ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаЦентрализованное отопление: зачем платить больше?

Централизованное отопление: зачем платить больше?

В условиях, когда с подачи Кабмина социальные нормы и льготные тарифы «сходят с ума», оснащение квартир индивидуальными приборами учета тепла актуально как никогда. Но задача эта — не из простых.

Несмотря на то, что последний нормативный «подарок», преподнесенный Кабмином населению, в виде 1200 кубов газа по половинной цене на весь отопительный сезон, непосредственно не касается потребителей централизованного отопления, серьезный повод для размышления появился и у клиентов теплосетей. По сути, Кабмин в очередной раз продемонстрировал, что социальные нормативы в Украине устанавливаются «на небесах» — без оглядки на такие «приземленные» категории, как обоснованность, а потому от высоких тарифов спасают совсем не так, как хотелось бы или не спасают вовсе. И дело не только в том, что Постановление правительства №872 от 30 октября, которым введена 1200-кубовая норма, спорное и неоднозначное.

Однажды лебедь, рак да щука…

Хуже всего, что левая рука нормотворцев часто «не дружит» с правой. И Постановление №872 — далеко не единственный пример такого регулирования. Фактически Кабмин «отнял» у потребителей 200-кубов газа по льготной цене еще 1 октября, когда свет увидело Постановление №758, которое ограничило срок действия половинных цен на газ полугодичным периодом — с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, — при том, что еще в марте Кабмин сам же (Постановлением №74) удлинил отопительный период до 7 месяцев. Соответствующие поправки внесены в Правила предоставления населению услуг по газоснабжению. И сделано это было именно потому, что в марте на 7 месяцев в году введены половинные цены на 200 кубов газа в месяц — Постановлением НКРЭКУ №583.
 
Так что октябрьское Постановление №758 — своего рода прецедент. Никогда ранее правительство отдельным документом не вводило под видом новых и льготных уже действующие сезонные тарифы. И не устанавливало льготные цены на неполный отопительный период.
 
В этом плане Постановление №872 «О дополнительных мерах относительно социальной защиты населения» от 30 октября — вторичный документ, который лишь корректирует Постановление №758. Потому в нем и прописана норма в 1200 кубов, а не 1400, как требуют весенние нормативы.
 
Хотя свою лепту в «кунсткамеру» экзотических нововведений привнесло и оно. Под «вывеской» социальной защиты населения Кабмин установил льготные половинные цены на газ для религиозных организаций — причем на все объемы потребляемого ими топлива (за исключением газа, используемого для производственно-коммерческой деятельности). А вот для детских садов, школ, больниц, интернатов, домов престарелых у правительства льготных тарифов не нашлось. Впрочем, это «лирика».
 
«Проза» состоит в том, что сейчас действуют все 4 документа. Налицо коллизия — норма о 1200-кубометрах введена, однако норматив Нацкомиссии о 200 кубометрах газа в месяц по 3,6 грн в течение 7 месяцев не отменен. Вот только доказывать свои права на скидку в апреле или после исчерпания кабминовского лимита потребителям, скорей всего, придется в суде — разумеется, если к этому времени Кабмин или НКРЭКУ не «переиграют» свои нормативы.
 
 
И нет никаких гарантий, что клиенты теплосетей, оплачивающие услуги по нормам— за каждый кубометр отапливаемой площади, не окажутся в таком же положении. Единственный способ абстрагироваться от возможных причуд и «усовершенствований» нормирования теплоснабжения — установить квартирный счетчик тепла.

Все начинается с разводки

К сожалению, на практике установка индивидуального прибора учета часто превращается в «одиссею» или путешествие за «золотым руном». Причем стопроцентной гарантии, что эпопея по освобождению от платы «за метры» завершится успешно, нет — независимо от категории жилья.
 
В домах старой застройки сходу добиться квартирного учета тепла вообще нельзя. Как известно, у них вертикальная разводка систем теплоснабжения, что сродни коммунальному колхозу. При вертикальной разводке тепло в квартиру подается по общему стояку, а стояков в квартире обычно несколько. Диагноз не смертельный, но процесс установки квартирного счетчика усложняется.
 
В ноябре прошлого года Минрегион издал разъяснение, в котором прописал алгоритм установки квартирных теплосчетчиков, в том числе в домах с вертикальной однотрубной системой отопления.
 
Ведомство констатировало, что для установки прибора учета в квартире с вертикальной разводкой может потребоваться переоборудование квартирной или внутридомовой сети центрального отопления по индивидуальному проекту. Правда, не обошлось и без спорного вывода. По мнению Минрегиона, для переоборудования системы отопления владелец квартиры в многоэтажке должен получить согласие всех жителей дома. По сути, это требование из категории невыполнимых. Особенно в больших домах.
 
Однако разъяснения не являются директивными документами, а действующее законодательство прямого требования о получении такого согласия не содержит. В Гражданском кодексе содержится лишь запрет на проведение собственником квартиры переоборудования, которое нарушает права собственников других квартир или санитарно-технические требования и правила эксплуатации дома.
 
Это известный аргумент, и в ситуации, когда владелец квартиры самостоятельно модернизирует систему отопления — например, обрезает батареи или, наоборот, устанавливает дополнительные радиаторы, — теплосети обычно без труда выигрывают суды и требуют сделать «как было».
 
Но вот при переходе к индивидуальному учету тепла вероятность такого эксцесса минимальна, так как «самоуправство» в этом случае бессмысленно — для регистрации счетчика в теплосети необходимо, чтобы все работы провела уполномоченная компания с соответствующей лицензией. А компании технические требования и нормативы обычно соблюдают.
 
Поэтому на практике, как правило, можно обойтись и без получения согласия всех «коллег» по крыше или получить согласие лишь владельцев смежных квартир. Во всяком случае, до судебных баталий по этому поводу дело обычно не доходит.

Путь к цели

Что же касается непосредственно установки квартирных счетчиков, алгоритм един для всех. Сначала нужно получить технические условия в теплосети (на практике — возможны варианты). Затем — найти компанию с соответствующей лицензий, которая с учетом технических условий разработает проект установки счетчика/модернизации системы отопления. После этого — обратиться в специализированную организацию, которая имеет право (лицензию) на установку счетчика. И наконец — опломбировать прибор учета, зарегистрировать его в теплосети и заключить с ней договор о квартирном учете тепла. 
 
Так что сама процедура не такая уж и громоздкая. Бывает и хуже. Нужно лишь учитывать, что опломбирование счетчика — регламентируется отдельным документом — Правилами технической эксплуатации тепловых установок и сетей, которые утверждены Приказом Минтопэнерго №71. Согласно этому документу для допуска теплосчетчика владелец квартиры должен предоставить целый перечень документов и пригласить представителей теплосети и метрологической службы. При этом счетчик считается допущенным к ведению учета после подписания акта представителями обеих инстанций. 
 
Проблема в том, что на практике процедура зачастую тормозится или даже блокируется. Причем «зависнуть» она может на любом этапе. Теплосети часто отказывают в предоставлении технических условий. Не всегда гладко проходит и регистрация прибора учета. 
 
Поэтому изначально нужно быть готовым к тому, что дело может закончиться в суде. Одна из самых распространенных категорий судебных разбирательств, инициируемых владельцами квартир «в битве за счетчики» — понуждение теплосетей к предоставлению технических условий. 

Иск до счетчика доведет. И наоборот

В таких спорах потребители часто побеждают. Помимо прочего связано это с тем, что право граждан на установку квартирных теплосчетчиков прямо прописано в «Правилах предоставления услуг по централизованному отоплению…», утвержденных Постановлением Кабмина №630 от 21 июля 2005 года.
 
Типичный пример — дело №2-547\10 в госреестре судебных решений. Владелец квартиры многократно обращался к поставщику тепла с заявлением об установке теплосчетчика и выдаче технических условий, но безуспешно, так как поставщик выдвинул целый ряд встречных условий — потребовал заключить отдельный договор на разработку техусловий, получить счет на оплату и оплатить его, предоставить согласования с владельцами смежных квартир. Суд счел все эти аргументы неубедительными и в конечном итоге обязал поставщика предоставить технические условия. 
 
На самом деле, возможности по отстаиванию клиентами теплосетей своих прав в суде намного шире. Дело в том, что ни одним из действующих нормативных документов прямо не предусмотрено, что для установки квартирного счетчика обязательно нужно получить техусловия и индивидуальный проект. На этот счет есть даже специальное письмо Минрегиона №8/10-1118-11, подписанное директором департамента систем жизнеобеспечения и жилищной политики. Правда, издан этот документ 4 года назад, но своей актуальности не утратил. 

 
Кстати, составление отдельного договора на учет тепла по счетчику в законодательстве прямо также не прописано. Более логично заключение допсоглашения в рамках уже действующего договора. 
 
Поэтому некоторые эксперты рекомендуют действовать по укороченной схеме — сразу обращаться в специализированную организацию, которая имеет лицензию на установку приборов учета и проведение соответствующих монтажных работ. А после установки счетчика — просто уведомлять об этом теплосеть и требовать регистрации прибора на том основании, что Постановление №630 запрещает взимать плату «за метры», когда в квартире установлен счетчик. Прецеденты такой «форсированной» установки счетчиков есть. Хотя понятно, что в этом случае шансов на благополучный исход дела намного меньше.
 
Вообще же, иногда даже победа в суде не гарантирует оплаты тепла по счетчику. Например, победа владельца квартиры в упомянутом деле №2-547/10 завершилась тем, что через некоторое время он снова обратился в суд — теперь уже с иском об отмене выданных ему технических условий, но это разбирательство выиграл поставщик тепла. 
 
Даже в новостройках, квартиры в которых изначально приспособлены для индивидуального учета, случаются «сюрпризы». Например, при рассмотрении дела №0418/6420/2012 владелец квартиры в новостройке с горизонтальной разводкой не смог убедить суд в отсутствии технических преград для установки квартирного счетчика. Суд счел более убедительными аргументы поставщика тепла, а «по совместительству» генерального проектировщика дома, о том, что проектной документацией наличие счетчиков в каждой квартире не предусмотрено, поскольку «строительные и технические нормы не содержат такого требования». Но это уже, как говорится, издержки процесса. Кто не рискует, тот платит не по счетчику, а по нормам. 
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

 

Реклама: В прохладное время года необходимо подумать о своем здоровье. Главное в этом деле не переохлаждаться. Поэтому, для решения данного вопроса воспользуйтесь следующей ссылкой http://www.gofree.com.ua/termobele/futbolka. Именно здесь Вашему вниманию будет представлено термобелье, а точнее термофутболки из шерсти мериноса.

 
Комментарии (0)