ГлавнаяПубликацииСтатистикаДолги за ЖКУ: затишье перед бурей

Долги за ЖКУ: затишье перед бурей

Несмотря на разговоры, эффективного «противоядия» от беспрецедентного роста тарифов нет. От реструктуризации коммунальных долгов толку мало. На субсидии надежд еще меньше. Зато до рекордного роста долгов за ЖКУ — рукой подать.
За январь украинцы задолжали поставщикам газа, тепла и горячей воды 545 млн грн. При всей значительности суммы, это хороший показатель. За аналогичный период 2014 года потребители нарастили долгов на 1 млрд грн больше. В целом, январь 2015-го в сфере оплаты ЖКУ оказался столь же аномально «теплым», как зима. Впервые за 5 лет население заплатило за «коммуналку» более 88% начисленных сумм. К сожалению, положительная динамика лишь игра чисел. Статистику не обманешь. 

То, что было — «цветочки»

За последние 10 лет самым проблемным в плане оплаты жилищно-коммунальных услуг был 2006 год — по данным Госстата, население тогда оплатило 90,6% коммунальных счетов. Недалеко от него ушли 2009 и 2014 годы с уровнем оплаты 90,4% и 90,2%. Во всех трех случаях причина прироста неплатежей одна — несовпадение желаний о размерах поступлений коммунальных платежей с возможностями населения. 
 
Однако 2006 год особенно показателен. Тогда тарифы на газ возросли резко (впервые с 2000 года) и мощно — за 3 месяца в 2,5 раза: со 177 до 444 грн за тыс. куб. м для «бессчетчиковых» абонентов. «Прицепом» к ценам на газ резко повысились цены и на другие коммунальные услуги. 
 
В результате, к концу 2006 года Госстат констатировал, что средние начисления коммунальных платежей выросли на 76%. Хотя в действительности многим украинцам пришлось тратить на «коммуналку» в 2-3 раза больше, так как усредненные показатели всегда показывают «среднюю температуру по больнице» и отражают общую тенденцию. 
 
Как следствие, по итогам 2006 года размер задолженности за газ увеличился на 32,4%, размер долгов за тепло и горячую воду — на 21,2%. В отдельных регионах платежи за энергоносители и вовсе ушли «в пике». 
 
Закончилось все тем, что в канун 2007 года Президент подписал Закон №498-V о реструктуризации коммунальных долгов, образовавшихся на 1 декабря 2006 года. Кроме этого заговорили о необходимости снижения размера обязательного платежа (для получателей субсидий) с 20% до 15% доходов семьи за месяц. Правда, реализация этой инициативы растянулась на 3 года, но сути это не меняет — для выведения платежей за ЖКУ из коматозного состояния потребовались экстраординарные меры.

Плата за газ — долгам «голова»

В 2009 году платежи населения снова поползли вниз. На этот раз «виновником торжества» стали не тарифы, а экономический кризис. Цены на газ для населения выросли в конце года незначительно. Но даже это привело к резкому ухудшению статистики: за 11 месяцев население смогло уменьшить размер «газового» долга на 75 млн грн, а в декабре одним махом задолжало 370 млн грн (размер задолженности за «голубое» топливо увеличился на 29,2% — в 4 раза больше, чем за ЖКУ в целом). При этом, по плате за содержание домов, вывоз мусора и водоснабжение задолженность, напротив, уменьшилась, хоть и на доли процентов. 
 
 
В 2010 году история повторилась. Газ для основных категорий населения подорожал почти вдвое. Как следствие, соответствующие платежи в очередной раз забуксовали. В то время как за все остальные коммунальные услуги население либо заплатило с избытком (погашая долги прошлых лет), либо нарастило долги постепенно и незначительно. По плате за газ произошел скачок: за 11 месяцев размер долга уменьшился на 45 млн грн, но в декабре возрос на 500 млн грн. Населению не хватило денег.
 
В 2014 году снижение уровня платежей было обусловлено как ухудшением экономической ситуации, так и значительным повышением тарифов на газ. Как следствие, «газовые» долги снова вырвались вперед. За год население недоплатило 495 млн грн. Но примечателен 2014-й не этим, а полным «разбродом-шатанием» в регионах. Так, в Херсонской области за последний год размер задолженности по плате за газ вырос на 987,5%, в Одесской области - на 193,6%. Вместе с тем, в Хмельницкой области размер долгов населения, напротив, уменьшился на 16,4%, а в Ивано-Франковской — на все 71,6%. 
 
Проще говоря, уже сейчас, — до начала действия решения о «богатырском» повышении тарифов на газ, — сфера соответствующих платежей уже полностью разбалансирована. Как в этой ситуации население в апреле отреагирует на новые цены, спрогнозировать несложно. Новыми неплатежами. 

На кону 80 миллиардов

Проблема мартовского повышения тарифов не только в беспрецедентном рывке к заоблачным высотам. В 2006 году цены на «коммуналку» повышались на фоне «газовых войн». В остальном ситуация была благоприятной: экономический рост, стабильность национальной валюты, повышение доходов населения. Так, в январе 2006 года рост реальной зарплаты в Украине составил от 15% до 31% — в сравнении с январем 2005 года. 
 
В декабре 2014 года реальная зарплата по сравнению с периодом годичной давности уменьшилась на 13,6%. Цены растут, доходы снижаются. Поэтому даже двукратный рост тарифов для населения сейчас был бы более сильным ударом¸ чем в 2006-м.
 
В реальности же, удар по населению нанесен убойный. По сути, для всех жителей многоэтажек тарифы на газ повышены примерно в 7 раз, а для большей части «частников» — более чем в 3,5 раза, так как нормативных 200-от куб. м газа (по половинной цене) недостаточно для обогрева даже компактного и хорошо утепленного дома. 
 
Чтобы оценить тектонический сдвиг цен, достаточно вспомнить, что Украина — страна газифицированная: в городах уровень газификации — около 80%, в селах — около 30%. Бытовых потребителей газа в Украине без малого 14 миллионов. Правда, в прошлом году уровень газопотребления населением значительно снизился — почти на 2 млрд куб. м, до 15,1 млрд куб. м. В новых ценах (7,188 грн за куб. м; половинным тарифом можно пренебречь ввиду его «символизма») это 108,7 млрд грн. Как тут не вспомнить заявление Премьер-министра Арсения Яценюка о погашении 110-миллиардного дефицита «Нафтогаза» «за счет повышения тарифов до рыночных расценок». 
 
 
Вот только на практике «амбициозная и всеохватывающая программа реформирования сектора энергетики», упомянутая в Меморандуме с МВФ, сведена к перекладыванию долгов на население. Теперь семье из 4 человек, проживающей в квартире с плитой и газовой колонкой только за газ ежемесячно придется платить около 500 грн, а владельцам домов в отопительный сезон — от 3,5-4,3 тыс. грн (при ежемесячном потреблении 600-700 куб. м газа, что совсем немного) в месяц до плюс бесконечности (или около 1,7-2 тыс. грн на протяжении всего года). 
 
Даже если предположить, что в 2015 году население сократит газопотребление на треть или даже наполовину, общий размер платежей за газ все равно останется астрономическим — 55-70 млрд грн. Это совершенно неподъемная сумма — даже с учетом государственной поддержки. В 2014 году население смогло заплатить за газ 12,3 млрд грн. При этом каждый пятый владелец лицевого счета в Украине должен за газ за 3 месяца и больше. Поэтому впору задать вопрос, что делать с коммунальными долгами — сегодняшними и завтрашними? 

Рассрочка не спасет

Дважды Украина пыталась решить проблему объявлением реструктуризации долгов за ЖКУ. В 2003 году Верховная Рада приняла первый закон о реструктуризации, в 2006 году — второй. Однако на практике рассрочка платежей на срок до 5 лет так и не стала радикальным средством уменьшения размера задолженности. За 12 лет в Украине заключено около 3,5 млн договоров о реструктуризации на общую сумму около 3,1 млрд грн. Мелочь, но приятно — в сравнении с 13-ти миллиардной задолженностью по состоянию на февраль 2015-го. К тому же, сегодня можно реструктурировать лишь долги, образовавшиеся до 1 декабря 2006 года.
 
Поэтому, не исключено, что уже в ближайшие месяцы в Украине будет принят новый закон о реструктуризации. Проблема в том, что в действующем законе есть четкое ограничение – общие траты на коммунальные услуги и погашение долга не могут превышать 25% доходов семьи за месяц. В сегодняшних условиях соблюсти это условие смогут не все, а значительное повышение порога скажется на количестве заключаемых договоров реструктуризации.
 
Однако самое печальное в новых тарифах то, что они повышены механически, без изменения структуры и системы платежей. Так, нормы потребления газа не изменены, хотя известно, что для семей из 3, 4 и более человек они явно завышены. Поэтому многие семьи теперь будут оплачивать по астрономическим тарифам не только реальные объемы газопотребления, но и «воздух». Между тем, счетчиками сегодня оснащены лишь немногие потребители, государственная программа обеспечения населения средствами учета не выполнена, а установка счетчиков на местах часто саботируется. Зато отключиться от газа и отопления в многотажках практически невозможно. Кстати, одно из нововведений состоит в том, что теперь перед тарифами на газ все равны — и счастливые обладатели счетчиков, и «бесчетчиковые» потребители. Тариф для всех един — 7,188 грн за куб. м газа. По сути, население переведено в категорию заложников высоких цен и поставщиков ЖКУ.
 
И последний штрих. В 2006 году резкое повышение тарифов Украине далось не просто и не с первой попытки. Депутаты героически преодолевали мораторий на повышение стоимости ЖКУ, после повышения — с высоких трибун звучали заявления о необходимости снижения тарифов. 
 
В 2015 году цены на коммуналку повышены легко и в «одно касание». На сегодня в Верховной Раде зарегистрированы лишь два проекта — закона и постановления парламента, — об установлении нового ценового моратория. Но поданы они представителями «Объединенной оппозиции», в основном «для видимости», и шансов на их принятие нет. 
 
В Европе среднестатистический потребитель на свою зарплату может купить более 2 тыс. куб. м газа. В Украине после установления новых тарифов на среднюю зарплату можно будет приобрести 470 куб. м газа, а в большинстве регионов лишь немногим более 400 куб. м, так как средняя зарплата в них не дотягивает до 3 тыс. грн. А пенсионер с доходом в 1,4 тыс. грн не сможет приобрести и 200 куб. м. Что дальше?
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
 
 

Реклама: «Все средства хороши» - данное выражение можно отнести к любому виду деятельности. Так, например, рекламодатели могут использовать различные носители. Nestinfo реклама в транспорте и в маршрутках Киев повышает спрос на Вашу продукцию или услуги. Более детально ознакомиться с предлагаемым сервисом компании Вы можете на сайте nestinfo.com.ua.

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
17 марта 2015 г. 20:55
Підвищення тарифів (цін) -- це наслідок знецінення гривні. Взагалі, не товари чи послуги дорожчають, а знецінюються (дешевшають) гроші. Тому кожен раз їх треба віддавати все більше і більше за одну й ту саму кількість товарів або послуг. Тенденцію постійного знецінення національних грошей було закладено ще напочатку 1992 року. В 1992 році купонокарбованець прирівнювався до радянського рубля, і квартплата була всього 14 купонокарбованців. А в 1996 році квартплата вже стала декілька мільйонів купонокарбованців. Тобто, за чотири роки купонокарбованець знецінився у сотні тисяч разів. У 1996 році купонокарбованець обміняли на гривню по курсу сто тисяч купонокарбованців за одну гривню, і з 1996-го року до 2014-го року гривня знецінилась приблизно у 20 разів. А починаючи з 2014 року швидкість знецінення гривні значно зросла і зараз вже майже така ж , як і купонокарбованця у 1992-1996 роках. Знецінення грошей -- це тихий грабунок тих, хто ці гроші заробляє та використовує. Але хто грабує? Звісно той, хто ці гроші друкує. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Отже, всього-навсього, треба зупинити знецінення гривні, і вже не потрібно буде ніяких реформ, субсидій, підвищень зарплат і пенсій та інших тому подібних "хитрощів", які тільки прискорюють знецінення гривні. А то виходить, що замість того, щоб зробити одне, але головне, уряд та депутати видумують безліч другорядних, побічних та безперспективних законів, постанов і т.д., тобто, імітують діяльність, а криза тим часом поглиблюється.