ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Базовый закон ЖКХ
Приймання заяв про вчинення консульських дій від чоловіків мобілізаційного віку продовжиться 18 травня
Депутати звільнили військових від сплати відсотків за кредитами в банках
Одним из основных направлений дерегуляции отрасли ЖКХ является усовершенствование действующей нормативно-правовой базы. Для этого в минувшем году Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ начало работу по унификации законодательства в единый базовый закон, который будет регулировать работу отрасли.
Экс-Министр Анатолий Близнюк в 2012 году заявил, что сейчас в ЖКХ действует 21 закон, а количество нормативно-правовых актов – в несколько раз больше. При этом, документы по разному определяют терминологию отрасли, а любые попытки совершенствования действующей регуляторной базы упираются в противоречия одному или другому закону.
Концепция нового свода отраслевых законов, так называемого жилищно-коммунального кодекса, была разработана по заказу профильного ведомства экспертами Института социально-экономических стратегий. Планируется, что в базовом законе коммунальные ресурсы будут определены в качестве товара, введен обязательный технологический и коммерческий учет, а также установлены единые правила для всех категорий потребителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг.
В пятницу, 8 февраля, под руководством главы Минрегиона Геннадия Темника состоялось заседание рабочей группы, на котором был определен дальнейший план работы по формированию базового закона.
«Украина Коммунальная» предлагает к общественному обсуждению концепцию нового законодательства и призывает экспертов отрасли, юристов, руководителей коммунальных предприятий и потребителей участвовать в дискуссии.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Общие положения
Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют деятельность в жилищно-коммунальной сфере являются: Гражданский кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Законы Украины «О жилищно-коммунальных услугах», «О естественных монополиях», «О местном самоуправлении в Украина», «О ценах и ценообразовании» ,«О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении», «О теплоснабжении», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «Об электроэнергетике», «Об основах функционирования рынка природного газа», «Об энергосбережении», «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг Украины», «Об отходах».
Все эти акты законодательства оперируют разной терминологией по отношению к жилищно-коммунальной сферы (объекты, товары и услуги).
Некоторые из терминов вообще не является сопоставимы между собой. Во всех этих актах законодательства определяются полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и национальных регулирующих комиссий, осуществляющих государственное регулирование в соответствующих сферах, которые не совпадают между собой. Положения, определяющие полномочия этих органов, содержащие коллизии и не дают четкого представления о модели государственного регулирования рынков, относящихся к жилищно-коммунальной сферы. Почти все указанные выше акты определяют права и обязанности потребителей и других субъектов соответствующих рынков. Некоторые из этих прав и обязанностей дублируют равно одно, некоторые содержат противоречия между собой. Значительная часть положений вышеприведенных законодательных актов носит чисто декларативный характер и не предусматривает механизмов их реализации. В частности, это касается установления экономически обоснованных тарифов, стимулирования энергосбережения, обеспечения прав потребителей, предоставления государственной поддержки субъектам рынков в жилищно-коммунальной сфере и т.д.. Проведенное Минрегиона в 2011 - 2012 гг научное исследование по вопросам анализа правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере доказало, что указанные акты законодательства содержат ряд противоречий и неурегулированных вопросов, которые препятствуют деятельности субъектов хозяйствования в сфере ЖКХ, лишают их стимулов инвестировать в развитие и модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры. Указанное приводит к закреплению устойчивых тенденций относительно ухудшения технического состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры, снижению надежности и качества услуг, предоставляемых потребителям. Среди наиболее проблемных вопросов, которые должны быть решены в результате усовершенствования правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере, следует отметить следующие:
1) Терминологическая неурегулированность отношении товаров и услуг, которыми оперируют рынки относятся к жилищно-коммунальной сферы. Неопределенность с «коммунальными ресурсами», которыми оперируют рынки относятся к жилищно-коммунальной сферы. Отсутствие законодательного определения содержательного наполнения «услуг», которыми оперируют субъекты рынков в жилищно-коммунальной сфере и, соответственно, невозможность определиться с «экономически обоснованными» ценам/тарифам на соответствующие товары и услуги.
2) Несовершенная и такая, которая не соответствует последним изменениям в подходах к государственному регулированию в сфере коммунальных услуг классификация жилищно-коммунальных услуг.
3) Отсутствие четкости в определении полномочий и взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование в соответствующих сферах, а также наличие многочисленных коллизий при установлении полномочий этих органов.
4) Путаница при определении субъектов рынков в жилищно-коммунальной сфере, в частности, наличие искусственно созданных субъектов (таких как «балансодержатель», «производитель услуг» и др.). Отсутствие разграничения субъектов, осуществляющих деятельность на рынках естественных монополий и смежных с ними рынков, а также тех, которые действуют на конкурентных рынках (например, «предприятием питьевого водоснабжения» является и предприятие централизованного водоснабжения (водоканал), и предприятие , производящее и продающее фасованную питьевую воду) и т.д.
5) Неурегулированность отношений субъектов рынков теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с бытовыми отходами с потребителями, проживающих в многоквартирных домах, в том числе, в случаях создания в таких домах ОСМД, ЖСК, ЖК. Распространение режима правоотношений между исполнителями услуг в жилищно-коммунальной сфере и юридическими лицами на объединения совладельцев дома, ЖСК, ЖК, которые имеют другую экономическую сущность и правовую природу. Отсутствие эффективных механизмов одобрения коллективных решений совладельцами квартир/помещений многоквартирных жилых домов по вопросам управления им.
6) Отсутствие законодательного урегулирования отношений, которые существуют в сфере горячего водоснабжения, в том числе о практике использования центральных тепловых пунктов.
7) Отсутствие единого подхода к организации учета товаров и услуг в жилищно-коммунальной сфере.
8) Декларативность прозрачности тарифной политики в части возмещения экономически обоснованных расходов субъектов хозяйствования на производство товаров / оказания услуг на рынках, подлежащих государственному регулированию. Отсутствие отработанных механизмов осуществления такого возмещения органами, решения которых привели к применению субъектами рынка экономически необоснованных тарифов, а также механизмов реализации ответственности в этой сфере.
9) Отсутствие у субъектов рынка (в том числе, у потребителей) реальных стимулов для внедрения механизмов энерго-и ресурсосбережения, энергоэффективности.
10) Неопределенность с принципами и критериями предоставления государственной поддержки в жилищно-коммунальной сфере, отсутствие законодательно установленных механизмов ее предоставления.
Новая усовершенствованная модель организации деятельности в жилищно-коммунальной сфере должна решить эти проблемы и закрепить четкие, логичные и понятные государству, обществу и бизнесу правила игры на соответствующих рынках, а также предложить механизмы реализации предусмотренных законодательством обязательств государства, бизнеса и потребителей в этой сфере.
Полную версию читайте тут:
Чтобы продать тот или иной товар, для этого создается реклама или объявление. Как это правильно сделать? На сайте http://ukrmarket.net Вашему вниманию представлена подробная информация по размещению объявления. Заходите, узнавайте условия размещения и ожидайте, результат будет эффективным.