ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоБюджет столицы: как Киеву заработать деньги?

Бюджет столицы: как Киеву заработать деньги?

В Верховной Раде решается вопрос о ежегодном выделении Киеву нескольких дополнительных миллиардов и перераспределении финансовых потоков. Шансы на практическое воплощение этой идеи призрачны, но есть.

В конце мая народный депутат Валерий Карпунцов подал в Верховную Раду два законопроекта – №4939 и №4940. Согласно пояснительной записке, целью проектов является обеспечение эффективного функционирования Киева. Первый из них изменяет систему управления столицей (объединяет должности киевского мэра и председателя КГГА, и упраздняет райгосадминистрации). Второй – наполняет бюджет Киева дополнительными миллиардами за счет изменения Бюджетного Кодекса. Отдельным разделом в первом проекте расширены полномочия органов местного самоуправления по организации и контролю за автопарковками, что также должно принести Киеву немалый доход.

В одном лице

Судьба проекта № 4939 уже решена. 3 июня для его принятия Верховной Раде не хватило 5 голосов. Хотя, по сути, проект лишь приводит в соответствие с Конституцией закон «О столице Украины – городе-герое Киеве»: определяет, что Президент автоматически назначает председателем КГГА победителя выборов на пост киевского мэра. Провален он в основном по политическим причинам, что не исключает реванша (если изменится позиция «Батькивщины», которая поддержала проект всего 12 голосами).

Напомним, что Конституционный суд в 2008 году принял решение №10-рп/2008, в котором прямо указал, что Киевскую городскую государственную администрацию должен возглавлять мэр, избранный киевлянами.

Новация проекта №4939 – упразднение киевских районных администраций. Вместо них проект предлагает создать районные представительства КГГА и наделить их широкими полномочиями по управлению районами Киева. По словам автора законопроекта, эти инициативы – первые шаги к децентрализации власти и самоуправлению.

Как столица заработает на автопарковках

Помимо того, проект №4939 направлен на обеспечение дополнительных поступлений в бюджет Киева в результате усиления контроля за деятельностью автопарковок. Он восполняет давно существующий законодательный пробел. Дело в том, что сегодня ни законом «О местном самоуправлении в Украине», ни законом «О дорожном контроле» участие местных властей в автопарковочном процессе не предусмотрено. А главным регулирующим документом являются Правила парковки транспортных средств, утвержденные Постановлением Кабмина №1342 от 3 декабря 2009 года – им власти и руководствуются в своей деятельности. Проблема в том, что реальная ответственность за нарушение Правил сегодня отсутствует: парковщик может лишь заблокировать выезд автомобиля с площадки и потребовать оплатить парковку через суд.

Читайте также: Бюджетные средства тонут в воде

 

Документ вносит необходимые поправки в оба закона: расширяет полномочия местных властей и относит к их компетенции принятие решений об организации, оборудовании и функционировании автопарковок. Кроме этого, он наделяет местных чиновников правом контролировать деятельность парковок, рассматривать дела о нарушениях, составлять админпротоколы и взимать штрафы с нарушителей. Сами штрафы проект также устанавливает – дополняет Кодекс об административных нарушениях новой статьей «Нарушение правил парковки транспортных средств».

«Вы помните, какая у нас была дискуссия по поводу того, что на парковках не отводятся места для инвалидов, что автомобили паркуются на магистралях, из-за чего не могут подъехать пожарные машины; что работа по получению средств за парковку не упорядочена (а это колоссальные средства, которые не поступают в местные бюджеты)», - обосновал необходимость принятия проекта №4939 Валерий Карпунцов, выступая перед депутатами 3 июня.

Примечательно, что несмотря на провал проекта №4939, большая часть предусмотренных им нововведений может начать действовать уже в ближайшее время. По иронии судьбы, в день подачи проекта №4939 – 29 мая – Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» относительно правил парковки транспортных средств и установления ответственности за нарушение правил парковки транспортных средств» (проект №2499). 5 июня закон направлен на подпись Президенту.

При этом за исключением нормы, наделяющей местных чиновников правом рассматривать административные «автопарковочные» дела и взимать штрафы с нарушителей, нововведения проекта №4939 и нового закона очень похожи. Даже размер штрафов ими предусмотрен аналогичный – от 8 до 12 необлагаемых минимумов доходов (136-204 грн)  за неоплату водителем услуг по парковке и в размере от 15 до 18 минимумов (255-306 грн) – за парковку на местах, предназначенных для бесплатного размещения транспорта инвалидов и льготников.

Принципиальное отличие закона лишь в том, что им установлен четкий норматив обеспечения парковками областных центров и Киева: 5% и 10%, соответственно. Закон может вступить в силу уже в ближайший месяц.

С каждой зарплаты – бюджетный доход

Что же касается проекта №4940, он предлагает внести в Бюджетный кодекс три ключевые поправки:

- направлять в местный бюджет Киева 100% налога на доходы физических лиц, собираемого на территории города (а не 50% как сейчас);

- дополнить перечень бюджетных трансфертов субвенциями и бюджетными дотациями для выполнения Киевом функции столицы;

- устанавливать лимиты средств, которые передаются Киевом в государственный бюджет в виде трансфертов, один раз в 3 года (а не ежегодно, как сейчас).

Кроме этого, проектом списывается непогашенная задолженность Киева перед государственным бюджетом по состоянию на 1 января 2014 года в размере 3,7 млрд грн (госбюджетное заимствование на покрытие временных кассовых разрывов в ходе выполнения бюджета Киева). По мнению разработчиков проекта, все это необходимо для усиления материальной и финансовой основы местного самоуправления в Киеве. При этом речь идет о кардинальной «перекройке» столичного бюджета: увеличении его с нынешних 20 млрд грн до 27- 28 млрд грн.

Читайте также: Кабмин отдал школьникам деньги коммунальщиков

По прогнозу, в 2014 году поступления налога на доходы физических лиц, уплачиваемого на территории Киева, составят 7,96 млрд грн. Из этой суммы 1,14 млрд грн Киев должен будет отдать госбюджету в виде трансфертов. Несложно подчитать, что если в казне Киева будет оставаться 100% налога на доходы физических лиц, за год столица получит около 16 млрд грн. Правда, и в госбюджет городу придется возвращать намного больше, чем сейчас.

По расчетам Министерства финансов, принятие проекта закона №4940 приведет к разбалансировке бюджета в 2014 году на сумму около 8,7 млрд грн (потери поступлений налога на доходы физических лиц – около 5 млрд грн, списание бюджетной задолженности Киева – 3,7 млрд грн), в 2015 году – на сумму около 14,5 млрд грн. А в дальнейшем каждый год – к потерям примерно 7 млрд грн.

Поэтому шансов на успешное прохождение проекта в парламенте немного. По оценке Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, проект нуждается в доработке и недостаточно обоснован. К тому же, в Бюджетный кодекс уже внесены изменения, которыми определены особенности взаимоотношений государственного бюджета с бюджетом Киева. Соответствующий закон – №1210-VII, – Верховной Радой принят 15 апреля.

Еще одна проблема состоит в том, что четкие критерии финансирования столичных функций сегодня отсутствуют. В связи с этим парламентские эксперты рекомендует сначала разграничить столичные функции, которые должны финансироваться из госбюджета, и функции по обеспечению жизнедеятельности Киева (решению коммунальных, инженерных, транспортных и социально-культурных проблем города), которые должны финансироваться за счет бюджета Киева, и лишь после этого поднимать вопрос о выделении Киеву «столичных» субвенций и дотаций. Аналогичная ситуация и с погашением 3,7-миллиардного долга Киева перед госбюджетом – в проекте не содержится разъяснений, почему такой громадный кассовый разрыв возник, и почему он должен быть списан.

Парламентский комитет по вопросам бюджета также занимает жесткую позицию по проекту №4940: 3 июня в парламенте зарегистрирован проект постановления об его отклонении. Тем не менее, историю с перераспределением «подоходных» поступлений в пользу бюджета Киева нельзя считать законченной. В парламенте уже зарегистрирован альтернативный законопроект №4940-1. В Бюджетный кодекс он вносит лишь одну поправку – о зачислении 100% поступлений налога на доходы физлиц в бюджет Киева.

При этом серьезных контраргументов против такого перераспределения финансовых потоков, за исключением возможной разбалансировки госбюджета, по сути, нет.

Поэтому шансы, что бюджет Киева в перспективе пополнится многомиллиардными отчислениями с зарплат киевлян и приезжих работников, все-таки есть. А с «полуторным» бюджетом и у столичной коммунальной сферы может открыться второе дыхание. Вопрос лишь в том, согласятся ли на такое распределение бюджетных средств другие украинские города и регионы.

Вы не знаете, куда вложить деньги? Вам нужно купить Bitcoin на сайте https://xchange.cc. Тут представлен отличный обменник.

 
Комментарии (0)