ГлавнаяВыбор редакцииВодоснабжениеСтолица – на пороге техногенной катастрофы

Столица – на пороге техногенной катастрофы

Последствия повреждений канализационной сети могут не только оставить целые микрорайоны города без водоснабжения и канализации, но и вызвать утечку большого объема сточных вод на поверхность или провал под землю зданий и сооружений

Почти половина столичных канализационных сетей полностью амортизированы и нуждаются в немедленной перекладке или замене. В связи с недавними аварийными ситуациями на коллекторах вновь остро встал вопрос нехватки средств на соответствующие работы. Это отмечали участники пресс-конференции, посвященной теме критического состояния сети канализационных коллекторов в городе Киеве, которая состоялась в головном офисе ПАО «АК «Киевводоканал» во вторник.

Как отмечали специалисты, от состояния канализационного хозяйства столицы во многом зависит состояние водоемов и экологии города в целом. За последние годы наблюдается значительное сокращение объемов водоотведения, что напрямую связано с сокращением водопотребления. Это привело к повышению концентрации загрязнений сточных вод, ухудшению состояния канализационных сетей и сооружений – в частности, увеличению осадков в трубах и коллекторах, уменьшению скорости движения стоков, что способствует развитию газовой коррозии.

По словам заместителя генерального директора ПАО «АК «Киевводоканал» по техническим вопросам Андрея Билыка, ежегодно для поддержания канализационного хозяйства Киева в надлежащем состоянии необходимо от 800 млн до 2 млрд грн. «При этом в 2012 году на развитие водопроводно-канализационного хозяйства предусмотрено ориентировочно 30 млн грн. По действующему тарифу предприятие не в состоянии осуществлять эти работы самостоятельно», - констатировал господин Билык.

Вместе с тем на сегодня отсутствует утвержденная программа развития отрасли. Проект программы модернизации и развития водопроводного и канализационного хозяйства города до 2020 года, разработанный ПАО «Киевпроект» совместно с ПАО «АК «Киевводоканал» по заказу Главного управления коммунального хозяйства городской администрации, до сих пор находится на доработке. Ориентировочная общая стоимость мероприятий, предусмотренных проектом Программы, составляет 30 млрд грн.

Читайте также: Канализация прорвет через бюджетные «дыры»

По словам участников мероприятия, проведение ремонтных работ на канализационных сетях осложняется несколькими факторами: невозможностью приостановить работу коллектора – ремонты выполняются в условиях постоянного движения сточных вод, и за одну секунду на таком участке протекает не менее тонны стоков; железные конструкции плит настолько повреждены коррозией, что их невозможно поднять; реконструкция камеры предусматривает установление новых плит, которые должны опираться на стенки, почти полностью съеденные коррозией; в любой момент может произойти обвал, который не только остановит работу коллектора, но и может привести к несчастному случаю. Кроме того, расположенные на охранной зоне канализационной сети МАФы всегда существенно мешают проведению оперативных аварийных работ.

«Среди сетей транспортировки сточных вод Киева до сих пор в эксплуатации находятся канализационные коллекторы, построенные в 1905-1917 годах вблизи ул. Артема. И следует заметить, что их состояние не настолько критичное, как у некоторых более современных железобетонных коллекторов», - сказал директор Департамента эксплуатации канализационного хозяйства «Киевводоканала» Николай Кислый.

При этом специалисты общества отметили, что сегодня проблема номер один для канализационного хозяйства - это газовая коррозия трубопровода. При нормальной работе коллектора сточные воды занимают лишь треть его объема, а остальное – пары канализационных стоков. Вещества, которые попадают в сточные воды, образуют новые химические соединения, которые выделяют токсичные газы. Эти газы ускоряют процесс газовой, или сульфатной коррозии. Среда сточных вод способствует развитию тионовых бактерий, которые выделяют сероводород, превращающийся в серную кислоту, которая и разрушает поверхности канализационного трубопровода.

Читайте также: Внеплановые издержки ЖКХ

За последние годы увеличилось использование различных химических средств, которые попадают в канализацию города. В связи с этим процесс газовой коррозии ускоряется. Также на это влияет уменьшение объемов водопотребления в городе и одновременный прирост населения.

По итогам пресс-конференции ее участники отметили, что последствия повреждений канализационной сети могут не только оставить целые микрорайоны города без водоснабжения и канализации, но и вызвать настоящую техногенную катастрофу – в случае утечки большого объема сточных вод на поверхность или провала под землю зданий и сооружений.

Справка:
В целом система водоотведения Киева включает около 2,6 тыс. км разветвленной канализационной сети коллекторов диаметром от 150 мм до 3100 мм, 34 насосные станции различных уровней значения, от районного до городского, и Бортническую станцию аэрации. На некоторых участках канализационные коллекторы залегают на глубине свыше 90 м, что сопоставимо с глубиной метрополитена.

Согласно статистике, в 2010 году на канализационной сети зафиксировали 72 просадки и провала коллекторов (среди них три – на коллекторах диаметром свыше 600 мм). В 2011 году – уже 277 провалов и просадок (среди них 13 на коллекторах диаметром свыше 600 мм). За шесть месяцев 2012 года – 231 просадка и провал (из них – 14 на коллекторах диаметром свыше 600 мм). При этом если в 2011 году в целом произошло 90 повреждений (например, разрушение стыков стенки коллектора), то за первую половину 2012 года – 48 повреждений.

Подготовила Ольга Гальчинская

 
Комментарии (1)
Михаил
01 августа 2012 г. 09:34
Интересно, какая сумма убытков от порывов, провалившегося асфальта и утонувших в грязи автомобилей хотя бы за прошлый год?