ГлавнаяИнтервьюИнтервьюУ нас сейчас переходный период: отрасль переходит от коммунальной формы собственности к частной

У нас сейчас переходный период: отрасль переходит от коммунальной формы собственности к частной

Минрегион совместно с Федерацией работодателей Украины и профсоюзом работников ЖКХ, местной промышленности, бытового обслуживания населения Украины 9 июня подписали договор о создании Отраслевого трехстороннего социально-экономического совета.

Министерство регионального строительства, развития и ЖКХ совместно с Федерацией работодателей Украины и профсоюзом работников ЖКХ, местной промышленности, бытового обслуживания населения Украины 9 июня подписали договор о создании Отраслевого трехстороннего социально-экономического совета. О том, какими полномочиями будет наделен совет, какие правоотношения в отрасли он будет регулировать ИА «Украина Коммунальная» рассказал глава Всеукраинского объединения областных организаций работодателей предприятий жилищно-коммунальной отрасли «Федерации работодателей ЖКХ Украины» Олег Адамов. 

- В чем причина создания отраслевого Совета? Какие задачи поставлены перед этим органом?
 
Такое решение было принято во исполнение Закона «О социальном диалоге в Украине» и указа Президента «О Национальном трехстороннем социально-экономическом совете». У нас создан такой орган как национальный трехсторонний совет, который со стороны государства возглавляет Вице-премьер-министр-Министр социальной политики Сергей Тигипко, со стороны работодателей – глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Фирташ и Федерация профсоюзов Украины (глава Юрий Кулик – У.К.) с третьей стороны. И наш совет – это первый прецедент создания подобного органа на отраслевом уровне. Во многих отраслях украинской промышленности сейчас ведется работа по реализации аналогичных инициатив, но мы были первые, кто подписал решение о создании такого органа. Этот совет будет функционировать постоянно, на паритетных условиях для всех участников. И мы, и профсоюзы, и государство делегирует равное количество специалистов, определенное нашим общим решением.
 
- Какое количество людей будет входить в состав совета?
 
-Состав Совета определен в размере 15 членов, по 5 специалистов с каждой стороны. Возглавлять орган сопредседатели будут в порядке очередности, и председательствующий будет меняться каждый год.
- Кто сейчас председательствует?
 
Мы еще не определились. Пока решение было принято лишь о создании Совета, подписан соответствующий документ. Сейчас ведется работа по утверждению регламента работы этого органа. В компетенцию этого органа войдут все вопросы, касающиеся социально-трудовых и экономических отношений. По сути, мы будем участвовать в решении всех ключевых вопросов, которые интересуют отрасль. На заседания Совета будут выноситься все вопросы, связанные с созданием нормативно-правовой и законодательной базы, а также инициативы любой из сторон.
- Над чем сейчас работает Совет?
 
Существует Закон, определяющий полномочия и обязанности этого органа, которым  по сути определен минимум того, что должно быть заложено в работу Совета. Сейчас мы, опираясь на законодательство, проводим консультации со специалистами, на предмет того, какие еще полномочия могут быть возложены на этот орган с целью обеспечить коллегиальность в принятии решений, именно с участием работодателей и профсоюзом для максимально эффективного разрешения проблем и вопросов отрасли. Таких вопросов на сегодняшний день очень много, и в целом ее дальнейшее развитие зависит и от проведения реформы и от других факторов. Безусловно, первым номером в повестке дня Совета будет принятие нового отраслевого соглашения на 2013-2014 годы, поскольку действие нынешнего договора завершится уже в конце этого года.
 
- Какие дополнительные полномочия, по Вашему мнению, могут быть возложены на Совет?
 
- Как сторона, представляющая интересы работодателей, мы понимаем, что нам необходимо принимать участие, безусловно, во всей научной работе, которая проводится профильным министерством. Проблем в этой сфере очень много и, к сожалению, не всегда мы получаем те нормативные документы, в которых действительно нуждаются предприятия отрасли, и которые бы защищали наши интересы. Это касается и разработки всех общегосударственных программ развития, финансирование которых будет идти за счет госбюджета.
 
- Недавно представители отрасли обсуждали инициативу регулятора – Нацкомуслуг, который планировал своим постановлением изменить систему начисления заработной платы сотрудникам тепло- и водоснабжающих предприятий. Как Вы оцениваете эту инициативу и какими будут действия Совета в этом вопросе?
 
Начисление и выплата заработных плат – это «болезненный» вопрос для отрасли ЖКХ. Эту проблему неоднократно поднимали и мы, и представители профсоюзов. Мы знаем о том, что предприятия «зажаты» действующими тарифами на жилищно-коммунальные услуги и государство не всегда идет по пути их экономического обоснования, а эта сфера по большей части регулируется политически соображениями. Соответственно, от этой ситуации зависят и работодатели, и профсоюзы, потому что в результате мы не можем привлечь на предприятия квалифицированных кадров, поскольку существующий уровень оплаты труда не позволяет это делать. С другой стороны, профсоюзы точно также пытаются отстаивать свои права и заинтересованы в повышении уровня оплаты для коллектива предприятия. Поэтому, безусловно, этот вопрос должен решаться исключительно на уровне центральных органов власти. У нас существует достаточно много все еще не отрегулированных моментов, в том числе и в работе Нацкомиссии. «Белых пятен» еще много…Тем более, если говорить о нормативной работе, ни для кого не секрет, что она выполнена лишь на 10% от запланированных показателей. В том числе, это касается полномочий комиссии, которая как государственный регулятор также должна иметь возможность законодательной инициативы, но у них на сегодня такой возможности нет. Для и этого и нужен наш Совет, чтобы дать возможность всем участникам отрасли быть еще и участниками социального диалога, участвовать в разработке и обсуждении законодательных инициатив. Для этого мы сейчас работаем и с Нацкомуслуг, и с НКРЭ, и с профильным Комитетом Верховной Рады.
 
- Какова Ваша позиция относительно вопроса тарифной политики?
 
Наша позиция всегда была и будет – тарифы на услуги ЖКХ необходимо приводить к экономически обоснованному уровню. Но, стоит понимать, что под таким обоснованием не имеется ввиду взять реальную себестоимость услуг и всю эту финансовую нагрузку переложить на плечи населения. Необходимо предложить предприятиям такие механизмы, которые позволят им снижать себестоимость услуг, которые они производят. И первые шаги  в этом направлении уже были сделаны. Мы очень плотно работали над разработкой и продвижением в парламенте законопроекта, которым предлагается ввести в тарифы инвестиционную составляющую. Этот законопроект уже принят, но он пока не работает, поскольку для его реализации необходимо принять еще ряд нормативных документов. Сейчас мы активно работаем над их созданием.
 
- Почему до сих пор необходимые для вступления в силу этого закона нормативные акты так и не были приняты?
 
Насколько я помню, необходимые документы нужно было разработать в течение трех месяцев с момента вступления всилу этого закона. Поэтому поводу должнабыть создана рабочая группа в Минрегионе, но ее работа еще на началась. Поэтому одной из функций отраслевого совета будет дисциплинировать все стороны социального диалога, с тем, чтобы они были введены в определенные рамки и понимали, что каждую неделю, в соответствие с регламентом, они будут отчитываться, что было сделано по этим нормативным документам, кто за это отвечает и так далее. Сегодня, у каждой стороны свои интересы, по аналогии с басней «лебедь, рак и щука», но в какой-то точке все участники социального диалога должны сходиться и решать свои проблемы сообща.
 
- Позволит ли введение инвестиционной составляющей в тариф отменить субсидирование отрасли, а именно выплаты государства на компенсацию разницы в тарифах?
 
Я не могу сказать, что это основное решение проблемы дотирования, но введение инвестсоставляющей, безусловно, повлияет на это. Прежде всего, вступление такой     нормы в силу позволит создать основания для привлечения инвестиций в отрасль и повлиять на снижение себестоимости услуг ЖКХ.
 
- Можно ли сказать, что с созданием отраслевого Совета представители отрасли ЖКХ могут говорить о формировании своего законодательного лобби, по аналогии с аграрными, нефтяными, строительными лоббисткими организациями, которые уже представляют интересы соответствующих отраслей?
 
Ведение социального диалога на трехстороннем уровне – нормальная мировая практика, в которой участвуют работодатели, профсоюзы и государство. Она была заложена в США еще в начале столетия. У нас на постсоветском пространстве аналогичные инициативы стали развиваться буквально недавно, и в основном были представлены со стороны профсоюзов, а работодатели в этом процессе не участвовали. И только начиная с начала 2000-х годов в адрес работодателей передаются какой-либо набор полномочий, рычагов, которые позволят им быть равноценным, полноправным участником отрасли и партнером в трехстороннем диалоге. У нас сейчас переходный период: отрасль переходит от коммунальной формы собственности к частной. И коммунальные предприятия в основном ориентированы на местные власти, на какие-то свои внутренние интересы и не заинтересованы в изменении ситуации в ЖКХ, в отличии от частного инвестора, который понимает потенциал и привлекательность этого рынка.
 
Беседовала Мария Цатурян
 
Комментарии (0)