ГлавнаяВыбор редакцииУкраинские лифты: в состоянии свободного падения

Украинские лифты: в состоянии свободного падения

Справка:Лифты относятся к вертикальному транспорту повышенной опасности и в соответствие с требованиями Госстандартов 22011-95 их эксплуатация по окончанию 25 лет установленного срока запрещена без проведения экспертной оценки. Лифтовое хозяйство в цифрахПо данным Министерства регионального развития

Справка:
Лифты относятся к вертикальному транспорту повышенной опасности и в соответствие с требованиями Госстандартов 22011-95 их эксплуатация по окончанию 25 лет установленного срока запрещена без проведения экспертной оценки.

Лифтовое хозяйство в цифрах
По данным Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, по состоянию на 1 января 2011 г. в Украине было зарегистрировано 92,1 тыс. лифтов. Из них только в Киеве, по данным Главного управления жилищного хозяйства Киевской городской государственной администрации, в эксплуатации находится 20 271 лифт, при этом 7 578 лифтов или 37,38% от общего количества отработали нормативный срок эксплуатации – 25 лет. В целом же по стране количество лифтов, отслуживших верой и правдой больше допустимого срока эксплуатации, составляет 41,7 тыс. единиц, а это 45,2% от общего количества лифтов жилого фонда Украины.

В МинЖКХ признают, что лифтовое хозяйство страны имеет высокий уровень физического и морального износа механического и электрооборудования. По данным чиновников, контролирующими органами (территориальными отделениями Госгорпромнадзора) в процессе плановых проверок на неопределенный период была приостановлена работа 3,6 тыс. или 4% лифтов, из которых больше года не работает 3 тыс. В Киеве по состоянию на 28 июля 2011 г. остановлено 39 лифтов. При этом нужно отметить, что согласно заключениям специалистов, лифты, которые не работают больше года, ремонту и модернизации не подлежат. То есть, по сути, на сегодня в Украине 3 тыс. единиц лифтового оборудования неофициально признаны «мертвыми» и не подлежащими восстановлению.

Финансирование замены и модернизации
Наличие проблем в лифтовом хозяйстве признают на всех уровнях, но реальных действенных программ, направленных на улучшение ситуации пока так и не разработали. Правда, некоторые шаги все же предпринимаются, однако все благие намерения упираются в нехватку финансирования. Как сообщили ИА «Украина Коммунальная» в МинЖКХ, на сегодняшний день капитального ремонта требуют 12,5 тыс. единиц лифтов, модернизации 12,8 тыс., замене подлежат 6 тыс. единиц лифтового оборудования. При этом необходимость в финансировании данных мероприятий составляет около 5,9 млрд грн. В то же время, по словам Александра Алипова, первого заместителя министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, за последние четыре года за счет средств госбюджета освоено всего 116,8 млн грн.

Наименее плачевно на фоне регионов, конечно же, выглядит киевское лифтовое хозяйство. До конца 2011 г. в столице планируется заменить или модернизировать 686 лифтов. Как сообщили ИА «Украина Коммунальная» в Главном управлении жилищного хозяйства КГГА, на модернизацию 510 лифтов выделено 170 млн грн из госбюджета, 157 лифтов на сумму 50 млн грн будут обновлены за счет городского бюджета, еще 19 – по программе социально-экономического развития (4,48 млн грн). Поадресные списки домов уже утверждены соответственно с распоряжениями КГГА от 25.07.2011 г. № 1295 «Об утверждении адресного списка объектов для выполнения в 2011 г. работ по замене или модернизации устарелых и физически изношенных лифтов в жилом фонде г.Киева» и №1296 «Об утверждении адресного списка объектов для выполнения в 2011 г. работ по реконструкции, ремонту и обустройству лифтов в жилом фонде г.Киева». Выполнение данных распоряжений контролируется Киевской городской государственной администрацией.

Для сравнения в Сумах в 2011 г. должны отключить 130 подъемников, а в титульном списке на капитальный ремонт в этом году только 69 лифтов. Для этих целей из городского бюджета выделено 6 млн грн, на ремонт еще 23 единиц требуется 2 млн грн, которых попросту негде взять. К тому же 15 лифтов, как отмечается на сайте Сумской городской рады, требуют полной замены, а это еще 4,5 млн грн. То есть, чтобы запустить все лифты, только в этом году требуется дополнительное финансирование в размере 6,5 млн грн.

В некоторых городах для решения проблем в лифтовом хозяйстве привлекаются крупные производители и поставщики оборудования. «Наша компания сейчас серьезно рассматривает вопрос создания современного лифтового сборочного производства в Украине в Днепропетровске, – рассказал ИА «Украина Коммунальная» Маркус Вартингер, генеральный директор компании «ТиссенКрупп Элевейтор Украина». – Уже подписан Протокол о намерениях с губернатором Днепропетровской области и мэром города Днепропетровск о совместных действиях по замене устаревшего лифтового парка города и области. Сейчас мы согласовываем детали будущего сотрудничества и надеемся запустить проект в ближайшем будущем».

Позиция поставщиков
Операторы рынка лифтового оборудования отмечают не просто необходимость обновления парка подъемников. Они подчеркивают, что подход к этому вопросу должен быть основательным и рациональным, что позволит в перспективе избежать дополнительных затрат на электроэнергию.

«При замене лифтового оборудования необходимо учитывать вопрос энергетической эффективности оборудования. В масштабах страны замена устаревших лифтов на энергоэффективные приведет к значительной экономии затрат, – утверждает Маркус Вартингер. – Это достижимо благодаря использованию современного оборудования, которое включает энергоэффективный контроллер с системой рекуперации энергии, специальные модули работы в  режиме ожидания, экономичное освещение LED и другие. Более высокая стоимость данного оборудования оправдывается через несколько лет эксплуатации».

Кто в ответе
Пока предпринимаются попытки исправить ситуацию в лифтовом хозяйстве Украины, вопрос безопасности передвижения в наших лифтах остается открытым. Ежегодно фиксируются несчастные случаи, произошедшие по вине неисправного оборудования. И причина здесь не только в изношенности основных узлов и компонентов лифтов, но и в неудовлетворительном состоянии диспетчерской связи с ними, ведь от этого зависит безопасная работа и скорость устранения аварий и эвакуации пассажиров при аварийных остановках лифтов.

Как сообщили в МинЖКХ, практически во всех регионах Украины диспетчерские системы прибывают в запущенном состоянии. Большинство из них отработало 20 и более лет, и требуют модернизации и замены. Практически не строятся и не вводятся в эксплуатацию новые диспетчерские системы. Все это привело к уменьшению количества диспетчеризированных лифтов в Украине с 80% в 1994 г. до 62% сегодня.

Очень часто установить, кто же несет ответственность за поломки и несчастные случаи при эксплуатации лифтового оборудования, практически невозможно. Для этих целей Госпромнадзор создает специальные комиссии по расследованию, на основании выводов которых устанавливаются причины и лицо, ответственное за возникновение аварийной ситуации. Часто такие расследования затягиваются на месяцы, а то и годы.

В перспективе
Возможно, в перспективе ситуация в лифтовом хозяйстве несколько изменится, ведь для этого есть реальные основания. В частности, как сообщили в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, с целью улучшения работы лифтового хозяйства и обеспечения надежной и безопасной эксплуатации лифтов в жилищном фонде всех форм собственности министерством отрабатывается вопрос относительно внесения изменений в Закон Украины «Об общегосударственной программе реформирований и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 гг.». А именно, в документе предлагается предусмотреть отдельное мероприятие – «Капитальный ремонт, модернизация, замена лифтов и диспетчерского контроля» с общим объемом финансирования 5,9 млрд грн. Правда, гарантии того, что поправка в законе обяжет кого-то выделять деньги из госбюджета на упомянутые мероприятия, к сожалению сегодня не может дать никто.

Наталья Настыч специально для ИА «Украина Коммунальна»

 
Комментарии (0)