ГлавнаяИнтервьюИнтервью«Никаких объективных факторов роста цены на российский газ не существует», - Андрей Коболев

«Никаких объективных факторов роста цены на российский газ не существует», - Андрей Коболев

Газовый вопрос - один из самых актуальных и болезненных для Украины. «Украина Коммунальная» пообщалась с главой НАК «Нафтогаз-Украины» Андреем Коболевым об энергетическом будущем страны.

О том, как проходят переговоры с российским «Газпромом», насколько страна обеспечена газом на случай энергетического кризиса, о том, как Украина будет защищать свои интересы в международных судебных инстанциях, и наконец, о том, какую цену государство готово платить за российский газ корреспондентам «Украины Коммунальной» рассказал глава НАК «Нафтогаз-Украины» Андрей Коболев.

- Украина отказалась платить за импорт природного газа по той цене, которую выставляет Россия (около 500 долл. за тыс. куб). Расскажите, как сейчас проходят переговоры с «Газпромом», и какой цены будет добиваться НАК «Нафтогаз»?

«Нафтогаз» готов платить по цене первого квартала прошлого года, то есть 268,5 долларов за тысячу кубометров. Мы считаем, что никаких объективных факторов (экономических или технических), которыми было бы обусловлено изменение цены в сторону ее увеличения, не существует. Мы отправили российской стороне несколько соответствующих этой позиции предложений и уже неоднократно заявляли о том, что Украина готова рассчитываться за газ по этой цене. Что касается переговорного процесса: у нас было несколько встреч, телефонных разговоров, происходит динамичный обмен корреспонденцией. Кроме того, в переговорах активно участвуют представители Еврокомиссии, которые пытаются организовать наше общение и направить его в русло поиска компромиссов. Например, речь идет о встречах экспертного пула. Впрочем, на сегодня обе стороны уже назвали свои позиции, и нас ожидает самая интересная фаза переговоров, в ходе которой мы будем стараться эти позиции сближать. Как будет проходить этот процесс – я предсказывать не берусь.

- Украина планирует подавать иски против России в международный арбитраж, которыми намерена оспорить односторонний пересмотр цены на природный газ. Расскажите подробнее, какой будет позиция НАКа в ходе судебного разбирательства?

«Нафтогаз» является так называемым держателем газового контракта, соответственно, ранее мы направили уведомление в «Газпром» о необходимости пересмотра цены. Этот документ  содержит перечень тех аспектов наших отношений, которые были сформированы в рамках газового контракта 2009 года, и которые необходимо пересмотреть.

Прежде всего, речь идет о том, что цена, которую платил НАК за импорт энергоносителя является несправедливой. Это автоматически ставит под вопрос сумму накопленных Украиной за газ задолженности. Обоснованной стоимостью газа мы считаем именно ту, которая была установлена в первом квартале («У.К.» - 268,5 долл/ тыс. куб.м.). Мы не считаем целесообразным оплачивать выставленные спорные счета до тех пор, пока не будет определенности по объему поставок и ясности с ценой. Второй немаловажный вопрос, который будет решаться в ходе рассмотрения исковых претензий, – это стоимость российского газа в последующие периоды. И, в-третьих, мы намерены поставить точку в наших спорах с «Газпромом» относительно контрактного положения «take or pay» («У.К.» - «бери или плати» - норма договора, согласно которой поставщик берет на себя обязательство предоставить товар вплоть до максимальных объемов, зафиксированных в контракте, а покупатель обязуется оплатить эти объемы поставок, независимо от того, сколько он закупил в рассматриваемый период). Это положение в контракте, на которое постоянно ссылается «Газпром», и оно является для российской стороны основанием для выписывания нам многомиллиардных штрафов. Вместе с тем, кроме выставленных счетов, никакой практической реализации это положение не имеет.

- То есть, НАК будет добиваться отмены принципа «бери или плати» в договорных отношениях с российской стороной?

«Нафтогаз» считает, что даже действующий контракт не позволяет нашим российским коллегам выставлять нам счета о взыскании подобного штрафа. Не говоря уже о том, что, если мы говорим о нормальных рыночных отношениях, то этот вопрос вообще не должен возникать. Впрочем, можно сказать, что я перечислил ключевые аспекты наших взаимоотношений с Россией, которые мы намерены урегулировать в международном арбитраже. После того как мы направили это письмо у нас по контракту есть 30 дней на переговоры. Если в течение этого срока мы не достигнем успехов в переговорах, то есть, если обе стороны не найдут какой-либо компромисс, тогда мы как сторона, которая начала этот процесс, имеем право инициировать рассмотрение в судебном порядке.

- В экспертной среде бытует мнение, что у нашей страны сомнительные шансы выиграть в международном суде, хотя бы потому, что, настаивая на цене российского импорта в 268,5 долларов, Украина готова платить за тысячу кубометров реверсного газа около 380 долларов. По крайней мере, именно такую цифру называли ранее в Минэнергетики. Почему вы считаете, что для Украины судебное разбирательство в международном арбитраже закончится успешно?

Во-первых, мы знакомы с теми экспертами, которые высказывают подобную точку зрения, и не считаем ее профессиональной. НАК проводит консультации с юристами, которые уже более 15 лет специализируются на ведении международных хозяйственных споров, а также с экспертами, которые много лет работают в газовой отрасли. Во-вторых, цену реверсного газа я на сегодня  назвать не могу, но она значительно ниже той суммы, которую вы назвали. В-третьих, важно понимать, что в первом квартале «Газпром» установил цену на газ, который российская компания реализует в Украину именно на уровне 268,5 долларов. Это фактически означает, что такая цена для россиян экономически приемлема. Существует документ, в котором зафиксирована именно эта цена. В этом документе отсутствуют ссылки на какие-либо политические или другие посторонние факторы. Именно такую цену российские коллеги согласовали с украинской стороной как экономически обоснованную цену.

Кроме того, многие эксперты почему-то умалчивают о таком немаловажном факторе, как соотношение цены и объема потребления. Если будет установлена обоснованная цена, то для «Газпрома» украинский рынок будет достаточно объемным. Задача продавца найти то оптимальное соотношение цены и объема поставки, которое для них дает максимальную маржу. Украинский рынок очень зависим от цены: у нас есть химические и металлургические предприятия, и, если проанализировать экономику российского газа в Украине, то вопрос не в стоимости в абсолютном выражении, а вопрос в соотношении цены и объема потребления. Было бы неплохо, чтоб наши эксперты в этом разобрались.

Андрей Коболев

Теперь возвращаюсь к обоснованности. Экономические факторы, на основании которых была выведена цена в 268,5 долларов, не изменились. То есть, грубо говоря, наша химическая промышленность не стала потреблять меньше, существенных изменений на нефтяном рынке также не произошло. Не стоит забывать, что этот контракт предполагал определенные обязательства по объему закупки. Лично я не видел расчетов «Газпрома», на основании которых они согласились на эту цену, но такие расчеты были. Декабрьский контракт для «Газпрома» был интересным и экономически выгодным. Это не та компания, которая будет работать себе в убыток. Именно справедливость и обоснованность цены, а также отсутствие объективных факторов, которые могли бы влиять на ее увеличение, мы и собираемся доказывать в международном суде.

- Будет ли украинский иск касаться объектов НАК «Нафтогаза», находящихся в Крыму, который согласно украинскому законодательству, признан оккупированной территорией? Ведутся ли переговоры о передаче этих активов российской стороне в счет погашения украинского газового долга?

«Нафтогаз» сейчас проводит ряд мероприятий, которые касаются инвентаризации и оценки наших потерь, возникших из-за крымской ситуации. Учитывая, что Крым – оккупированная территория, у нас сегодня существуют проблемы с доступом к нашим активам, в том числе и к Черноморскому шельфу, и к некоторым активам «Чорноморнафтогаза» на Арабатской стрелке на территории Херсонской области. Кому будет предъявляться такой иск, в какую инстанцию он будет подаваться, и как правильно строить претензионную работу по этим проблемам, - все эти вопросы сейчас находятся на этапе обсуждения.

- Вы можете назвать предварительную сумму ущерба, который нанесен Украине в результате аннексии Крыма?

Мы оцениваем наши потери в десятки миллиардов долларов, а потери Украины могут быть больше на порядок.

- Таким образом, на сегодня у НАК «Нафтогаза» нет вообще никакой связи со своими объектами в Крыму, например с «Черноморнефтегазом», банально - с сотрудниками компании, которые там работают?

К сожалению, сегодня наладить формальные коммуникации у нас не получается.

- Пытался ли «Нафтогаз» напрямую, или может через Минэнергетики, обращаться по этому вопросу к самопровозглашенным так называемым властям Крыма?

Мы не можем обращаться официально к «так называемым» или «самопровозглашенным» властям. Этот вопрос лежит скорее в политической плоскости, и я не готов на него отвечать.

- Может ли в Украине сложиться ситуация, при которой к зиме стране необходимо будет позаботиться о предварительной закупке газа, и соответственно, его закачать в наши хранилища? Стоит ли, как говорят многие эксперты, Украине готовиться к «отопительному сезону с холодными батареями»? Насколько уменьшится наша собственная добыча при условии, что пока к крымским активам и шельфу нет доступа?

На сегодня газовая труба на Крым перекрыта. В этом году, планировалось, что Крым должен был потребить чуть меньше, чем произвел. С точки зрения баланса газа всей страны, можно сказать, что из-за оккупации Крыма мы не досчитаемся небольшого объема газа в этом году. Что будет дальше – предсказать сложно. Мы прогнозировали рост нашей внутренней добычи в период 2015-2016 годов: достаточно скачкообразный прыжок в сторону положительной динамики по объемам был запланирован. Соответственно, можно сказать, что в будущем мы теряем больше всего. На сегодня, без учета Крыма, объем добычи украинского газа составляет порядка 20 миллиардов кубометров газа.

Коболев

- То есть, этого достаточно для того, чтобы обеспечить газом бытовых абонентов?

При транспортировке газа мы не разделяем абонентов по категориям: бытовые или небытовые. Трубы-то для всех абонентов одни и те же. Мы не можем отдельно в трубе сделать ответвление исключительно для населения. Поэтому не совсем корректно, мы считаем, выделять абонентские категории.

- Давайте уточним этот момент: многие украинцы полагают, что когда они открывают конфорку на газовой плите, то они потребляют украинский газ, а вот уже теплоноситель в батареях, или же горячая вода греется импортным газом. Это не так?

Давайте остановимся на физических параметрах. На сегодня Украина потребляет порядка 50 миллиардов кубометров газа. Эта цифра варьируется в зависимости от объемов потребления газа металлургическими предприятиями и химической промышленностью. Так вот, газотранспортная система Украины представляет собой, грубо говоря, общую ванну газа. На физическом уровне нельзя разделить ни потребителей этого газа по категориям, ни газ по источникам происхождения. Соответственно, никто не сможет сказать, в каком именно регионе была добыта конкретная молекула газа, сгоревшая в вашей конфорке. Вопрос скорее экономический, связанный с ценой для конечного потребителя.

Покрывает ли объем внутренней добычи, поставляемый государственными компаниями для нужд населения, эти нужды? К сожалению, в последнее время не полностью покрывает даже объемы газа, потребляемые населением напрямую, через газовые плиты и котлы. В силу разных причин часть этого потребления приходится покрывать газом, который мы должны покупать по рыночной цене. А поставки теплокоммунэнерго для производства тепла полностью идут за счет импортного газа.

Кроме того, что наша система обеспечивает все категории потребителей внутри страны, она также работает на транзит. Для балансирования системы используются подземные хранилища газа. В случае профицита, газ закачивается в хранилища, в случае дефицита, наоборот, - подается в систему. И большая часть наших споров с российскими и европейскими коллегами сосредоточена как раз вокруг того, как используются наши подземные хранилища – для транзита газа или для внутреннего потребления.

На самом деле, согласно контракту с «Газпромом», «Нафтогаз» имеет право взять у «Газпрома» тот объем, который будет необходим для закрытия пиковых объемов потребления в Украине. То есть, если мы по контракту будем брать максимальный суточный объем, то у нас будет достаточно газа для того, чтобы обеспечить всех украинских потребителей в любой день, не используя подземные хранилища.

Но зимой бывают ситуации, когда температуры очень низкие и в России, и в Украине, и в ЕС. Тогда потребление газа внутри стран, и прежде всего, в России растет. Их система абсолютно аналогична нашей: транзитные трубопроводы не разделены с внутренними магистралями. Часто в зимний период возникают ситуации, когда у наших российских коллег не хватает для газа и для нас, и для покупателей в ЕС. Россияне, так же как и мы, своих граждан отключать от газа и держать в холоде не хотят. Падение объемов поставок – это иногда суточная ситуация, иногда проблема двух недель. Вот именно тогда украинские хранилища являются тем буфером, который мы должны использовать.

- Но как тогда решается ситуация с транзитом в Европу?

Что касается транзита, то позиция «Нафтогаза» в этом вопросе очень простая. Мы готовы за счет собственных средств создать часть запасов газа в хранилищах, например, объем такого резерва может быть пропорционален доле внутреннего потребления в общем объеме газа, прокачиваемого через территорию Украины. То есть, если существует фактически два потребителя, которые питаются из одного источника (Украина и ЕС), то справедливо этот источник пропорционально разделить.

Свою долю мы можем обеспечить за счет закачки в ПХГ газа внутренней добычи, нам этого будет достаточно. Но формировать долю, необходимую для поддержки транзита для европейских потребителей, за свой счет мы не считаем целесообразным. Особенно при цене 500 долларов за тысячу кубометров.

Если россияне или европейцы хотят, чтобы там был газ и чтобы все спали спокойно зимой, необходимо транзитный газ кому-то купить и в хранилище закачать. Это могут, но не хотят, делать наши российские коллеги. Наши европейские коллеги сейчас этого сделать не могут, хоть и заинтересованы. С одной стороны, «Газпром» отказывается продавать европейцам газ на восточной границе Украины, с другой, противодействует открытию большого реверса через Словакию.

Украина свою часть закачает. За всю историю газовой отрасли Украины у нас не было прецедентов холодной зимы без газа. Даже в 2009 году, когда был газовый кризис, то есть на подаче с российской стороны «ноль», мы буквально «развернули» нашу систему и всех обеспечили газом, включая Восток Украины, прокачивая газ из подземных хранилищ, которые находятся в западных областях страны.

- Это означает, что «развернуть» украинскую газотранспортную систему, создать так называемый «украинский реверс» возможно и сейчас?

Да, безусловно, несмотря на то, что технически – это очень непросто.

- Существует ли у «Нафтогаза» пошаговый стратегический план на случай кризисной ситуации, аналогичной 2009 году, если, допустим, российская сторона полностью перекроет поставки газа?

Такой план, разумеется, существует, но это стратегически важная и закрытая информация.

- Вернемся к реверсу газа из Европы. На каком этапе переговоры о заключении договора на реверсные поставки?

Мы уже подписали меморандум, в котором прописали два варианта поставок газа из Словакии: так называемый «большой» реверс и «малый». Смысл первого в том, что по уровню мощностей эта схема в ближайшей перспективе позволит нам получать необходимые объемы поставок газа из Европы, которые потенциально удовлетворяют все потребности украинских потребителей. Интерес со стороны европейских компаний к участию в схеме «большого» реверса есть. Проблема «большого» реверса в том, что существующую трубу из Украины в Словакию, словацкий оператор не может развернуть в сторону Украины, не получив формального согласия «Газпрома». Других ограничений нет.

Мы собираемся этот вопрос дальше активно обсуждать в Еврокомиссии. Считаем, что данная ситуация не соответствует европейскому законодательству в сфере регулирования рынка газа, напрямую противоречит положениям Третьего энергопакета и всем правилам европейского энергосодружества.

Второй вариант, - «малый» реверс, - на котором настаивает словацкая сторона, надеемся, уже с сентября позволит нам прокачивать около 22 миллионов кубометров газа в сутки по законсервированному газопроводу, который необходимо подключить к существующей системе. Для этого словаки обязались достроить на своей территории участок трубы длиной 400 м и подключить его.

-Я понимаю, что это непросто, особенно, когда процесс переговоров еще не завершен, но можете ли вы назвать сроки, когда вопрос с реверсными поставками будет решен?

По «малому» реверсу, как я уже сказал, мы должны начать работать с 1 сентября. Сроки по «большому» варианту пока не ясны, так как пока не можем получить от Еврокомиссии четкого ответа, как они будут решать эту ситуацию.

- То есть, переговорный процесс затягивает европейская сторона? Потому что европейцы как раз обвиняют в этом Украину…

Не совсем так. Европейские коллеги настаивали на том, чтобы мы как можно скорее подписали меморандум. Мы же при его подписании настаивали на том, чтобы в этом документе была прописана схема «большого» реверса. В этом и состояла основная загвоздка. Но надо понимать особенности Европы. Еврокомиссия – это же не правительство Европы. И не Комиссия по регулированию всей Европы. Также стоит понимать, что словацкая газовая компания – частная, у нее свои интересы и свой контракт с «Газпромом». Еврокомиссия не может прийти к словакам, «развернуть» трубу, грубо говоря, и уйти. Идет определенный процесс, который укладывается в нормы регулирования и законодательства, на которые мы ссылаемся.

- Какой может быть стратегия украинской стороны в решении этого вопроса?

Существует несколько вариантов разрешения ситуации, несколько направлений. Все они относительно радикальные. Но самый простой – это подача иска Еврокомиссии, в котором предъявляются претензии на основании банального ограничения конкуренции, что очевидно. Впрочем, этот процесс, к сожалению, по опыту других стран, обычно достаточно долгий. Поэтому с Еврокомиссией мы пытаемся найти компромиссный вариант, как дипломатическим путем данный вопрос решить.  

Беседовали Мария Цатурян, Александр Гаврилюк

Приготовление еды должно происходить в определенном месте. На кухне оно называется столешница. Однако могут происходить некоторые неполадки. Вашему вниманию представлена замена кухонных столешниц. Более детально ознакомиться с предлагаемыми услугами можно на сайте stoleshnica-fasad.ru.

 
Комментарии (17)
Няша6
02 июня 2014 г. 12:49
Ой, какой серьезный...))) а сколько газа в подземных хранилищах так и не рассказал))
Олена5
02 июня 2014 г. 12:54
Вы думаете, что он так возьмет и вывалит все секреты??? Может он сам не в курсе сколько газа)))
Няша1
02 июня 2014 г. 13:11
ой, нет, мне кажется он точно знает сколько газа в хранилище) у него глазки умненькие))) скретничает или кокетничает - одно из двух))))
Олена4
02 июня 2014 г. 13:14
вскрытие хранилища покажет, то ли глазки умненькие, то ли кокетничает
Няша3
02 июня 2014 г. 13:25
Олена, не дай Бог нам дожить до того дня, чтобы пришлось вскрывать хранилище. Исходя из его слов, вскрытие возможно лишь, когда Раша нам газ отключит. Пусть лучше мистер умненькие глазки спокойно работает над тем, как сделать Газпром в международном суде)
Читатель5
02 июня 2014 г. 12:54
А не розповів, тому що мабуть не дуже в нас все гараз з ПГС... дуже сумнівно, що НАКу вдасться домогтися суттєвого зниження ціни на російський газ. Хоча позиція нового очільника відомства мені особисто імпонує - я також не бачу причин, з яких Україна має сплачувати більше, ніж було передбачено контрактом в першому кварталі
I am4
02 июня 2014 г. 13:03

Андрей Владимирович, дай Вам Бог настойчивости в общении с Газпромом. Поддерживаю!!! Надеюсь, что Украина больше не будет унижаться перед ВВП, как это делала Тимошенко: крутила пуговицу на пиджаке ВВП, с глазами кота из Шрека, выпрашивая скидку на газ)

Михаил3
02 июня 2014 г. 13:15
Тимошенко ему что-то другое крутила, что бы он ее в долю взял))
Няша2
02 июня 2014 г. 13:22
Михаил, что-то другое - вы имеете ввиду газовый вентиль?))))
Михаил4
02 июня 2014 г. 13:25
Да, вентиль, со сжиженным газом-))
Владимир3
02 июня 2014 г. 14:46
Импонирует позиция НАК "НГ" в лице господина Коболева, не платить русским за газ по стоимости 500 $ за т.м.3 ...
Санечка В.3
02 июня 2014 г. 16:25
Владимир, первый раз с вами согласен!!! Никаких няш-мяш с Газпромом!!!!!
Владимир3
03 июня 2014 г. 18:54
Нафтогаз предлагает довести стоимость газа для всех категорий потребителей до уровня цены для промышленности, которая на сегодняшний день составляет 517 долларов/тыс куб. м газа. КАК ВАМ ТАКАЯ ПОДАЧА ???
Санечка В.3
03 июня 2014 г. 19:39
теплоэнергетики будут хлопать в ладоши, народ плакать в платочек
Владимир3
19 июня 2014 г. 10:31
Так могут думать только примитивные обыватели ...
Санечка В.3
19 июня 2014 г. 10:39
я понял ! все будут хлопать в ладоши))))
Владимир2
19 июня 2014 г. 10:45
В ладоши не знаю , экономить и платить будут !!!