ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоНалог на недвижимость: за что будем платить

Налог на недвижимость: за что будем платить

Реформаторское правительство, увлекшись «бюджетной децентрализацией», совсем забыло, что основное назначение реформы - новое качество отношений. Вместо этого украинцы получили двойное усиление фискального давления на налогоплательщиков.

Под новогодние и рождественские праздники кроме традиционных подарков, оливье, шампанского и мандаринов украинцы получили так называемые «реформы» - налоговую и бюджетную. Вместе с Законом «О Государственном бюджете на 2015 год» №80-VII Президент Петр Порошенко подписал Законы №71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» и №79-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений». Содержание этих документов четко отвечает на вопрос: за счет каких источников правительство планирует выполнять показатели доходов госбюджета в почти 476 млрд грн и расходов - в 528 млрд грн.

Готовя проект Государственного бюджета на 2015 год, Министерство финансов во главе с американкой украинского происхождения Натальей Энн Яресько, на которую возлагают большие реформаторские надежды, как не странно, руководствовалось основными принципами и средствами осуществления фискальной политики, заложенными еще правительством времен «преступной власти» во главе с Николаем Азаровым. Речь идет об установлении ставок и порядка уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
 
Напомним, впервые норма о налогообложении недвижимости появилась в Налоговом кодексе Украины с 1 января 2013 года. С тех пор вступила в силу ст. 265 Налогового кодекса, согласно которой вводится налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. При этом размер налога на жилье определялся учитывая жилую площадь, а не общую. Правда уже через полгода, 4 июля 2013 года Верховная Рада приняла Закон №403-VII, которым было установлено, что в 2013 году контролирующие органы не начисляют налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, физическим лицам - плательщикам налога, и этот налог физическими лицами не уплачивается. Официально введение такого моратория обосновывали необходимостью времени на формирование реестра плательщиков, неофициально - большим социальным недовольством.
 
 
Однако, время вносит свои коррективы, поэтому война со следствием финансового кризиса, с одной стороны, и необходимость наполнения местных бюджетов, с другой, обусловили возвращение правительства реформаторов к непопулярным идеям «преступной власти» относительно взимания налога на недвижимость. Так, Законом №71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» введено новую версию порядка начисления и уплаты налога на недвижимость.
 
Согласно обновленной ст. 266 НКУ плательщиками налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой и/или нежилой недвижимости.
 
Под объектами жилой недвижимости реформированный Налоговый кодекс отныне понимает здания, отнесенные в соответствии с законодательством к жилому фонду, дачные и садовые дома. 
 
Здания, отнесенные к жилому фонду, Налоговый кодекс подразделяет на следующие типы:
 
1. жилой дом, - здание капитального типа, сооруженное с соблюдением требований, установленных законом, другими нормативно-правовыми актами, и предназначенное для постоянного в нем проживания. Жилые дома делятся на жилые дома усадебного типа и жилые дома квартирного типа разной этажности. Жилой дом усадебного типа - жилой дом, расположенный на отдельном земельном участке, состоящий из жилых и вспомогательных (нежилых) помещений;
 
2. пристройка к жилому дому - часть дома, расположенная вне контура его капитальных внешних стен, и которая имеет с основной частью дома одну (или более) общую капитальную стену;
 
3. квартира - изолированное помещение в жилом доме, предназначенное и пригодное для постоянного проживания;
 
4. коттедж - одно-, полутораэтажный дом небольшой жилой площади для постоянного или временного проживания с приусадебным участком;
 
5. комнаты в многосемейных (коммунальных) квартирах - изолированные помещения в квартире, в которой живут двое или больше квартиросъемщиков.
 
Под садовым домом ст.14.1.129.2 НКУ подразумевает дом для летнего (сезонного) использования, который в вопросах нормирования площади застройки, внешних конструкций и инженерного оборудования не отвечает нормативам, установленным для жилых домов, а под дачным домом - жилой дом для использования на протяжении года с целью загородного отдыха.
 
Все остальные здания, помещения, которые не отнесены в соответствии с законодательством к жилому фонду, предлагается считать объектами нежилой недвижимости, в частности к ним относятся гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, рестораны и бары, туристические базы, горные приюты, лагеря и дома отдыха, здания финансового обслуживания, административно-бытовые здания, здания для конторских и административных целей; торговые центры, универмаги, магазины, крытые рынки, павильоны и залы для ярмарок, станции технического обслуживания автомобилей, столовые, кафе, закусочные, базы и склады предприятий торговли и общественного питания, здания предприятий бытового обслуживания; гаражи (наземные и подземные) и крытые автомобильные стоянки, склады. 
 
Жителям сел, поселков и владельцам садовых и дачных домов особенно «приятный подарок» - с 1 января 2015 года объектами налогообложения также есть вспомогательные (нежилые) помещения, к которым относятся сараи, хлева, гаражи, летние кухни, мастерские, уборные, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции и т.д. 
 
Согласно ст. 266.3. НКУ базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его долей. Таким образом, реформаторское правительство во главе с Арсением Яценюком существенно увеличил базу налогообложения налогом на недвижимость по сравнению с «папередником» Николаем Азаровым, который предлагал облагать налогом только жилую площадь.
 
При этом «старт» начисления обязательств с налога на недвижимость начинается для квартиры/квартир независимо от их количества) с 60 кв. м, для жилого дома/домов - с 120 кв. м, для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей - со 180 кв. м.
 
Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, а также льготы по уплате устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, который не превышает 2% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв. м базы налогообложения. Учитывая то, что Законом «О Государственном бюджете на 2015 год» до 1 декабря 2015 года установлен минимальный размер заработной платы в сумме 1218 грн, то ставка налога на недвижимость может быть определена городскими и поселковыми советами в сумме от 0 до 24,36 грн за 1 кв. м. 
 
 
Поскольку налог уплачивается по месту расположения объекта/объектов налогообложения и зачисляется в соответствующий местный бюджет согласно положениям Бюджетного кодекса, то городские, поселковые и сельские советы, как никто другой, будут заинтересованы в наибольших собираниях налога на недвижимость - это основной источник доходов местных бюджетов. Следовательно, правительство, которое собственно и инициировало введение обновленного налога на недвижимость, банально переложило ответственность за такие нововведения на органы местного самоуправления, ведь именно они, а не Кабинет Министров, почувствуют на себе «праведный гнев» налогоплательщиков, которым начислят налоговые обязательства за сарай и летнюю кухню, которые были построены 30-40 лет назад за собственные средства крестьян.
 
Похоже на то, что реформаторское правительство, увлекшись целью наполнения местных бюджетов в условиях так называемой «бюджетной децентрализации», совсем забыло, что основное назначение реформы - новое качество отношений. Вместо этого украинцы получили двойное усиление фискального давления на налогоплательщиков. Да, конечно, налог на недвижимость для жителей многих стран ЕС вполне естественный, однако рассчитывают его, в отличие от реформаторского правительства Украины, не по общей площади недвижимости, а на основе кадастровой стоимости самой недвижимости. К примеру, на Кипре и в Греции стартовая стоимость недвижимости для целей налогообложения составляет 120 тыс. евро и до 200 тыс. евро соответственно, а самые высокие налоги на недвижимость в ЕС в Германии (от 2,6 до 10% от оценочной стоимости) и Дании (до 6,4% от оценочной стоимости). У нас же пока получается, что независимо от того, собственник ты разрушенного во время АТО жилья где-то в Авдеевке, трехкомнатной «хрушевки» в Черкассах, загородного замка в Конча-Заспе - ты будешь платить одинаковые средства.
 

 
 

В наше время проведение свадеб – это трудоемкий процесс. В него входит покупка свадебных нарядов, заказ автомобиля, место проведения, найти фотографа, тамаду и многое другое. Одному человеку не справиться. Вашему вниманию представляется свадебное агентство киев. Квалифицированные специалисты помогут в решении любых вопросов, связанных с свадебной суматохой. Воплощение мечты об идеальной свадьбы станет для Вас реальностью.

 
Комментарии (2)
Коля Пухов
09 января 2015 г. 22:12
Думаю, що по великому рахунку, державі вигідно, щоб мешканці, не маючи змоги сплатити за комуналку, влазили у борги. Тоді держава виселяє неплатників на вулицю (фактично, вбиває своїх громадян) і продає квартири або здає в оренду. Це набагато вигідніше, ніж отримання квартплати.
Sergiy
12 января 2015 г. 09:25
Податок звичайно повинен бути!Але в першу чергу для власників палаців та хатинок на дамбах та в заповідних місцях. Для цього необхідно перевірити, чи всі вони прийняті в експлуатацію. Якщо ні то продавати таким забудовникам воду та електроенергію, як для обєктів будівництва.Якщо вони отримують ресурси в неоформленій в установленому порядку власності- відключити!Тоді не буде таких мудрих, що не платитимуть. А особи які отримують субсидії мають бути звільнені від такого податку.