ГлавнаяКолонкиБез прозрачности формирования тарифов реформа ЖКХ невозможна

Без прозрачности формирования тарифов реформа ЖКХ невозможна

Во-первых, предприятия теплокоммунэнерго являются заведомо планово убыточными. И потенциально получить средства по настоящему Закону сейчас практически не возможно. Во-вторых, недоумение вызывает формулировка «исключительно инвестпрограммы, одобренные НКРЭ». Я убежден, что эти проекты и программы ра

Во-первых, предприятия теплокоммунэнерго являются заведомо планово убыточными. И потенциально получить средства по настоящему Закону сейчас практически не возможно. Во-вторых, недоумение вызывает формулировка «исключительно инвестпрограммы, одобренные НКРЭ». Я убежден, что эти проекты и программы развития должны утверждать местные органы власти, но согласовываться, безусловно, они должны с Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Именно таким образом будет достигаться влияние центрального органа власти, отвечающего за политику в этой ситуации, и будет видно ответственность собственников предприятий, которыми на сегодняшний день являются муниципалитеты.

И еще один аспект, который я хотел бы отметить (так все же не очень последовательными выглядят действия депутатов коалиции сегодня). В 2009 г. в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, который, кстати, очень активно использовался в политических баталиях, об освобождении от уплаты НДС предприятий коммунальной энергетики и направление этих средств на инвестиционные программы, в случае, если эти программы соответствуют требованиям правительства в политике энергосбережения. Этот законопроект подписывали Николай Азаров, Владимир Рыбак и Александр Попов, и они очень им гордились. Кстати, я, как министр, тоже поддерживал этот законопроект. Поэтому когда мы подавали правительству в конце 2009 г. наш антикризисный пакет, мы также включали освобождение от уплаты НДС и направление средств от уплаты НДС на инвестиционные нужды. Сегодня я вижу, что от этих идей и планов отказались. Это свидетельствует о том, что когда люди находятся в оппозиции, они думают и говорят одно, а когда у власти - другое.

Я хотел бы обратить внимание на еще один очень интересный момент. Верховная Рада 7 июля приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование естественных монополий, в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг» (законопроект № 8403 внесен Президентом Украины Виктором Януковичем ). Согласно Закону, за который уже проголосовали депутаты, руководство новообразованной Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг будет назначаться Президентом. Он назначает председателя и шесть членов комиссии. Это революционный шаг. Последние 5-6 лет после принятия Закона о Кабинете министров Украины они подчинялись комиссии Кабмина и это не шло на пользу предприятиям ТЭКа и теплокоммунэнерго, так как все решения были политизированы. Сегодня я констатирую, что Президент берет на себя, по сути, ответственность за тарифную политику в естественных монополиях, то есть в сфере газо-, тепло-, электро- и водоснабжения. Это очень мужественный шаг, но я не очень уверен что это необходимо. Мне кажется, что лучше было бы, если бы Верховная Рада утверждала членов комиссии, потому что сегодня всю ответственность за будущее повышение тарифов, скажем, на электроэнергию и на тепло, на себя берет Президент.

В ближайшее время будет переформатировано руководство всех регуляторов и будет создаваться отдельный регулятор. Именно поэтому следует ожидать определенные изменения в политике этого органа.

Однако нам сегодня нужно сосредоточиться не столько на кадровых назначениях, и на том, кто назначает этих членов, сколько понять: если не будет воплощена в жизнь процедура публичного, прозрачного, абсолютно экономически и политически независимого обсуждения тарифов, которое исключает любые тайны естественных монополистов, коммерческие тайны и т.д. Если эта процедура будет закрытой и непонятной для общества и экспертов, то все равно никакого результата не будет, потому что не будет главных регуляторных принципов естественных монополий - соблюдение прозрачности тарифов.

Существует огромная опасность того, что мы ценовую инспекцию, которая до последнего времени давала заключения на экономически обоснованные тарифы, заменим на другой административный орган, но оставим тарифную политику скрытой, закрытой от общества. Если таковое произойдет, то никакой реформы не будет, а снова будет тотальное общественное разочарование. Я считаю, что надо немедленно принимать целый ряд законов, а также изменения в Законы «О местном самоуправлении в Украине», «О ценах и ценообразовании», «О теплоснабжении» и открывать полную картину затрат по монополистам. Тогда люди поверят, что их не обманывают, а что реально их средства идут на модернизацию коммунальных структур. Без этого доверия реформа невозможна.

Алексей Кучеренко, министр по вопросам ЖКХ (2007 - 2010 гг) специально для ИА «Украина Коммунальная».

 
Комментарии (0)