ГлавнаяИнтервьюОСМДБлагополучие любой страны начинается с тех благ, которые сегодня получают люди

Благополучие любой страны начинается с тех благ, которые сегодня получают люди

Какие задачи стоят перед Минрегионом в следующем году? Об этом в интервью ИА «Украина Коммунальная» рассказал помощник Министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Дмитрий Швыдченко.

Заканчивается 2011 год. Каким он был для таких стратегических отраслей национальной экономики как строительство и жилищно-коммунальное хозяйство? Какие задачи стоят перед Минрегионом в следующем году? Об этом в интервью ИА «Украина Коммунальная» рассказал помощник Министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Дмитрий Швыдченко

По Вашему мнению, каковы основные достижения Минрегиона в 2011 году? 

- К основным достижениям я бы отнес завершение реорганизации двух центральных органов власти. Мы смогли сохранить и усилить наш коллектив, который сложился из двух министерств – Министерства регионального развития и строительства и Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Осенью 2011 года была завершена реорганизация, и я уверен, что та команда, которая у нас сейчас есть, добьется успехов в реформировании отрасли. 

К успехам можно отнести и своевременное начало отопительного периода. В целом отрасль обеспечивает минимальный санитарный минимум, который сегодня возможен по основным услугам. Минрегион оперативно реагирует на все возможные жалобы, обращает внимание органов местного самоуправления на необходимость оперативного реагирования на обращения граждан. 

В этом году основные усилия были направлены на выполнение Программы экономических реформ Президента Украины, которые регламентированы Национальным планом действий на 2011 год. Мы попытались полностью выполнить те задачи, которые поставил Глава государства перед нашим министерством. 

На сегодняшний день с учетом наших предложений разработан проект Национального плана действий на 2012 год, и этот документ определит основные задачи по реформированию подведомственных отраслей в следующем году.

В чем особенность Национального плана действий на 2012 год и какие первоочередные задачи будет решать Минрегион?

- В основу плана заложены вопросы антикризисного управления отраслью и стабилизация финансов. Минрегион делает все, чтобы защитить предприятия отрасли. Не секрет, что в условиях энергетической зависимости предприятия теплоснабжения и водоснабжения имеют хроническую задолженность перед энергетиками и эти долги вырастают в огромные проблемы в текущей деятельности. 

Казалось бы мы все понимаем, что не имеем экономически обоснованных тарифов, не имеем возможности вовремя рассчитаться за потребленные энергоресурсы, но из-за этого возникает сбои в снабжении потребителей коммунальными услугами. Но люди должны получать воду и тепло. При этом получать эти услуги они должны вовремя. Если этого не происходит, значит Минрегион не выполняет свою функцию по защите интересов предприятий отрасли. Вопросы межведомственных взаимоотношений Минрегион будет решать так, чтобы потребители не ощущали снижения качества предоставляемых коммунальных услуг.

В жилищно-коммунальной сфере очень много проблем…

- Проблем действительно очень много и они накопились годами. Главная из них заключается в том, что отрасль остается очень энергозависимой. Без привлечения заемных средств, без временного привлечения бюджетных средств всех уровней, системы жизнеобеспечения мы не сможем поддерживать в работоспособном состоянии и тем более модернизировать. 

Мы понимаем, что благополучие любой страны, благополучие любого цивилизованного общества начинается с тех благ, которые сегодня получают люди. Профильный Министр и руководство министерства убеждены, что развитие систем жизнеобеспечения должно стать приоритетным направлением развития Украины на ближайшие 10-20 лет. Только тогда мы сможем смело идти в цивилизованное мировое сообщество. 

Как бы Вы сформулировали основную задачу, которая стоит сегодня перед Минрегионом? 

- Если коротко, то это, безусловно, формирование государственной политики в отрасли, а это осуществляется, в первую очередь, за счет разработки нормативно-правовой базы. В жилищно-коммунальном хозяйстве очень сложная и зарегулированная законодательная база. Только на высшем уровне отрасль регулирует 31 Закон Украины! Поэтому в следующем году в первую очередь мы планируем гармонизировать законодательную базу. Моя мечта, чтобы в отрасли был один базовый закон о жилищно-коммунальных услугах, в котором будут четко определены основные термины и принципы. Тогда можно говорить о цивилизованной нормативно-правовой базе.

Чтобы правильно организовать эту работу в Минрегионе, создан консультативно-совещательный орган - Комитет отраслевых реформ. В состав этого Комитета входят руководители министерства, руководители всех структурных подразделений, представители профильных предприятий, а также представители научных кругов и общественности. 

Основная задача Комитета отраслевых реформ заключается в действенной организации выработки управленческих и нормативных решений, которые сделают реформу отраслей реальной. 

И все-таки как будет строиться работа, чтобы решить эту непростую задачу? 

- Ни один центральный орган власти не сможет добиться результатов, если будет формировать государственную политику в отрыве от производства, в отрыве от предприятий отрасли. Я уже говорил, что одна из главных задач министерства – это защитить интересы профильных предприятий, поэтому делать это Минрегион будет вместе с ними. 

К сожалению, сегодня многие законопроекты и подзаконные акты разрабатываются специалистами-теоретиками, без учета позиций практиков, которые потом вынуждены с этими документами работать. 

Больше всего проблем в подзаконной базе тарифного и технического регулирования. Работа в этом направлении будет строиться на учете интересов, как потребителей, так и предприятий, предоставляющих коммунальные услуги. При проведении любых законодательных изменений Минрегион будет учитывать позицию регионов. 

Вы уже говорили, что отрасль остается очень энергозависимой. Об энергосбережении начали говорить со дня провозглашения независимости Украины…

- Суть нашей работы заключается в триедином подходе к решению этой проблемы, и это отражено в названии Министерства. В первую очередь, необходимо правильно запланировать определенную территорию. Затем надо построить определенные объекты на этой территории и после этого – правильно их эксплуатировать. Все должно идти в комплексе. Надо понимать, что в ЖКХ не будет энергосбережения до тех пор, пока в строительной отрасли не будут заложены эти принципы еще на этапе проектирования. Только при таком подходе можно получить эффективное энергосбережение. При этом необходимо определиться с тем, что новые здания, которые не соответствуют современным мировым нормам энергосбережения, не могут быть сданы в эксплуатацию.

Как Вы считаете, станет ли наступающий 2012 год, переломным в решении этого вопроса? 

- Наша команда сделает все возможное, чтобы это произошло. Следующий год, кроме антикризисного управления и решения насущных задач, конечно, должен стать годом принципиальных изменений в законодательстве.

Необходимо полностью гармонизировать нормативно-правовую базу и дать стимулы, которые поэтапно будут способствовать тому, чтобы предприятия ориентировались на энергосбережение. 

Кроме этого, предстоит большая работа по созданию механизма льготного заемного финансирования. Понятно, что бюджетные возможности всех уровней инвестиционную потребность отрасли обеспечить не смогут. Это подтверждает и печальная статистика недостроенных объектов в строительной отрасли. 

Не очень оптимистичная картина по многим вопросам, в том числе и энергосбережению, складывается в уже имеющемся жилом фонде. Как будет решаться этот вопрос? 

- Значительная часть жилого фонда Украины относится к застройке 60-80-х годов прошлого столетия, и плановые капитальные ремонты в большинстве зданий не проводились. 

Сегодня квартиры в этих домах отданы собственникам, создан институт собственников квартир, но не создан институт собственников домов. Наряду с тем, что необходимо отдать людям дом, надо еще создать государственную политику по поддержке этих собственников в содержании своего дома. 

Понятно, что у государства денег нет для этого и, скорее всего, не будет. Мировая практика свидетельствует о том, что государственная поддержка обеспечивается путем льготного заемного  финансирования. 

Эту позицию занимает и Президент Украины, и правительство. Действительно, мы должны, прежде всего, использовать внутренние ресурсы. И для этого надо работать с государственными банками. И такой мировой опыт есть, когда государство стимулировало именно государственные банки на финансирование объектов капитального ремонта. И только потом, частные банки начинали этот рынок осваивать, понимая, что это очень выгодно. 

В Украине, к сожалению, нет практики выдачи кредитов ОСМД. Мировая практика показывает, что в этом сегменте практически нет невозвратов по кредитам. Это достаточно стабильный игрок кредитного рынка для банковской системы. Люди не отказываются от своего имущества, им интересно владеть им, интересно развивать и капитализировать. Надо людям показывать и говорить, что когда они проводят капитальный ремонт и вкладывают деньги в долгосрочную перспективу – это не просто статья расходов, не просто сохранение жилья, а увеличение стоимости их имущества. 

Как Вы прокомментируете ситуацию с созданием ОСМД?

- Минрегион имеет ряд законодательных инициатив, которые, прежде всего, помогают собственникам жилья управлять их имуществом, но они пока еще не дошли до Верховной Рады. Законодательная процедура в стране сложная и эти наработки будут перенесены на следующий год. 

Надо, наконец, окончательно решить, что собственник жилья после приватизации квартиры получил не только квартиру, но и придомовую территорию, и все подсобные помещения. Тем более что еще в 2004 году Конституционный суд Украины по этому вопросу принял соответствующее решение. 

В Украине 93% жилья приватизировано, это значит, что столько же придомовых территорий и помещений общего пользования тоже приватизированы. Но есть примеры, когда орган местного самоуправления под видом балансодержателя начинает чужую собственность сдавать в аренду или более того – продавать. Поэтому в этом вопросе надо поставить точку и сказать, что понятие балансодержателя в стране нет. Есть только собственник, у которого есть неделимое общее имущество. Законодательство позволяет это сделать и четко сказать, что люди сами должны управлять своим домом. Для этого необходимо создать такие условия, когда ОСМД не является обязательным органом…

То есть, ОСМД можно не создавать?

- Низкая активность населения по созданию ОСМД обусловлено тем, что людям приходится создавать юридическое лицо: нужен председатель, бухгалтер… Как правило, люди этих организационных вопросов боятся. 

Но это не должно быть препятствием для создания конкурентных условий на рынке обслуживания жилья. Большое количество управляющих компаний, которые станут альтернативой ЖЭКам и будут бороться за каждый дом, могут появиться лишь тогда, когда у людей будет простой механизм принятия решений. 

Сегодня без создания ОСМД невозможно выбрать управителя домом. Мировая практика показывает, что во многих странах люди без создания юридического лица собираются и принимают решения общим голосованием. Это должно решаться по принципу органа самоорганизации населения. Собрались, приняли решение, которое запротоколировано, и все – больше ничего не нужно! 

По сути это тоже ОСМД, но без создания юридического лица, и Минрегион в следующем году планирует заняться этим вопросом. Это будет началом создания конкурентной среды на рынке управления жильем. 

Но, согласитесь, что добиться этого без реформирования всей системы жизнеобеспечения невозможно? 

- Любая реформа начинается с потребителя услуг, затем управление жилым фондом, а дальше надо работать с монополистами. Необходимо четко обозначить полномочия и принципы взаимодействия ОСМД, управляющих жилищных компаний и монополистов. 

Сегодня, из-за того, что эта система взаимодействия не регламентирована, люди на местах имеют очень много проблем, которые касаются именно вопросов балансовых отношений между различными поставщиками коммунальных услуг. В жилом фонде необходимо создать активного собственника, а это станет возможным только при наличии эффективной конкурентной системы управления жилым фондом. Этому будет способствовать и реформирование монополистов. 

Как видит Минрегион решение этого вопроса?

- Реформирование монополистов начинается с тотального учета. На каждом этапе производства, на каждом этапе транспортировки той или иной монопольной услуги должен быть поставлен прибор учета.

Сегодня в стране господствует принцип: чем больше себестоимость, тем больше шансов получить высокий тариф. Эта формула неэффективна, она не стимулирует к энергосбережению. 

В теплоснабжении основной упор будет делаться тоже на энергосбережение. Все понимают проблему с природным газом, 11,7 млрд куб м, в среднем Украина потребляет на теплоснабжение. За счет импортозамещения и за счет энергосберегающих мероприятий этот показатель на 3-4 млрд куб м нужно сократить. 

Если на систему теплоснабжения посмотреть в целом, то ее мы понимаем как единый комплекс: здание – теплосеть – генерация тепловой энергии. В доме потенциал энергосбережения составляет 20-50%, в сетях - 10-20% и примерно таким же потенциалом обладают системы генерации тепловой энергии. 

Понятно, что если теплосеть всегда будет занимать монопольное положение, то поставлять туда тепло могут и другие предприятия генерации, прежде всего, это избыточное тепло промышленных предприятий, альтернативная энергетика и местные виды топлива. Естественно, все это должно сопровождаться полноценным нормативно-правовым обеспечением. 

Благодарю Вас за интересную и содержательную беседу. ИА «Украина Коммунальная» желает всем участникам процесса реформирования отрасли успехов в следующем году. 

- От имени команды Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины хочу поздравить всех потребителей и поставщиков коммунальных услуг с наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым и пожелать всем здоровья, оптимизма, конечно, понимания и поддержки в проведении реформирования отрасли.

Беседовал Николай Бойко специально для ИА «Украина Коммунальная»

 

Любое растения необходимо поливать. Ведь это своего рода для них пища. Вот, например, Вашему вниманию предлагается купить дождеватели Hunter, который поможет в указанное время производить полив участка. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте aquaprice.com.ua.

 
Комментарии (2)
Михаил1
05 января 2012 г. 14:56
Может, оно начинается с пересажания всей мерзоты?
Вик1
17 января 2012 г. 17:15
Явно не стой стороны подход