ГлавнаяПубликацииЖильеУкраинские лифты в состоянии свободного падения

Украинские лифты в состоянии свободного падения

В последние годы состояние лифтового хозяйства существенно ухудшилось. Сейчас почти 60% лифтового парка – это лифты, которые имеют срок эксплуатации 25 и более лет. В Минрегионе констатируют отсутствие мер, направленных на восстановление подъемников.

Как известно, лифты относятся к вертикальному транспорту повышенной опасности и, согласно требованиям Госстандартов №22011-95, их эксплуатация после окончания 25 лет установленного срока запрещена без проведения экспертной оценки. 

По информации Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, по состоянию на 1 июля 2015 года в Украине, без учета АР Крым и г. Севастополя, а также неподконтрольных украинскому правительству территорий Донецкой и Луганской областей, количество жилых домов, оборудованных лифтами, составляет 26,5 тыс. единиц. В них насчитывается 84 тыс. лифтов. Количество лифтов, которые имеют срок эксплуатации 25 и более лет, составляет 49,2 тыс. единиц, что составляет 58,6% лифтового парка Украины.
 
При этом в Министерстве подчеркивают, что наиболее критическая ситуация сложилась в Донецкой, Харьковской и Черкасской областях. В этих регионах количество лифтов, которые эксплуатируются 25 и более лет составляет около 80%. Лучший показатель демонстрирует Киевская область – 18,4%.
 
В то же время в Минрегионе отмечают, что практически во всех регионах Украины в запущенном состоянии находятся также и диспетчерские системы. Большинство из них отработали 20 и более лет и требуют замены или модернизации. Однако новые диспетчерские практически не строятся и не вводятся в эксплуатацию. 
 
«Все это привело к уменьшению количества диспетчеризированных лифтов в Украине: с 80% в 1994 году до 58,4% - сейчас», - объясняют в ведомстве.
 
Стоит заметить, что количество неработающих лифтов в настоящее время составляет 2,1 тыс. единицы, что составляет 2,5% от общего количества лифтов. Больше всего таких лифтов в Сумской (12,9%), Кировоградской (10,1%) и Донецкой (9,3%) областях. А вот в Черниговской и Ивано-Франковской области все лифты без исключения работают.
 
 
Так, с начала года количество лифтов, которые имеют срок эксплуатации 25 и более лет увеличилась на 0,9%, количество диспетчеризированных лифтов уменьшилось на 0,5%, а количество неработающих лифтов выросло на 0,3%.
 
Если сравнивать с показателями прошлых лет. За последнюю пятилетку количество лифтов, которые отслужили 25 и более лет увеличилась на 21%, количество диспетчеризированных уменьшилась на 4%. 
 
Напомним, на начало 2010 года, с учетом АР Крым и г. Севастополя, а также Донецкой и Луганской областей полностью, лифтовое хозяйство Украины насчитывало 90,2 тыс. лифтов, которые обслуживали 28,7 тыс. жилых домов; из них диспетчеризированные — 56,5 тыс. единиц (62,3%). Количество лифтов, которые имеют срок эксплуатации 25 и более лет составил 34 тыс. единиц (37,7%).
 
По результатам анализа соответствующих данных, в Минрегионе констатируют крайне высокий уровень физического и морального износа лифтового оборудования и практическое отсутствие мер, направленных на его восстановление.
 
Наряду с этим, Министерство разъясняет, что согласно Правилам содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденными приказом №76 Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17 мая 2005 года, содержание и ремонт лифтов осуществляет исполнитель указанных услуг или по договору – специализированная организация; исполнитель услуг имеет право самостоятельно содержать и ремонтировать лифты при наличии соответствующих разрешений. Ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию лифта возлагается на его владельца.
 
Согласно Порядку формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, который утвержден постановлением №869 Кабинета Министров от 1 июня 2011 года, в состав тарифа на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий включаются, в частности, затраты по техническому обслуживанию лифтов, расходы по обслуживанию систем диспетчеризации (поддержание в рабочем состоянии систем в лифте, на входе к лифту и на рабочем месте диспетчера), расходы по текущему ремонту, расходы по энергоснабжению для лифтов.
 
В соответствии с Положением о системе технического обслуживания и ремонта лифтов в Украине, утвержденным приказом №73 Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 10 апреля 2000 года, владелец лифта должен обеспечить его безопасную эксплуатацию и техническое обслуживание. Система технического обслуживания и ремонта лифтов предусматривает выполнение по графику работ с целью обеспечения бесперебойной, безопасной работы лифтов, а также предотвращения преждевременного износа оборудования и поддержание их надлежащего технического состояния.
 
Требования к строению, изготовлению, монтажу, наладке, проведению технического осмотра и экспертного обследования, эксплуатации, ремонту, реконструкции и модернизации лифтов, подъемников и их составных частей установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, которые утверждены приказом №190 Государственного комитета по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 1 сентября 2008 года.
 
 
Вместе с тем, Законом Украины «Об охране труда» предусмотрен государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда. Согласно статье 21 Закона Украины «Об охране труда» постановлением № 687 Кабинета Министров от 26 мая 2004 года утвержден Порядок проведения осмотра, испытания и экспертного обследования (технического диагностирования) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, которым установлено, что в процессе эксплуатации лифты подлежат техническим осмотрам и экспертным обследованием. 
 
Так, лифты должны подвергаться техническим осмотрам: первичному (полному); периодическому (раз в 2 года); внеочередному (после аварии, реконструкции, перерыва в эксплуатации более 12 месяцев). 
 
Экспертное обследование проводится в случае: истечения предельного срока эксплуатации; реконструкции (перестройки) или модернизации, если это обусловлено нормативно-правовыми актами по охране труда; аварии или повреждения, вызванного чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, с целью определения возможности восстановления; выявления во время проведения технического осмотра износа (механического или коррозионного), остаточной деформации, трещин, других повреждений составных частей, деталей или их элементов, превышающих допустимые значения. В других случаях экспертное обследование оборудования проводят согласно требованиям нормативно-правовых актов по охране труда или по инициативе работодателя. 
 
То почему с каждым годом украинское лифтовое хозяйство все больше приходит в упадок? Объяснение очень простое и часто используется во всех сферах ЖКХ – нехватка достаточного финансирования. На восстановление оборудования необходимы миллиарды гривен. 
 
Если в 2011 году правительство пыталось улучшить ситуацию путем внесения изменений в Закон Украины «О общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 гг». В частности, в документе предлагалось предусмотреть отдельное мероприятие – «Капитальный ремонт, модернизация, замена лифтов и диспетчерского контроля» с общим объемом финансирования 5,9 млрд грн. В 2012-м звучали заявления о закрытии вопросы модернизации лифтового хозяйства за несколько лет. Сегодня об этом даже речь не идет. Хотя замена лифтового оборудования также способствует повышению энергоэффективности зданий.
 
Анастасия Люк
 
Комментарии (0)