Почем нынче ГТС

В какую сумму обойдутся украинские магистральные газопроводы потенциальному покупателю и какой тактики следует придерживаться правительству при приватизации ГТС

В ответ на предложение Киева снизить стоимость природного газа, Москва предложила продать «Газпрому» контрольный пакет акций оператора украинской ГТС. О том, в какую сумму обойдутся украинские магистральные газопроводы потенциальному покупателю и какой тактики следует придерживаться правительству при приватизации ГТС обсуждали старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Сергей Невмержицкий и аналитик ИГ «Арт Капитал» Олег Иванец.

Сергей Невмержицкий

Оценку украинской ГТС можно сделать с учетом того объема выручки, которую она может генерировать. Речь идет о транспортировке российского газа в страны Европы. Мощности украинской ГТС по экспорту составляют около 140 млрд кубометров в год. В настоящее время объемы прокачки несколько меньше - 100-105 млрд кубометров в год. Принимая во внимание два других экспортных маршрута, по которым российский газ поставляется в Европу – белорусская ГТС и «Северный поток», мы можем оценить стоимость ГТС Украины. Приобретение «Белтрансгаза» обошлось «Газпрому» в 5 млрд долл. за 30 млрд кубометров транзитной мощности. Если экстраполировать эти цифры на мощность украинской «трубы» ее цена должна составить около 30 млрд долл. При этом необходимо учитывать, что Беларусь получила внутрироссийскую цену на природный газ, т.е. дополнительные преференции со стороны «Газпрома».

Второй проект – газопровод «Северный поток», стоимость которого составляет около 20 млрд долл за транзитную мощность 54 млрд кубометров. С учетом этих показателей, стоимость ГТС Украины может быть оценена в 58 млрд долл. Таким образом, 58 млрд – максимальная цена, которую можно получить при продаже украинской ГТС.

Возникает вопрос: сколько готов заплатить за ГТС Украины потенциальный покупатель? Единственным претендентом на нее, с которым в настоящее время ведутся переговоры, является «Газпром». «Газпром» уже контролирует 100% «Белтрансгаза» и эксплуатирует первую очередь «Северного потока». После запуска осенью 2012 года второй очереди «Северного потока» совокупная мощность данных маршрутов составит около 90 млрд. кубометров в год. Таким образом, для украинской ГТС остается около 50 млрд. кубометров газпромовского транзита, т.е. около 35% ее проектной мощности. С учетом этого, «Газпром» может заплатить Украине за контроль над ГТС около 20 млрд долл.

Существует также третий проект – «Южный поток», который является альтернативным маршрутом для украинского пути транспортировки газа в Европу. Сегодня он находится в стадии разработки и по предварительным оценкам его стоимость составляет 25 млрд долл. Таким образом, 25 млрд долл. – это та максимальная сумма, которая может быть получена Украиной за продажу контрольного пакета ГТС. В случае, если для продажи будет предложен пакет менее контрольного, то ожидаемые поступления от сделки будут существенно ниже.

Попытки Украины выторговать снижение стоимости российского газа могут негативно повлиять на потенциальную стоимость ГТС, поскольку влекут за собой финансовые потери «Газпрома». К примеру, снижение цены на 100 долл. на каждой тысяче кубометров приведет к ежегодным финансовым потерям «Газпрома» в размере 3,5 млрд долл. Следовательно, возможности применения такого рода скидок на газ в обмен на продажу ГТС существенно ограничены.

С учетом всех вышеприведенных факторов, цена украинской ГТС при одном потенциальном покупателе составляет около $20-25 млрд. При этом данная сумма на включает в себя стоимость подземных газовых хранилищ. В случае, если Киев примет решение о создании консорциума по управлению ГТС, о котором много говорят сегодня, я считаю правильным сохранение за Украиной контрольного пакета акций или «золотой акции».

Олег Иванец:

Учитывая существование альтернативы нашей ГТС в виде «Северного потока», можно сказать, что ее цена колеблется в рамках 30 млрд долл. Однако, как известно, «Северный поток» еще нужно достроить, а «Южный поток» вообще только планируется. Все это также должно влиять на повышение цены нашей ГТС. Особенно в части ее транзитных мощностей.

Второй вопрос – это стоимость внутреннего рынка. Украина потребляет колоссальное количество газа, сопоставимое с потреблением Польши и Турции. Во многом это вопрос эффективного использования закупаемого газового ресурса. Именно потому, что украинский внутренний рынок имеет значительные объемы и не является энергоэффективным, энергоэкономным, он приобретает важность для России.

Относительно транзитных газопроводов, через которые Россия поставляет газ в ЕС, то желание России взять под контроль эту часть ГТС является обоснованным. Особенно если вспомнить многочисленные газовые конфликты Украины и России и постоянные претензии России к Украине. При этом, я уверен, что распределительные газовые сети продавать нельзя – это вопрос национальной безопасности.

Выручив миллиарды долларов за продажу магистральной части ГТС, мы можем потом направить эти средства для внедрения энергоэффективных и энергосберегательных технологий, развития альтернативных источников энергии. И внутренний рынок станет более энергетически независимым.

Те, кто знаком с правилами ведением бизнеса в Украине и России прекрасно знают, что бизнес является вашим только тогда, когда вам принадлежит 100%. Если хотя бы 1% не ваш, то значит и бизнес не совсем ваш. Зная об этом, ни одна из европейских энергетических компаний не пойдет на то, чтобы приобрести 33% в каком-то проекте с Украиной и Россией. Тем более, в таком важном проекте, который касается газотранспортной системы.

Таким образом, я считаю, что Украине нужно продавать все 100% ГТС. Речь идет о магистральных газопроводах без подземных хранилищ. Иначе, продавая меньше – 50% или 70% - Украина попросту потеряет все остальное, поскольку не сможет влиять на бизнес-процессы. Вырученные от продажи средства целесообразно направить на реализацию проектов по усилению энергетической безопасности, созданию альтернативы российскому газу, замены оборудования на ТЭЦ и энергоэффективности.

Институт энергетических исследований 

 
Комментарии (0)