Базовый закон ЖКХ

«Украина Коммунальная» предлагает к общественному обсуждению концепцию нового законодательства, и призывает экспертов отрасли, юристов, руководителей коммунальных предприятий и потребителей участвовать в дискуссии.

Одним из основных направлений дерегуляции отрасли ЖКХ является усовершенствование действующей нормативно-правовой базы. Для этого в минувшем году Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ начало работу по унификации законодательства в единый базовый закон, который будет регулировать работу отрасли.

Экс-Министр Анатолий Близнюк в 2012 году заявил, что сейчас в ЖКХ действует 21 закон, а количество нормативно-правовых актов – в несколько раз больше. При этом, документы по разному определяют терминологию отрасли, а любые попытки совершенствования действующей регуляторной базы упираются в противоречия одному или другому закону.

Концепция нового свода отраслевых законов, так называемого жилищно-коммунального кодекса, была разработана по заказу профильного ведомства экспертами Института социально-экономических стратегий. Планируется, что в базовом законе коммунальные ресурсы будут определены в качестве товара, введен обязательный технологический и коммерческий учет, а также установлены единые правила для всех категорий потребителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг.

В пятницу, 8 февраля, под руководством главы Минрегиона Геннадия Темника состоялось заседание рабочей группы, на котором был определен дальнейший план работы по формированию базового закона.

«Украина Коммунальная» предлагает к общественному обсуждению концепцию нового законодательства и призывает экспертов отрасли, юристов, руководителей коммунальных предприятий и потребителей участвовать в дискуссии.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Общие положения

Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют деятельность в жилищно-коммунальной сфере являются: Гражданский кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Законы Украины «О жилищно-коммунальных услугах», «О естественных монополиях», «О местном самоуправлении в Украина», «О ценах и ценообразовании» ,«О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении», «О теплоснабжении», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «Об электроэнергетике», «Об основах функционирования рынка природного газа», «Об энергосбережении», «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг Украины», «Об отходах».

Все эти акты законодательства оперируют разной терминологией по отношению к жилищно-коммунальной сферы (объекты, товары и услуги).

Некоторые из терминов вообще не является сопоставимы между собой. Во всех этих актах законодательства определяются полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и национальных регулирующих комиссий, осуществляющих государственное регулирование в соответствующих сферах, которые не совпадают между собой. Положения, определяющие полномочия этих органов, содержащие коллизии и не дают четкого представления о модели государственного регулирования рынков, относящихся к жилищно-коммунальной сферы. Почти все указанные выше акты определяют права и обязанности потребителей и других субъектов соответствующих рынков. Некоторые из этих прав и обязанностей дублируют равно одно, некоторые содержат противоречия между собой. Значительная часть положений вышеприведенных законодательных актов носит чисто декларативный характер и не предусматривает механизмов их реализации. В частности, это касается установления экономически обоснованных тарифов, стимулирования энергосбережения, обеспечения прав потребителей, предоставления государственной поддержки субъектам рынков в жилищно-коммунальной сфере и т.д.. Проведенное Минрегиона в 2011 - 2012 гг научное исследование по вопросам анализа правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере доказало, что указанные акты законодательства содержат ряд противоречий и неурегулированных вопросов, которые препятствуют деятельности субъектов хозяйствования в сфере ЖКХ, лишают их стимулов инвестировать в развитие и модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры. Указанное приводит к закреплению устойчивых тенденций относительно ухудшения технического состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры, снижению надежности и качества услуг, предоставляемых потребителям. Среди наиболее проблемных вопросов, которые должны быть решены в результате усовершенствования правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере, следует отметить следующие:

1) Терминологическая неурегулированность отношении товаров и услуг, которыми оперируют рынки относятся к жилищно-коммунальной сферы. Неопределенность с «коммунальными ресурсами», которыми оперируют рынки относятся к жилищно-коммунальной сферы. Отсутствие законодательного определения содержательного наполнения «услуг», которыми оперируют субъекты рынков в жилищно-коммунальной сфере и, соответственно, невозможность определиться с «экономически обоснованными» ценам/тарифам на соответствующие товары и услуги.

2) Несовершенная и такая, которая не соответствует последним изменениям в подходах к государственному регулированию в сфере коммунальных услуг классификация жилищно-коммунальных услуг.

3) Отсутствие четкости в определении полномочий и взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование в соответствующих сферах, а также наличие многочисленных коллизий при установлении полномочий этих органов.

4) Путаница при определении субъектов рынков в жилищно-коммунальной сфере, в частности, наличие искусственно созданных субъектов (таких как «балансодержатель», «производитель услуг» и др.). Отсутствие разграничения субъектов, осуществляющих деятельность на рынках естественных монополий и смежных с ними рынков, а также тех, которые действуют на конкурентных рынках (например, «предприятием питьевого водоснабжения» является и предприятие централизованного водоснабжения (водоканал), и предприятие , производящее и продающее фасованную питьевую воду) и т.д.

5) Неурегулированность отношений субъектов рынков теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с бытовыми отходами с потребителями, проживающих в многоквартирных домах, в том числе, в случаях создания в таких домах ОСМД, ЖСК, ЖК. Распространение режима правоотношений между исполнителями услуг в жилищно-коммунальной сфере и юридическими лицами на объединения совладельцев дома, ЖСК, ЖК, которые имеют другую экономическую сущность и правовую природу. Отсутствие эффективных механизмов одобрения коллективных решений совладельцами квартир/помещений многоквартирных жилых домов по вопросам управления им.

6) Отсутствие законодательного урегулирования отношений, которые существуют в сфере горячего водоснабжения, в том числе о практике использования центральных тепловых пунктов.

7) Отсутствие единого подхода к организации учета товаров и услуг в жилищно-коммунальной сфере.

8) Декларативность прозрачности тарифной политики в части возмещения экономически обоснованных расходов субъектов хозяйствования на производство товаров / оказания услуг на рынках, подлежащих государственному регулированию. Отсутствие отработанных механизмов осуществления такого возмещения органами, решения которых привели к применению субъектами рынка экономически необоснованных тарифов, а также механизмов реализации ответственности в этой сфере.

9) Отсутствие у субъектов рынка (в том числе, у потребителей) реальных стимулов для внедрения механизмов энерго-и ресурсосбережения, энергоэффективности.

10) Неопределенность с принципами и критериями предоставления государственной поддержки в жилищно-коммунальной сфере, отсутствие законодательно установленных механизмов ее предоставления.

Новая усовершенствованная модель организации деятельности в жилищно-коммунальной сфере должна решить эти проблемы и закрепить четкие, логичные и понятные государству, обществу и бизнесу правила игры на соответствующих рынках, а также предложить механизмы реализации предусмотренных законодательством обязательств государства, бизнеса и потребителей в этой сфере.

Полную версию читайте тут:

 Документ 1

Документ 2

Чтобы продать тот или иной товар, для этого создается реклама или объявление. Как это правильно сделать? На сайте http://ukrmarket.net Вашему вниманию представлена подробная информация по размещению объявления. Заходите, узнавайте условия размещения и ожидайте, результат будет эффективным.

 
Комментарии (5)
Иван Смольный2
14 февраля 2013 г. 13:33
Шановне Панство! Дуже,дуже рекомендую ознайомитися з доданими до статті документами! Хоча б з почуття самозбереження! Для мотивації вашої зацікавленості, приведу тільки одну з запропонованих концепцією новин до законодавства - Обов'язкові послуги. Послуги, які власник чи орендар приміщення має споживати у ОБОВ'ЯЗКОВОМУ (примусовому) порядку. Не зважаючи на те чи вони йому потрібні, чи хоче він їх отримувати, чи є в нього кошти їх сплачувати. У концепції знайдеться багато "цікавого" і для спеців і для пересічного споживача житлово-комунальних послуг. Чтиво не з легких, особливо хто не в темі. "Але треба Васю, треба!" Бо коли вивернуть кармани, вже пізно буди волати - "Рятуйте грабують"
Иван Смольный3
14 февраля 2013 г. 16:25
До речі. Розробка цього шедевру обійшлася платникам податків у 2 000 050 грн. Отримувач коштів Громадська Організація «Інститут соціально-економічних стратегій»?! Замовник Мінрегіонбуд. Що у міністерстві немає спеціалістів з ЖКГ та права?
Sergiy3
14 февраля 2013 г. 16:59
Житловому Кодексу (найновішому)вічна память?
Олександр1
21 февраля 2013 г. 09:33
Главнейшая причина всех проблем - нарушение поставщиками услуг действующего законодательства Украины, то есть отсутствие договоров между поставщиками услуг и их потребителями :(
Sergiy
04 марта 2013 г. 16:48
Послуги в квартирі(комфортні умові проживання) надаються, а не постачаються.Пропоную Олександру дати визначення - постачання централізованого опалення? Або постачання послуги з утримання будинку.