ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХИзменения в госбюджет «пройдут» мимо ЖКХ

Изменения в госбюджет «пройдут» мимо ЖКХ

Правительство подало на рассмотрение парламента изменения к Закону «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», однако внесение предложенных корректив будет означать для украинцев еще большее затягивания поясов. Не прибавилось средств и на ЖКХ.

По одному из пунктов Заключительных положений Закона «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», принятого парламетарями в ночь с 28 на 29 декабря прошлого года, Кабинет Министров был обязан до 15 февраля внести на рассмотрение Верховной Рады предложения корректив к документу по результатам внедрения изменений в законодательство, на основе которых сформирована сама государственная казна на этот год, и переговоров с международными финансовыми организациями. 

Уже после окончания новогодне-рождественских праздников миссия Международного валютного фонда начала свою работу в Украине и не запланировано пробыла в Киеве дольше, чем рассчитывала - до 11 февраля. Все это время кредиторы обсуждали с представителями украинской власти программы реформ, направленных на восстановление экономического роста. Министр финансов Наталья Энн Яресько призналась, что переговоры с миссией МВФ оказались слишком сложными, особенно в вопросах тарифов и сокращения расходов из государственной казны. Наконец, на внеочередном заседании правительства, которое состоялось 14 февраля, Премьер-министр Арсений Яценюк объявил, что переговоры с МВФ прошли успешно и правительство ожидает решение Совета директоров МВФ о предоставлении кредита в сумме 25 млрд долл. в качестве возвратной финансовой помощи в течение 4 лет, из которых 17,5 долл. предоставляет МВФ, а остальные средства, то есть разница между 25 и 17,5 млрд - Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, страны Большой семерки и другие международные партнеры Украины, которые готовы помочь в стабилизации экономической ситуации. Так, уже вечером 16 февраля в Верховной Раде был зарегистрирован правительственный проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» (№2147). 
 
Из анализа пояснительной записки правительства к этому законопроекту сам по себе напрашивается вывод - украинцам предлагают затянуть пояса еще плотнее, чем два месяца назад. Изменения в госбюджет подготовленные по пессимистическому сценарию развития экономики Украины: обновленный прогноз макроэкономических показателей предусматривает в текущем году углубления падения реального ВВП до 5,5% вследствие действия приведенных выше внешних и внутренних факторов против 4,7% соответственно к утвержденным ранее прогноза. При этом, прогнозный объем номинального ВВП увеличен на 129,4 млрд грн до 1850,2 млрд грн, что обусловлено ростом потребительских цен на 26,7% в измерении декабрь к декабрю предыдущего года. Рост индекса цен производителей (декабрь к декабрю предыдущего года) прогнозируется на уровне 26,5%. Прогнозируется увеличение фонда оплаты труда на 11,6 млрд грн до 478,6 млрд грн. Среднемесячная заработная плата составит 3,99 тыс. грн. Ожидается увеличение прибыли прибыльных предприятий против предыдущего прогноза на 35,8 млрд грн до 307,9 млрд грн. Изменения в политике регулирования цен на энергоносители предполагающих постепенную либерализацию тарифов, сокращение перекрестного субсидирования и изъятия в государственный бюджет части прибыли газодобывающих предприятий для обеспечения прямой бюджетной поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

 
О конкретных сценариях либерализации тарифов и уменьшения перекрестного субсидирования в законопроекте №2147 не говорится, но учитывая то, что по сообщению Натальи Энн Яресько, одним из условий МВФ для получения кредитных средств было повышение тарифов на природный газ для населения в 7 раз, украинцам нужно ожидать повышения цен на газ и тарифов на тепловую энергию в разы уже в ближайшее время.
 
Именно для обеспечения социальной защиты населения и предоставления государственной поддержки наименее защищенным категориям граждан в оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги в проекте закона №2147 предусмотрены дополнительные расходы в сумме 15,3 млрд грн:
 
- почти 12,5 млрд грн на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату ЖКУ. Указанные средства направлены для смягчения последствий роста розничных цен на энергоносители в зависимости от выбранного сценария повышения цен на природный газ и тарифов на тепловую энергию для населения;
 
- 2,85 млрд грн на оказание адресной помощи лицам, которые перемещаются с временно оккупированной территории и районов проведения антитеррористической операции, для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату ЖКУ.
 
В связи с проведением антитеррористической операции правительство предлагает изменения в ст. 19 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2015 год». В частности, предусматривается предоставление права Кабинету Министров осуществить выпуск облигаций внутреннего государственного займа в пределах объемов, установленных в приложении №2 к настоящему Закону, в сумме 29,7 млрд грн, в том числе 10,7 млрд грн для компенсации убытков от поставки природного газа в районы проведения АТО, с последующим приобретением в государственную собственность в обмен на эти облигации акций дополнительной эмиссии ПАО «Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины». То есть, долги за природный газ, накопленные «ДНР» и «ЛНР» предлагается погасить за счет средств налогоплательщиков и увеличения дефицита НАК «Нафтогаз Украины».
 
Кроме этого, законопроектом №2147 предусмотрено выделение субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на восстановление (строительство, капитальный ремонт, реконструкция) инфраструктуры в Донецкой и Луганской областях в сумме 300 млн грн.
 
С целью обеспечения деятельности Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра, созданной путем реорганизации Государственного агентства земельных ресурсов, в Службу определен ответственным исполнителем в системе Министерства, как главного распорядителя средств бюджета, вместо Госземагентства. Для обеспечения деятельности вновь созданного Службы выделены дополнительные расходы в сумме 377,5 тыс. грн за счет соответствующего уменьшения расходов на мероприятия по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти и сокращения количества контролирующих органов, главный распорядитель - Хозяйственно-финансовый департамент Секретариата Кабинета Министров.
 
К сожалению, законопроект №2147 является большим разочарованием для жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на просьбы предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и теплоснабжающих предприятий, которые они неоднократно высказывали публично, в том числе и на круглых столах, организатором которых было ИА «Украина Коммунальная», приложение №3 к проекту Закона о внесении изменений в Госбюджет - 2015 снова не содержит такого вида расходов, как субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах. Из содержания законопроекта №2147 также не понятно, появится ли возможность у Кабинета Министров распределять государственные капитальные расходы и средства государственного фонда регионального развития после его обсуждения и принятия. 
 
 
Надежду отрасли жилищно-коммунального хозяйства на возвращение в госбюджет-2015 субвенции по погашению разницы в тарифах может дать другой законодательный документ - проект Закона №2119 «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» относительно наполнения источников субвенции для погашения разницы в тарифах». Как сообщала «Украина Коммунальная» ранее, этот документ был зарегистрирован группой депутатов в Верховной Раде 12 февраля. Им предлагается предоставить 11 млрд грн субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которые производились, транспортировались и поставлялись населению. При этом источниками финансирования этой субвенции определены поступления в специальный фонд государственного бюджета от погашения налогового долга, в том числе реструктуризированного или рассроченного (отсроченного), по налогу на прибыль и НДС предприятий, который уплачивается предприятиями электроэнергетической, нефтегазовой, угольной отраслей, предприятиями, которые оказывают услуги по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, предприятий централизованного водоснабжения и водоотвода в сумме 1,2 млрд грн; от погашения налогового долга, в том числе реструктуризированного или рассроченного (отсроченного), с уплаты акцизного налога с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции), который уплачивается предприятиями топливно-энергетического комплекса, в сумме 1,5 млрд грн; от погашения задолженности по уплате части чистой прибыли или дивидендов предприятий электроэнергетической отрасли в сумме 0,4 млрд грн; от погашения предприятиями топливно-энергетического комплекса и нефтегазовой отрасли перед Государственным агентством резерва Украины задолженности и обязательств за материальные ценности в сумме 0,4 млрд грн; от выпуска КМУ облигаций внутреннего государственного займа на сумму 7,5 млрд грн.
 
Учитывая то, что в группу народных депутатов - авторов законопроекта №2119 входят нардепы из фракции «БПП» и «Народный фронт», которые являются членами коалиции депутатских групп и фракций Верховной Рады Украины VII созыва, можно ожидать и надеяться, что его рассмотрение будет проходить одновременно с рассмотрением правительственного законопроекта №2147 и депутаты - члены коалиции проголосуют за законопроект №2119 так же единогласно и дружно, как и за правительственный законопроект №2147. А в том, что изменения в бюджет 2015 будут приняты единогласно, сомневаться не приходится, потому что если Верховная Рада провалит поправки к бюджету, Украина не получит кредитов МВФ, а это фактически будет означать экономическую катастрофу и объявление дефолта. 
 
Андрей Осадчий
 
Комментарии (1)
Коля Пухов1
18 февраля 2015 г. 21:41
Цей уряд повторює усі помилки усіх своїх недолугих попередників, які підтримували бюджет зовнішніми запозиченнями та знеціненням гривні. Тільки зараз швидкість знецінення гривні зросла катастрофічно і вже досягає швидкості знецінення купонокарбованця у 1992--1996 роках.