ГлавнаяИнтервьюИнтервью«Отношение самих жильцов к своим домам должно меняться», - Владимир Гройсман.

«Отношение самих жильцов к своим домам должно меняться», - Владимир Гройсман.

Наши коллеги - корреспонденты отраслевого профессионального издания «Время ЖКХ» задали актуальные вопросы главе города Владимиру Гройсману.
В Украине есть города, которые опровергают устоявшееся утверждение о том, что в этой стране невозможно проведение реформы ЖКХ, развитие городской инфраструктуры, формирование эффективных собственников жилищного фонда. Одним из таких населенных пунктов является Винница.
 
Наши коллеги - корреспонденты отраслевого профессионального издания «Время ЖКХ» задали актуальные вопросы главе города Владимиру Гройсману. Он рассказал о том, как Виннице удается держать «высокую планку», на каких принципах работают городские ОСМД, и каких новаций ждать жителям в ближайшее время. Считаем, что опыт Винницы будет интересным и для читателей «Украины Коммунальной».
 
- Вы во второй раз были избраны вице-президентом Ассоциации городов Украины по вопросам ЖКХ. Какие проблемы в сфере ЖКХ для Ассоциации сегодня наиболее актуальны? Возможно, есть какие-то новые идеи, проекты?
 
Людей интересует прежде всего качество предоставления коммунальных услуг: чтобы в квартирах было тепло, чтобы постоянно была горячая вода, не было перебоев с электроснабжением и т.д. Мы, органы местного самоуправления, можем постоянно повышать качество обслуживания жителей, искоренять халатность и хамство. Но качество услуг критически зависит от состояния инфраструктуры, и этот вопрос мы самостоятельно решить не можем. Для этого нужны значительные средства, которых в местных бюджетах нет. Поэтому здесь нужно объединять усилия местной власти,  государства, и самих жителей. Сегодня имеем замкнутый круг – из-за недостаточности средств невозможно делать серьезную модернизацию, а это приводит к низкому качеству услуг и значительным потерям. 
 
Нужно этот круг разорвать. В тарифах должна быть инвестиционная составляющая. Тогда у местных коммунальных предприятий появятся возможности реализовать программы модернизации. Необходимо развивать институт эффективного собственника - ОСМД, и разрабатывать стимулы для их кредитования со стороны банковских структур. Тогда к этому процессу присоединятся сами жители. И, конечно, нужно расширять, а не сужать полномочия органов местного самоуправления. Естественно, что на местах лучше видно, какие работы нужно выполнять в первую очередь, и именно на местах нужно это решать. Все эти вопросы постоянно обсуждаются представителями Ассоциации с представителями правительственных структур.
 
- Занимая такую должность в Ассоциации, пытаетесь ли Вы каким-то образом способствовать распространению положительного опыта Винницы в сфере ЖКХ в других городах?
 
Мы всегда открыты к сотрудничеству, и это никак не зависит от моей должности в Ассоциации. К нам ежегодно приезжают коллеги из десятков городов и мы охотно делимся нашим опытом. В то же время и наши работники всегда ищут новые интересные идеи, которые можно реализовать в нашем городе. Кстати, некоторые инновации мы вводим благодаря предложениям самих жителей. Например, мне на страницу общения с винничанами, которая на одном из сайтов действует уже семь лет, в свое время один из жителей написал, что достали уже эти очереди, чтобы оплатить коммунальные услуги. И предложил внедрить проект по оплате коммунальных услуг через Интернет. В результате, через некоторое время с помощью специального сайта такой сервис заработал. За коммунальные услуги люди могут платить с домашних компьютеров, а те, у кого их нет, могут это делать через специальные терминалы, которые расположены по всему городу. С недавних пор стало возможным осуществлять через Интернет и оплату за пребывание ребенка в детском саду.
 
Владимир Гройсман
 
- В 2011 году Винница получила первенство среди городов категории до 500 тысяч жителей в рамках конкурса «Населенный пункт наилучшего благоустройства и поддержки общественного порядка». Не сдаются позиции и сегодня улицы, площади, фонтаны упорядочены, городской транспорт не вызывает серьезных нареканий... Каким образом Вам удается держать планку в условиях кризиса?
 
Сегодня действительно нелегко реализовывать все идеи в жизнь. Но у нас есть принятая в 2010 году Концепция стратегического плана развития города «Винница - 2020». В ней четко сформулировано, куда мы идем, и каких целей мы хотим достичь к 2020 году по тем направлениям развития города, которые определены как приоритетные. Понятно, что для реализации всех наших планов нужны серьезные ресурсы. Но подчеркну - мы четко знаем, какие планы нужно воплотить в первую очередь, и что делать после. 
 
В отношении ресурса, то опять же таки - качественное планирование в условиях ограниченности местных бюджетов позволяет нам двигаться правильным путем. Кроме того, мы постоянно ищем дополнительные ресурсы и возможности. В качестве примера приведу наш совместный проект по энергоэффективности со Швейцарским бюро сотрудничества в Украине, скрепленный соответствующим Меморандумом, который был подписан на уровне Государственного секретариата по экономическим вопросам Швейцарской Конфедерации, Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины и исполнительного комитета Винницкого городского совета. Благодаря этому проекту мы привлекли 16 миллионов швейцарских франков на безвозвратной основе. Проект рассчитан на два года, и первый этап будет реализован уже в этом году в одном из микрорайонов города. Речь идет о комплексе мер, которые позволят сократить потребление энергоресурсов одновременно с улучшением качества услуг централизованного теплоснабжения жителям.
 
- Сегодня на государственном уровне планируется активизировать процесс создания ОСМД. Склонны ли винничане к тотальной ОСМДмизации? Сколько в Вашем городе многоэтажек, и какую долю из них занимают ОСМД и ЖСК?
 
Сегодня на балансе города 1563 многоэтажки. В 273 из них созданы ОСМД. 72 объединения приватизировали придомовые территории. Если говорить об ОСМД, то, как по мне, этот процесс в Виннице происходит достаточно динамично. Наш профильный департамент и общественные организации-партнеры не просто разъясняют людям, что создание ОСМД позволит улучшить качество обслуживания многоэтажки, объясняют, что объединение самостоятельно устанавливает уровень квартирной платы (и, как правило, в объединениях этот тариф на 15 – 20 процентов ниже), а также обучают председателей ОСМД и старших по домам всему тому, что они должны знать. Обучение происходит на базе нашего технического университета. Однако на этом сотрудничество не заканчивается, потому что наши работники и председатели ОСМД находятся в постоянной коммуникации между собой. Это моя позиция - чиновники не должны создавать людям проблемы, они обязаны помогать им их решать. В противном случае, - таким людям не место в нашей команде.
 
Но о «тотальной ОСМДмизации», как по мне, говорить не стоит. Объединение совладельцев многоэтажных домов предусматривают другую систему, которая отличается от той, к которой привыкли наши жители. У людей должен быть выбор. Хотят жители создать ОСМД и обслуживать свой дом самостоятельно - пожалуйста. Хотят объединиться, но привлечь для обслуживания специализированное предприятие - нет вопросов. Готовы остаться на обслуживании в существующем жилищно-эксплуатационном предприятии - это их решение. Люди сами должны определиться, где им лучше. Вопрос только в том, что отношение самих жильцов к своим домам должно меняться. Ведь нам в наследство досталась советская система обслуживания жилого фонда - за все несет ответственность ЖЭК. Хотя, на самом деле, большинство квартир в многоэтажках давно приватизированы. И не только квартира, но и лестницы, чердаки, подвалы - это все собственность жильцов дома. Они сами должны между собой определяться, как правильно управлять своей собственностью. 
 
Поэтому мы параллельно начали создавали институт «Старших по домам», чтобы люди были более активными: ЖЭК не предоставил качественную услугу - старший не подписывает акты выполненных работ, и люди, соответственно, за это не платят. А кто будет старшим - вопрос к жителям дома, они сами его выбирают и делегируют ему полномочия быть главным во взаимодействии с поставщиком услуг. С прошлого года старшие по домам получили возможность не только контролировать работу ЖЭКов по предоставлению услуг жителям, но и по согласию жителей самостоятельно заказывать дополнительные услуги.
 
Владимир Гройсман
 
- В 2011 году в рамках соглашения о сотрудничестве по содействию развития ОСМД, заключенной Винницким городским советом и Международной Финансовой Корпорацией (ІFС), был открыт Ресурсный центр по поддержке ОСМД. Довольны ли Вы сегодня деятельностью Центра? Каким образом он оказывает помощь уже действующим ОСМД? Возможно, ведется реестр грантовых проектов, в которых могут принять участие ОСМД, как это, например, делают в Днепропетровском областном совете?
 
Это как раз то, о чем я только что сказал - постоянная коммуникация и обратная связь. На сегодня Ресурсный Центр поддержки ОСМД города Винницы является опорой и поддержкой для существующих ОСМД и тех, что создаются. В его состав входят работники городского совета и представители 3-х общественных организаций, в том числе Ассоциация ОСМД. Создание такого центра дало возможность сконцентрировать деятельность и развитие ОСМД в городе Виннице. На базе центра системно проводятся тренинги и семинары для представителей ОСМД по вопросам и проблемам, возникающим в деятельности объединений. 
 
Центр - это возможность для жителей получить консультацию, обменяться мнениями и опытом. Его сотрудники также следят за изменениями в законодательстве, предложениями грантовых проектов, опытом других городов и стран. Если говорить подробнее, то позапрошлой зимой за счет ІFС было проведено 50 энергоаудитов домов ОСМД и подготовлено 20 бизнес-планов для проведения тепломодернизации высоток. В прошедший зимний период дополнительно проведено 20 энергоаудитов, по результатам которых будут разработаны бизнес-планы. Эта работа позволяет ОСМД на основании полученных отчетов и документов участвовать в грантовых проектах по утеплению жилых домов. Совместно с ІFС мы также работаем над механизмами кредитования ОСМД банками и над предложениями относительно государственного регулирования этого процесса, которые позволили бы запустить такой механизм. Кстати, в прошлом году городской совет утвердил Программу стимулирования внедрения энергосберегающих мероприятий в домах ОСМД «Энергоэффективный дом. Шаг за шагом», которая рассчитана до 2020 года.
 
- Как Вы отметили, наряду с ОСМД в Виннице, еще в 2011 году был введен пилотный проект взаимодействия с жителями - «Старший по дому». Расскажите о нем, на какой стадии он находится сегодня? Кто такой старший дома, его функции пользуется ли он каким-то льготами?
 
Как я уже говорил, старший по дому - это житель многоэтажки, который представляет интересы своих соседей (жителей дома) перед обслуживающим жилищно-эксплуатационным предприятием. Это человек, который фактически является посредником между жильцами и ЖЭКом. Через институт «Старших по дому» мы хотим активизировать позицию самих жителей и наладить нормальные деловые взаимоотношения людей с ЖЭКом.
 
Сначала объяснить людям это нововведение было трудно, но сегодня в подавляющем большинстве домов жильцы уже выбрали старших. Мы, конечно, поддерживаем таких инициативных людей, которые фактически выполняют сложную работу на общественных началах («Время ЖКХ» - городская власть предоставила старшим по дому льготы - они не платят квартплату и плату за вывоз твердых бытовых отходов). Кстати, в 2011 году старшие по домам объединились в Ассоциацию для оказания помощи и консультаций своим коллегам.
 
- Три года назад Вы начали сокращение количества ЖЭКов. Сегодня не жалеете об этом решении?
 
Мы действительно провели оптимизацию сети. Сократилась фактически численность управляющего состава, а работников, которые непосредственно обслуживают дома, осталось столько, сколько того требуют объемы работ. По моему мнению, это было абсолютно правильное решение. Нам удалось почти на 50% сократить накладные расходы предприятий, теперь работаем над укреплением материальной базы и улучшением кадрового потенциала. В целом ЖЭКи на сегодня работают безубыточно и без финансирования. А раньше это были огромные дотации и убытки. 
 
За последние годы в несколько раз увеличились объемы выполнения ремонтных работ. ЖЭКи стали достаточно мощными, а главное - ответственными по отношению к людям предприятиями, способными вовремя и качественно выполняли те задачи, которые перед ними стоят. В то же время мы продолжаем реорганизовывать систему содержания и управления домов.
 
- Несколько лет назад Вы говорили об идее введения единой автоматизированной системы управления ЖКХ города, которая должна работать в режиме реального времени. Сегодня эта система уже работает?
 
Пока что эта система тестируется на базе одного ЖЭКа. Дело в том, что ее аналогов в Украине нет, не было такого опыта и у разработчиков программного обеспечения. Мы вместе сделали это достаточно амбициозный шаг и сейчас отшлифовываем программу, смотрим, как она работает на практике. Автоматизированная система управления жилищно-коммунальным хозяйством города - это однозначно существенный шаг вперед, который поможет вывести на качественно новый уровень работу отрасли. Мы планируем в следующем году распространить эту систему на все предприятия ЖКХ и интегрировать ее с другими системами, которые уже работают у нас. Доступ к базе данных по жилищно-коммунальному хозяйству будут иметь и старшие по домам. Они смогут в режиме реального времени получать всю необходимую информацию относительно состояния их дома; работы поставщиков услуг, работы, которые выполнялись, которые планируются, начисления по дому...
 
- В Комитете Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики состоялись слушания по проблемным вопросам реализации законов Украины об особенностях передачи в аренду или концессию объектов тепло-, водоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности. Ассоциации было рекомендовано проработать проблемные вопросы, в частности, относительно подготовки коммунальных предприятий к передаче в аренду или концессию, дальнейшей деятельности арендаторов или концессионеров, взаимоотношений с местными властями и предоставить Комитету соответствующие предложения к законопроекту. Наработаны уже какие-то материалы?
 
Лично я осторожно отношусь к привлечению частного капитала в сектор ЖКХ. К сожалению, у нас в городе был негативный опыт сотрудничества с частными структурами. Нам пришлось отказаться от услуг нескольких частных ЖЭКов из-за жалоб жильцов. Была очень неприятная история, когда частная структура, которая арендовала одну из котельных, довела ситуацию до кризиса, и в преддверии отопительного сезона сообщила, что не подаст тепло на целый микрорайон. Пришлось расторгать соглашение и в авральном режиме исправлять ситуацию. 
 
На самом деле, европейские директивы прямо говорят о том, что форсированная приватизация в сфере ЖКХ не является целесообразной, поскольку ключевым является вопрос обеспечения качественного и своевременного оказания социально значимых услуг. Кроме того, приход добросовестных инвесторов критически зависит от экономической обоснованности тарифов. Частный собственник не будет работать себе в убыток. Он должен вернуть свои инвестиции, и, если его поступления недостаточны, то он будет компенсировать свои убытки за счет дальнейшего разрушения системы. Если же частные владельцы и коммунальные предприятия будут поставлены в равные условия, мы сможем успешно конкурировать и при этом гарантировать защищенность жителей от неожиданностей.
 
- Как Вы относитесь к новой политике тарифообразования? В состоянии ли сейчас бытовые потребители платить по экономически обоснованным тарифам? И способны ли местные и государственный бюджеты выдержать финансовую нагрузку, если тарифы останутся без изменений, и Вы будете вынуждены компенсировать поставщикам и производителям услуг разницу между фактическими и «экономическими» тарифами на ЖК - услуги?
 
При изменении политики в отношении тарифообразования, в первую очередь, во внимание должна приниматься социальная защищенность наших граждан. Если увеличение тарифов произойдет, то должно быть учтено, что возрастет количество получателей субсидий. Система предоставления субсидий, которая создана в Виннице, организационно справится с дополнительной нагрузкой. Если государство предусмотрит соответствующие средства, то социально незащищенные категории не пострадают. Возможность изыскать такие средства есть, если перенаправить средства, которые сегодня направляются на компенсацию разницы в тарифах. Но нужно учесть, что часть семей будет платить больше, но не будет иметь права на получение субсидий. Нужно предусмотреть компенсатор и для этой категории граждан. Одновременно должны быть предусмотрены стимулы для энергосбережения. Вопрос, подчеркну еще раз - времени, но он очень непростая, и, если принимать соответствующее решение, то нужно четко взвешивать все социальные риски.
 
Интервью предоставлено изданием «Время ЖКХ» 
 

Что такое мотивация? Это ряд соответствующих факторов, которые стимулируют и повышают работоспособность той или иной деятельности. Воспользовавшись ссылкой http://3tl.com.ua/treningi-po-motivatsii/, Вашему вниманию будут представлены тренинги по мотивации. Используются различные методы, который позволят улучшить не только качество работы, но также денежный выигрыш.

 
Комментарии (0)