ГлавнаяИнтервьюИнтервьюАМКУ подыгрывает монополистам

АМКУ подыгрывает монополистам

«У.К.» обратилась в АМКУ с письмом-запросом предоставить профессиональную оценку влияния Закона №1198-VII на рынок ЖКУ. На поставленные вопросы редакция получила, мягко говоря, неожиданные ответы, которые предлагаем Вашему вниманию.

Шестой месяц не утихают страсти вокруг Закона Украины №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители», который полностью изменил правила игры на рынке коммунальных услуг. Критики этого закона считают, что его нормы усилили позиции монополистов в сфере теплоснабжения и водоснабжения на рынке ЖКУ, ведь если до вступления в силу этим Законом монополисты поставляли тепловую энергию или питьевую воду до ввода в дома, а в дальнейшем ОСМД, ЖСК или городские советы самостоятельно на конкурсной основе выбрали исполнителей услуг, то нормами Закона №1198-VII монополистов автоматически признали исполнителями коммунальных услуг в жилищном фонде и наделили их правом предоставлять свои услуги с использованием внутридомовых сетей.

Но проблемы, которые породил Закон №1198-VII, значительно глубже, чем просто автоматическое определение монополистов исполнителями коммунальных услуг.

В редакцию «У.К.» обратились представители компании «Явир-Жилстрой-2», которая осуществляет обслуживание жилого фонда в столице, с просьбой помочь в сложивщийся ситуации, и передали официальную переписку компании «Явир-Жилстрой-2» ПАО «АК Киевводоканал» по поводу урегулирования механизма предоставления услуг с централизованного водоснабжения и водоотвода с использованием внутридомовых сетей.

Спорная ситуация возникла из-за того, что ПАО «АК «Киевводоканал», ссылаясь на то, что Законом №1198-VII не были внесены изменения в Закон Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», а внутридомовые сети остаются на балансе и обслуживании у компании «Явир-Жилстрой-2», предоставило ответ, что и в дальнейшем считает исполнителем услуг водоснабжения и водоотведения компании «Явир-Жилстрой-2» и сейчас намерения заключать прямые договоры с собственниками квартир не должно. В свою очередь, компания «Явир-Жилстрой-2» считает, что не является субъектом хозяйствования, который осуществляет хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу, и быть исполнителем услуг быть не может.

При этом монополистом в категорической форме было предложено подписать договоры «о сотрудничестве...» и «о предоставлении услуг», проекты которых были присланы на электронную почту потребителя, при этом он был предупрежден, что проекты договоров является окончательной редакцией и не подлежат изменению ни путем спекания оформление протоколов разногласий, ни путем внесения изменений в текст проекта договора. «Это лишь Ваше потраченное время» - такой фразой заканчивалось письмо ПАО «АК Киевводоканал» к компании «Явор-Жилстрой-2», что и заставило обратиться компанию «Явор-Жилстрой-2» к КГГА и Антимонопольному комитету Украины с письмом-жалобой на своевольные действия монополиста, который с 18 августа до сих пор находится на рассмотрении этих органов.


В свою очередь, редакция «У.К.» обратилась к и. о. Председателя Антимонопольного комитета Украины Николаю Барашу с письмом-запросом предоставить профессиональную оценку влияния Закона №1198-VII на рынок жилищно-коммунальных услуг, а также ответить на вопросы, которые волнуют сегодня в одинаковой степени как монополистов, так и гражданское общество. На поставленные вопросы «У.К.» получила, мягко говоря, неожиданные ответы, которые предлагаем Вашему вниманию.

Итак, вопрос №1:

Как Вы считаете, после вступления в силу Закона №1198-VII само понятие «рынок услуг ЖКХ», которое предполагает конкуренцию, еще актуально?

Ответ АМКУ: Сегодня не существует однозначного ответа на этот вопрос, поскольку жилищно-коммунальное хозяйство является многоуровневой и разноплановой сферой, которая формирует значительное количество рынков услуг. В основном рынки жилищно-коммунальных услуг подразделяются на:

- рынки, находящиеся в сфере естественных монополий (услуги по транспортировке тепловой энергии, централизованного водоснабжения и водоотвода), и соответствующие смежные рынки (производство и поставка тепловой энергии), которые регулируются Законом Украины «О естественных монополиях»;

- потенциально конкурентные рынки, на которых может и должна развиваться конкуренция, однако они были и являются монополизированными (услуги по обслуживанию внутридомовых сетей, вывоз бытовых отходов, другие услуги по обслуживанию домов и придомовых территорий).

Для конечного потребителя (владельца (арендатора) определенного помещения многоквартирного дома) предоставителем услуг по централизованному отоплению, централизованному снабжению холодной воды, централизованного снабжения горячей воды, водоотведения, а также услуг по обслуживанию внутридомовых сетей может быть только одна организация, которая имеет необходимую инфраструктуру для осуществления такой деятельности и/или доступ к тепло-, водо- и канализационных сетей (распределительных и внутридомовых), а также определенная исполнителем соответствующих услуг.

То есть, для осуществления деятельности на указанных рынках есть определенные барьеры вступления (лицензии, конкурс). Вместе с этим конкурсный отбор должен обеспечить конкуренцию при его проведении и предоставляет возможность выбрать поставщика соответствующих услуг, который предложит лучшие условия.

Следовательно, Закон №1198 меняет структуру рынков жилищно-коммунальных услуг, а их отдельных участников.

Вопрос №2:

Планирует ли АМКУ инициировать перед КМУ необходимость внесения изменений в Закон №1198-VII или хотя бы определить временные рамки его действия?

Ответ АМКУ: Считаем, что инициировать соответствующие изменения должно прежде всего профильное Министерство (Минрегион Украины) и регулятор отрасли (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг).

Одновременно отмечаем, что в июле текущего года Комитет (АМКУ - ред.) в письме Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики отметил о необходимости согласования отдельных норм Закона №1198 и других нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем внесения изменений в законодательство и ускорении разработки нормативно-правовых актов, необходимых для реализации норм этого Закона.

Представитель профильного управления Антимонопольного комитета Украины является членом Рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства в сфере предоставления услуг теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, созданной Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики в связи с необходимостью урегулирования проблемных вопросов, которые возникают при реализации Закона №1198-VII.

Вопрос №3

Были ли зафиксированы жалобы или обращения ОСМД или ЖСК в АМКУ по поводу формы и видов договоров на предмет «Использования внутренних сетей» монополистами или другие обращения по поводу применения Закона №1198-VII?

Ответ АМКУ: В органы Комитета обращались ОСМД, ЖСК и частные ЖЭКи города Киева относительно проблемных вопросов, связанных с принятием Закона №1198. В то же время, эти обращения не касались форм и видов договоров «Использование внутренних сетей».

Из содержания этих ответов складывается впечатление, что АМКУ по отношению к проблемам, которые возникли у монополистов и потребителей с вступлением в силу Закона №1198-VII занял сугубо украинскую позицию - «мой дом с края - ничего не знаю». Видимо, руководствуясь тем же принципом «дом с края», АМКУ в свои ответы на вопрос «У.К.» не сообщил, что на его рассмотрении находится по крайней мере одно обращение ООО «Явор-Жилстрой-2» о принятии конкретных мер к монополиста ПАО «АК Киевводоканал», который свободного трактует нормы Закона №1198-VII о предоставлении услуг с использованием внутридомовых сетей. Но не за тем мы создавали государственный специальный орган со специальным статусом, основной задачей которого осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, чтобы он вместо того, чтобы решать проблему, ждал решения этой проблемы другими.

Евгения Володина

 
Комментарии (1)
Sergiy1
08 октября 2014 г. 09:22
АМКУ на колегії ще 2,5 роки тому, було задане питання щодо порушення антимонопольного законодавства при визначенні місцевими органами влади монополістів виконавцями послуг.Тепер ввели такий підхід в рамки закону. Чиста економічна диверсія, яка поховала енергосервісний бізнес та поглибила монополізм в ЖКГ.Що вже говорити про невідповідність Євродирективам з цього питання? Пане Іване! Думаєте нова комісія буде цим займатися? Ви оптиміст!