ГлавнаяНовости ЖКХВодоснабжениеВ Украине существует угроза массовых аварий на канализациях

В Украине существует угроза массовых аварий на канализациях

Канализационные сети из железобетона строились в советские времена, хотя железобетон как материал не подходит для возведения коллекторов.

Канализационные сети из железобетона строились в советские времена, хотя железобетон как материал не подходит для возведения коллекторов, рассказал в интервью "Украинской Правде" генеральный директор "Киевводоканала" Дмитрий Новицкий.

«Всем известно выражение о том, что без канализации нет цивилизации. В городах Украины назрела реальная угроза разрушения канализационных сетей. Связано это с эксплуатацией железобетонных коллекторов, которые отжили свой век. Игнорирование проблемы может привести к серьезным экологическим последствиям.

Только в 2018 году масштабные аварии произошли на железобетонных коллекторах в Черкассах, Сумах, Николаеве, Прилуках, Харькове и Киеве.

 

В Харькове в начале 2018 произошла авария на главном коллекторе. Аварийные работы стоили 25 млн грн. Через два месяца там провалился еще один коллектор.

Что происходит при разрушении коллектора? Во-первых, вытекают стоки. Чем больше коллектор (есть коллекторы диаметром более трех метров), тем хуже последствия. Во-вторых, на месте разрушения коллектора образуется пропасть.

Чаще всего такие провалы можно увидеть на дорогах, но проваливаются не только они - под землю уходят объекты инфраструктуры и целые здания. Ремонт коллекторов и ликвидация последствий разрушений требуют много времени, средств, усилий и сопровождаются отключениями от водоснабжения.

Канализационные сети из железобетона строились в советские времена, хотя железобетон как материал не подходит для возведения коллекторов.

В процессе транспортировки сточных вод такой сетью через сероводород, который выделяется из стоков, идет активная коррозия верхней части коллекторов: бетон становится хрупким, стальная арматура ржавеет, труба теряет прочность и разрушается. Верхний слой почвы постепенно вымывается сточными водами и над трубами образуются большие полости, которые затем приводят к провалам. Об этом было известно еще в начале 20 века, однако советская власть в погоне за быстрыми результатами позиционировала железобетон как «универсальный материал».

В Киеве в 1960-1990 годах из железобетона построили крупнейшие коллекторы глубокого залегания: главный городской канализационный коллектор (ГМКК), главный Дарницкий коллектор, коллекторы на Голосеевском проспекте и бульваре Перова.

Последствия использования железобетона не заставили себя долго ждать.

Уже в 1972 году, через два года после введения в эксплуатацию, на трассе главного дарницкого коллектора начали случаться провалы, а в 1981 году состоялась масштабная авария, в результате которой только благодаря соблюдению нормативных расстояний от коллектора не пострадали жилые дома.

Ликвидация аварии продолжалась почти три месяца. Проблемы возникали снова и снова: ряд аварий в 2007-2011 годах на Голосеевском коллекторе, аварии в 2009-2012 годах на коллекторе по улице Семьи Кульженко. Апогеем стала авария на ГМКК в августе 2015 года, когда последствия удалось локализовать ценой чрезвычайных усилий.

Существует решения проблемы? Да. Санация и реновация коллекторов с использованием современных полимерных материалов позволяет надежно защитить их от агрессивного воздействия газовой коррозии, а бестраншейным методом прокладки трубопровода создает минимум неудобств для киевлян.

Однако из-за масштабов необходимых работ по санации водоканалы не могут решить этот вопрос самостоятельно. Надо объединить усилия водоканалов, общественности, городов и государства по двум направлениям: законодательное обеспечение и финансирование.

Прежде всего нужно завершить разработку проекта закона «О канализации в Украине» и принять его. С учетом норм этого документа необходимо принять программу реконструкции канализационных сетей. Программа «Питьевая вода» в Украине, а канализация осталась без внимания.

Финансировать соответствующие работы должны сами водоканалы, городские бюджеты, государственный бюджет и международные финансовые организации на определенных условиях.

 

 
Комментарии (0)