ГлавнаяПубликацииАналитикаЧто следует знать о своих правах и обязанностях потребителей ЖКУ

Что следует знать о своих правах и обязанностях потребителей ЖКУ

Что следует знать о своих правах и обязанностях потребителей жилищно-коммунальных услуг, разъясняет Министерство развития общин и территорий Украины
Каждый житель дома является потребителем жилищно-коммунальных услуг. Их основной перечень является исчерпывающим и четко определенным в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах», что введено в действие в мае 2019 года, разъясняет Министерство развития общин и территорий Украины.
 
По новому распределению в коммунальных относятся: услуги по поставке и распределению природного газа, электрической и тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения и водоотведения, обращения с бытовыми отходами, в жилые - услуга по управлению многоквартирным домом.
 
Закон в целом очертил новые аспекты функционирования данной сферы. Кроме внедрение модели договорных отношений между исполнителями и потребителями, было четко определены права и обязанности всех участников правоотношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
 
Законом определено, что потребитель имеет право на бесперебойное и своевременное получение коммунальной услуги надлежащего качества.
 
Это право предполагает получение услуги на постоянной основе, без необоснованных перерывов и сбоев, в необходимом количестве и соответствующего качества.
 
Услугу, которую потребители получают, должна соответствовать четко установленным требованиям, также определены в Законе, правилах или договоре о предоставлении услуги. Обязанность обеспечивать соответствующее качество возлагается на исполнителя, то есть на компанию, предоставляющую эту услугу.
 
Предоставление коммунальных услуг осуществляется непрерывно, кроме случаев, когда проводятся ремонтные и профилактические работы, в межотопительный период для системы отопления (исходя из климатических условий согласно нормативно-правовыми актами) или при необходимости ликвидации последствий аварии.
 
Если перерыв в предоставлении услуг является плановой, исполнитель должен сообщить потребителю об этом не позднее чем за 10 рабочих дней. Если ситуация незапланированная и перерыв необходим для устранения последствий аварии, исполнитель уведомляет об этом не позднее чем через 3:00 с начала такого перерыва.
 
Во время наступления таких перерывов плата за жилищно-коммунальную услугу не начисляется.
 
Потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право получать всю необходимую информацию о порядке предоставления, тарифы и нормы потребления услуги.
 
В частности, узнать о структуре тарифа, общей стоимости месячного платежа, нормы потребления и порядок предоставления соответствующей услуги, получать детальный расчет распределения объема потребленных услуг между потребителями многоквартирного дома.
 
Также Законом предусмотрено, что исполнитель должен информировать потребителей услуг о любой намерении изменения тарифа на ту или иную услугу.
 
Право на возмещение убытков причиненных имуществу вследствие ненадлежащего поставки услуги и незаконное проникновение в принадлежащее ему жилье тоже определено в Законе.
 
Компания, предоставляющая услугу, обязано принимать все необходимые меры для устранения последствий аварий, возникающих при предоставлении коммунальных услуг, устранять все нарушения, которые негативно влияют на качество услуг, и выплачивать потребителю штраф за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ.
 
Также, в случае причиненного вреда имуществу потребителя, его жизни или здоровью, которая возникает вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг Законом предусмотрено возмещение.
 
Поскольку, исполнитель услуг ответственный за их качество, он должен своевременно реагировать на вызовы потребителей и подписывать акты-претензии.
 
Это право потребителя также предусмотрено в украинском законодательстве.
 
В связи с нарушением порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг, изменением их потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ потребитель может составлять и подписывать акты претензии.
 
Если жилищно-коммунальная услуга не предоставляется или предоставляется не в полном объеме, потребитель имеет право вызвать исполнителя коммунальных услуг для проверки их количества или качества.
 
По результатам проверки составляется акт-претензия, который подписывает потребитель и исполнитель.
 
Исполнитель обязан не позднее чем в течение суток с момента получения уведомления потребителя прибыть на вызов. В случае если представитель компании не появился такой акт подписывается не менее чем двумя потребителями этой коммунальной услуги и направляется исполнителю заказным письмом.
 
Компания-поставщик услуги обязана в течение пяти рабочих дней решить вопрос по удовлетворению требований определенных в акте-претензии или отправить обоснованный отказ.
 
Законом предусмотрено, что потребитель может не оплачивать стоимости коммунальных услуг (кроме поставок тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период своей временного отсутствия в жилом помещении потребителя и других лиц более 30 календарных дней.
 
Однако, это возможно только при условии документального подтверждения в соответствии с условиями договоров о предоставлении коммунальных услуг заключенных между исполнителем и потребителем.
 
Законом также четко определен перечень обязанностей индивидуальных и коллективного потребителей жилищно-коммунальных услуг.
 
Индивидуальный потребитель обязан:
 
  • Принимать необходимые меры для устранений я выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его вине;
  • обеспечивать целостность оборудования приборов учета коммунальных услуг в соответствии с условиями договора;
  • оплачивать предоставленные жилищно-коммунальные услуги по тарифам установленным в соответствии с законодательством и в сроки, предусмотренные договорами;
  • соблюдать правила безопасности и санитарных норм;
  • в случае несвоевременной оплаты платежей платить пеню;
  • информировать управляющего, исполнителей коммунальных услуг об изменении собственника жилья или фактическое количество лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя;
  • допускать в свое жилье исполнителей коммунальных услуг в порядке, определенном законом и договорами о предоставлении соответствующих жилищно-коммунальных услуг для ликвидации аварий, устранение неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показаний приборов - распределителей , обеспечивающих индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартире.
Важно отметить, что коллективный потребитель обязан обеспечивать распределение между потребителями объема коммунальных услуг в соответствии с законодательством и предоставлять им детальный расчет распределения потребленных коммунальных услуг, а в случае учета средствами измерительной техники узла учета, предоставлять также информацию об их показания.
 
Все права и обязанности потребителей, управляющих и исполнителей жилищно-коммунальных услуг определен в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» № 2454-VIII от 07.06.2018. Защита прав потребителей осуществляется уполномоченным центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
 
Комментарии (0)