, что я три года не пересматривал тариф вообще. И сейчас у нас службы содержания домов приближаются к состоянию классической управляющей компании.

- В этом году в городе активно ремонтируются дороги и тротуары. За счет чего финансируются эти работы?

Это обходится нам где-то примерно в 110 миллионов гривен. На самом деле идея отремонтировать дороги в Черкассах родилась в 2007 году, тогда для капитального ремонта дорог мы планировали выпускать муниципальные облигации. Но это решение городской совет не поддержал. А в прошлом году мы смогли выпустить облигации на сумму 60 миллионов гривен сроком на пять лет и разместили их под 14%. Если учесть, что разрешение Минфина мы получили поздно, мы разместились 23 августа прошлого года. Понятно, что такой объем работ выполнить за осенний период было нереально, поэтому в прошлом году выполнили только на пять миллионов подготовительных работ, а остальные средства положили на депозит. Учитывая то, что мы проводим все эти операции открыто на конкурсных условиях, у нас тот же банк, который выкупил облигации – Укргазбанк - взял эти средства на депозит под 18,1%. Дополнительно мы продали земельный участок под ПАО «Азот» общей стоимостью 110 миллионов гривен с рассрочкой на три года.

- Какой объем работ по ремонту уже удалось выполнить?

На сегодня выполнено где-то 27-30%, конечно бывают задержки. Ну, наверное, это моя вина, потому что я не учел, что в городе просто физически нет людей, которые могут такие работы выполнять. Когда последний раз дороги строились, это было где-то 25 лет назад, - с тех пор проводился лишь ямочный ремонт, или средний какой-то ремонт. Поэтому нам пришлось те проекты, которые мы делали в прошлом году, в этом году переделать. Мы начали работать по тем проектам и поняли, что там много не учтено. Но я даже не знаю, как их можно было учесть, потому что, например, вскрываем улицу, а там лежит брусчатка 150-летней давности. Но это проблема в целом Черкасс. Я думаю, что в других городах этой проблемы не то чтобы нет, но она значительно меньших масштабов.

- А почему это именно черкасская специфика?

Черкассы в 1954 году приказом из Москвы сделали областным центром, создали Черкасскую область, которой раньше не было. И Черкассы, которые всю жизнь были районного значения городком, в то время с 35-40 тысячами населения, стали столицей области. Понятно, что в город пошли финансы, начали строиться заводы, приехали люди, затапливались села, когда строилась кременчугская ГЭС. Районы, улицы строились за считанные месяцы, но не очень качественно. Поэтому мы до сих пор это исправляем. Через треть города пролегает коллектор, на нем стоит бетонная теплокамера. Конечно, коллектор разъело за эти 30 лет, арматура проржавела и ослабла, и в прошлом году у нас была огромная авария.

- Но даже со всеми сложностями, со спецификой города Вы для себя какие-то сроки ставите, чтобы завершить ремонт?

Если мы выполним тот объем, который в этом году запланировали, то это мы сделаем примерно 1/15 часть того, что нужно. Всего для того, чтобы сделать в городе дороги, нужно минимум полтора миллиарда гривен. Уже на сто миллионов мы делаем ремонт. Если столько тратить каждый год – то понадобится 15 лет.

- Где планируете искать средства?

Я надеюсь, что когда-нибудь до руководства страны дойдет, что за дороги надо платить. И должен платить тот, кто ими пользуется. Надо отменить дорожный сбор и заложить все в стоимость горючего. Идея достаточно проста и понятна. Вообще в европейских странах, в той же Италии, почти 50% стоимости топлива – это налог на стоимость дороги, и в тот бюджет, на территории которого АЗС размещена, и идут ежедневно автоматические отчисления.

Как Вы оцениваете ситуацию в сфере водоснабжения города?

Вода в городе подается круглосуточно, без перебоев. Мы в 2005-06 годах провели модернизацию на водозаборе, поставили новые насосы и частотные преобразователи. Мы снизили потребление электроэнергии на 30-40% в системе подачи воды, но главное – мы в 60 раз уменьшили количество порывов. В этом году мы взяли кредит во Всемирном банке на водоканал – 10 миллионов долларов, и уже сейчас завершаем замену оборудования на головных насосных станциях. У нас ситуация одна из лучших по Украине, потому что нам в Черкассах удалось за пять лет достичь самой низкой себестоимости водоснабжения в Украине.

Беседовала Мария Цатурян

Подарки могут носить разный характер. Например, Вы можете подарить девушке цветы или кондитерское изделие. А можно совместить данные подарки. Вашему вниманию представлены вайнеры для цветов. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте keksik.com.ua.

 
Комментарии (5)
Михаил3
16 октября 2012 г. 16:38
Я вас умоляю! У нас сейчас даже пенсии - это бизнес. Не говоря уже про ЖКХ...
SERGEY3
16 октября 2012 г. 20:21
не судите людей по себе ...
I am3
16 октября 2012 г. 19:17
Алекс, будьте добрее!!!!!!!!!!!!!!!! Я вот в Черкассах раз был, а в двух местах диск погнул. Так на Смелянской грохнулся, думал бампер останется на дороге. Позвонил знакомым, говорят, что ямку залатали!!!!!!!!!!!!
Михаил1
17 октября 2012 г. 13:50
У вас есть знакомые, которые ямки латают по звонку? Так это же здорово! Были бы у меня такие знакомые, я тоже бы добрым был=))
I am3
17 октября 2012 г. 14:07
Стучите и вам откроют! Было бы желание быть добрым)