ГлавнаяИнтервьюТеплоэнергетикаУтепление зданий – очень важное направление в теплоснабжении

Утепление зданий – очень важное направление в теплоснабжении

О том, насколько эффективно проходит реализация проекта «У.К.» рассказал заместитель директора проекта «Реформа городского теплообеспечения в Украине» Андрей Мицкан.

Необходимость модернизации централизованных систем теплоснабжения в украинских городах уже ни у кого не вызывает сомнения. При этом уже есть понимание, что основным направлением в этой модернизации должна стать энергоэффективность и энергосбережение. На решение этой проблемы направлен и проект Агентства США по международному развитию (USAID) «Реформа городского теплообеспечения в Украине». О том, насколько эффективно проходит реализация проекта «У.К.» рассказал заместитель директора проекта «Реформа городского теплообеспечения в Украине» Андрей Мицкан.

Когда стартовал проект USAID? Как возникла его идея?

- Проект выполняется на средства Агентства США по международному развитию (USAID). Он был задуман еще в 2008 году и был поддержан правительством Украины. Проект стал результатом той оценки, которые провели эксперты Всемирного банка по ситуации в сфере украинской теплоэнергетики. Эксперты пришли к выводу, что в Украине, к сожалению, не эффективно используются энергоресурсы, а само качество услуг по теплоснабжению очень низкое. Именно после этого и возникла идея проекта «Реформа городского теплоснабжения в Украине», который стартовал 1 марта 2009 года. Он был рассчитан на три года, но, в связи с достижением хороших результатов, - был продлен еще на один год. Цель проекта заключается в том, чтобы помочь правительству и украинским городам реформировать сектор теплоснабжения, сделать эти услуги надежными, доступными и главное – эффективными.

С какими государственными органами Вы работаете? 

- Сегодня мы активно работаем с Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ в области подготовки законопроектов, касающихся механизмов перехода отрасли теплоэнергетики на энергосберегающие технологии. Сотрудничаем также и с Министерством соцполитики, поскольку реформа теплоснабжения связана с реформированием и тарифной политикой в том числе, а значит, необходимо обеспечить защиту малообеспеченных людей от повышения цен. Кроме этого, обсуждаем с Национальной комиссией по регулированию в сфере коммунальных услуг методику формирования тарифной политики. 

Какой объем инвестиций заложен для реализации этого проекта?
- Общий бюджет проекта составляет 18,5 млн долл. – 3,5 млн долл. представляют собой фонд для совместных инвестиций, то есть средств для внедрения энергоэффективных проектов в городах. Оставшиеся средства направлены на оказание технической помощи и консультаций, в разработку и развитие энергетических планов. 
 
Эти деньги требуют возврата? 
- Надо отметить, что эта помощь выделяется на безвозвратной основе, это грантовые ресурсы. С помощью этих денег мы стараемся сделать не просто какое-либо улучшение в сфере теплоснабжения, мы стараемся привлечь и других инвесторов для того, чтобы и они вкладывали дополнительные средства для внедрения энергоэффективных проектов в секторе теплоснабжения. Хочу отметить, что сегодня у нас 38 городов-партнеров, из них в 25 городах мы делаем серьезные проекты по созданию энергоменеджмента, осуществляем разработку муниципальных энергетических планов, которые являются стратегическими планами по энергетике в каждом из городов-партнеров. Кроме этого, проводим работу по подготовке и развитию инвестиционных программ, благодаря которым привлекаются средства других инвесторов. 
 
  
Что собой представляет энергетический план? 
- Энергетический план – это документ, который создается по итогам проведения энергоаудита. На сегодняшний день мы провели более 350 энергоаудитов типовых зданий в наших городах-партнерах и 21 аудит тепловых систем. Цель энергоаудита заключается не в критике городских властей, а в реальном понимании ситуации с городским теплоснабжением и какой потенциал есть для энергосбережения. Таким образом, полный аудит города – это основа энергоплана. 
 
И каковы результаты энергоаудита?
- Мы выяснили, что в городах потенциал для экономии энергоресурсов доходит до 40%. С учетом этого мы составляем перечень приоритетных инвестиционных проектов, которые могут дать скорейший результат. 
  
Сколько средств необходимо, чтобы провести энергоаудит?
- Стоимость самих услуг по энергоаудиту составляет, в среднем, на одно здание 1 тыс. долл. Естественно, у нас нет возможности провести энергоаудит каждого здания, поэтому с руководством городов-партнеров мы определяли 15 типовых зданий, из которых 5 из бюджетной сферы – школы, детские садики и 10 жилых домов. После проведения энергоаудита этих зданий, городская власть обобщала эту информацию и учитывала эти данные на других зданиях города. 
 
По каким критериям отбирается проект для последующих инвестиций?
-  Прежде всего, это должны быть быстрые по окупаемости проекты - до трех лет. К ним, безусловно, относится, учет и регулирование. Необходимо наладить учет тепла с установкой счетчиков и узлов погодного регулирования подачи тепла. Не секрет, что люди очень часто платят за обогрев улицы. Утепление зданий – очень важное направление в теплоснабжении, которое показало, что на самом деле до сих пор отрасль теплоснабжения реформировалась за счет инвестиций в систему теплоснабжения предприятий. Европейский опыт показал, что это неправильный подход. Например, в Польше после инвестиций десятков миллиардов долларов в систему теплоснабжения предприятий, жители городов начали утеплять здания, и те мощности предприятий теплоснабжения, которые были созданы за счет вложенных средств, оказались просто невостребованными. Поэтому в Украине мы пошли по-другому пути и правительство Украины, и города-партнеры согласились с этим. Есть понимание того, что первоочередная задача – это утепление зданий, уменьшение потребления тепла, и прежде всего, самими потребителями.
 
Сегодня потери тепла в зданиях – это львиная доля всех потерь тепла. Конечно, остаются важные вопросы и в энергоэффективности при производстве и транспортировке тепла, происходит много аварий на теплотрассах. Инвестиции, безусловно, нужны, но необходимо уменьшать потери тепла в самих зданиях. 
 
Как Вы относитесь к тому, что некоторые жители утепляют только свою квартиру в многоквартирном доме? 
- Дом – это инфраструктурный комплекс, который является неразрывным целым и требует соответственно единых действий. Европейский и американский опыт показал, что только общее утепление зданий дает положительный результат. Только за счет этого я уже говорил, что можно добиться значительного уменьшения потребления тепла. Если дом утеплять избирательно, отдельными кусками, то возникает так называемая точка росы и влага концентрируется там, где нет утепления, и здание начинает разрушаться.
 
Существует еще и чисто юридическая проблема. Сегодня просто так подойти к зданию и начать его утеплять - невозможно. Важным этапом в решении этого вопроса является создание ОСМД. Создание этой структуры – это первый шаг в решении многих коммунальных проблем, в том числе и теплоснабжения. Без создания ОСМД надо обойти все квартиры и получить 100% согласия на выполнение работ в доме. Сделать это согласитесь очень сложно, а порой и не реально. 
 
 
Вы сказали, что продлили срок проекта. На каком этапе, сегодня находится его реализация? 
- Я уже говорил, что на сегодняшний день мы работаем в 25 городах. При этом проводится большая техническая работа, разработали 21 энергетических планов. В эти города идут реальные инвестиции на модернизацию системы теплоснабжения. С нашей помощью города-партнеры получили 94 млн долл. инвестиций. Это в основном, прямые гранты, которые города получили на безвозмездной основе. Поступают деньги и из других источников, в том числе из местных и государственного бюджетов, и деньги частных инвесторов. Среди последних в некоторых городах Украины мы работаем с компанией ДТЭК.
 
Кроме этого, в настоящее время мы работаем с последней четверкой городов, которые мы отобрали для энергопланирования – это Киев, Днепропетровск, Ровно и Хмельницкий. В этих городах мы закончили первый этап, провели энергоаудиты и сейчас готовятся концепции энергопланов, которые будут обсуждаться с общественностью в каждом из этих городов.
 
По каким параметрам отбирались города для участия в проекте? 
- Эти критерии включают готовность и политическую волю городской власти к реализации проекта. Важный критерий также - финансовая способность города к реализации этого проекта. Очень важно для нас увидеть, что делают сами города в решении проблем теплоснабжения. Наш принцип отбора заключается не в том, чтобы помогать тем, кто ничего не желает делать. Мы помогаем тем, кто хочет, но не знает как решать проблемы теплоснабжения. Мы получили около 100 заявок от городов на участие в нашем проекте. 
 
Как вы контролируете целевое использование средств? 
- С каждым из городов-партнеров мы подписали меморандум о сотрудничестве, в котором были оговорены все условия. Город должен был делать все для того, чтобы результаты проекта были прозрачными и чтобы они публично освещались во всех средствах массовой информации. Кроме этого должен быть общественный контроль и доступ к результатам реализации проекта. Кроме этого проводится мониторинг, каким образом проводятся работы и какие результаты они дают, и куда направляются средства от экономии энергоресурсов. Наша внутренняя тендерная процедура тоже прозрачная. Такой подход - это гарантия того, что деньги расходуются только по назначению.
 
Какую сумму получает каждый город, участвующий в проекте? 
- Должен сказать, что городов много, а гранты наши тоже ограничены. Получается, что в среднем до 250 тыс. долл. получает каждый город. В Краматорске, например, осуществлен проект производства и распределения тепла – общая сумма проекта составила 5 млн грн. 
 
Какие проблемы мешают реализации проекта USAID «Реформа городского теплообеспечения в Украине»? 
- Мы работаем как на местном, так и национальном уровнях. На национальном уровне мы работаем с министерствами, комитетами Верховной Рады по изменению нормативно-правовой базы и здесь конечно не все так легко и просто. Дело в том, что был период, когда правительство менялось очень часто. И мы только успевали объяснить международную практику в решении проблем теплоснабжения.
 
К проблеме сегодня можно отнести и общее финансовое состояние украинской экономики. Чтобы сделать энергоэффективность и уменьшить потребление, например, газа в Украине, нужны инвестиции. Мы понимаем, что в настоящее время частные инвесторы ограничены в финансовых ресурсах и реальным источником финансирования являются международные финансовые организации, такие как: Европейский и Мировой банки и другие наши партнеры с которыми мы очень тесно работаем. Но надо понимать, что и эти источники тоже ограничены. Государственный бюджет тоже не позволяет делать серьезные инвестиции в модернизацию системы теплоснабжения. 
 
Предусматривает ли проект повышение тарифов?
- Наш подход и так мы работаем с национальным регулятором заключается в том, что мы оказываем помощь в разработке тарифной методологии, которая отображает реальные затраты и которые содержат инвестиционную составляющую, так как без источника финансирования никакого энергосбережения быть не может. Чуда нет, деньги с неба не падают, за все платит потребитель. Безусловно, в стране должна быть создана программа защиты малообеспеченных потребителей и это тоже один из наших принципов в работе. Для этого мы работаем с министерством социальной политики. Международный опыт свидетельствует, что тарифы должны быть для всех одинаковыми, но малообеспеченные потребители должны быть защищены, они должны получать прямую адресную помощь. 
 
Насколько соответствует энергоэффективность украинских зданий европейским нормам? 
- На сегодняшний день энергоаудиты показали, что энергопотребление по теплу у нас в среднем составляет от 170 до 225 кВт. час. м. кв. в год. В европейских странах этот показатель находится на уровне 70 кВт. час. м. кв. в год, а при новых нормах он составит 15 кВт. час. м. кв. в год. Наши нормы сегодня для объектов нового строительства находятся в диапазоне 70-75 кВт. час. м. кв. в год. Мы на будущее приняли только то, что европейские страны имеют уже сегодня. Разрыв конечно большой и надо понимать, что решение этой проблемы требует больших инвестиций. Наш энергоаудит показал, что для термомодернизации одного типового многоквартирного дома необходимо 2-3 млн грн. 
 
Вы сказали, что проект завершится 1 марта 2013 года, но ведь работа по модернизации системы теплоснабжения будет продолжаться. Скажите, подготовлены ли национальные кадры для этой работы? 
- Любой проект имеет начало и конец, но цель нашего проекта не была решить все проблемы в украинских городах. Перед проектом стояла задача подготовить национальные кадры для продолжения этой работы и после окончания проекта. И такие кадры уже подготовлены, мы обучили 25 энергоаудиторских компаний и передали им бесплатно программное обеспечение и методики энергоаудита, обучили 5 региональных тренинговых центра и тоже передали им методики и программное обеспечение по энергопланированию. Поэтому я уверен, что и после окончания нашего проекта, работа по модернизации системы теплоснабжения, энергосбережению и энергоээфективности будет продолжена.
 
Беседовал Николай Бойко 

 

 
Комментарии (0)